Новость политики

«Не нужно доводить людей до ручки — может рвануть»: эксперт об особенностях информационной политики в период коронавирусного кризиса

«Не нужно доводить людей до ручки — может рвануть»: эксперт об особенностях информационной политики в период коронавирусного кризиса

https://www.beesona.ru

10.05.2020 в 20:01:00
18912

Политологи рассуждают о том, станут ли ограничительные меры драйвером массовых народных волнений в России

Оригинальное начало выхода Москвы из коронавирусных ограничений (разрешение на работу промышленным и строительным предприятиям при сохранении запрета на прогулки и деятельность сферы услуг) дало толчок к размышлениям политологов о возможных последствиях ограничительных мер.

Где деньги?

Политконсультант Андрей Перла назвал последние решения столичного градоначальника «указом о революционной ситуации»: по мнению эксперта, москвичам будет очень сложно понять странные действия властей. Например, почему «смуглому парню» можно вполне легально ездить по городу, работать в условиях скученности, а россиянину запрещено не только зарабатывать себе и семье на жизнь, но и просто погулять.

По мнению эксперта, делается все, «чтобы общество столицы было нестабильным и озлобленным против властей».

«Терпение людей, лишившихся работы и нормального отдыха, не беспредельно», — пишет Андрей Перла.

О возможности массовых протестов через месяц-полтора говорит и глава «Левада-центра» Лев Гудков. По его словам, согласно проведенным опросам, все больше людей (48 процентов) выражают недовольство ограничительными мерами, а на лидирующие позиции выходит страх лишиться работы и, соответственно, доходов.

«Значительная часть россиян, судя по данным опроса, либо уже уволены, либо переведены на сокращенный рабочий день, либо произошло уменьшение зарплаты. Волна такого рода известий распространяется очень широко», — отмечает эксперт.

По мнению Гудкова, раздражение пока накапливается, но вскоре можно будет увидеть какие-то конкретные формы протеста.

Согласно недавнему опросу, проведенному научно-техническим центром «Перспектива», 63,6 процента респондентов заявили об отсутствии каких-либо накоплений, при этом 65,5 процента участников исследования сказали, что им не хватает денег до зарплаты. 34,6 процентов опрошенных отметили, что накопления имеются, но лишь 45 процентам из них хватит денег на срок от двух до шести месяцев в случае потери постоянного источника дохода. 21,2 процента тех, кто имеет финансовую «подушку», признались, что хватит ее максимум на месяц.

В режиме самоизоляции москвичи находятся с начала апреля.

Анатомия страха

Есть вопросы к «коронавирусной» информационной политике и у управляющего партнера консалтингового агентства «LSP Consulting» Венеры Люцик.

«Уже всем понятно, что вирус есть и он опасен, вирусоскептики были посрамлены в своих крайних убеждениях суровой эпидемиологической реальностью. Но, во-первых, ежедневно публикуется  вал  данные о заражениях и смертях», — говорит эксперт. — Обыватель видит только их и не имеет возможности сравнивать эти цифры со смертностью, допустим, от других заболеваний: они разбросаны по другим источникам, их еще нужно поискать. А при доминировании одних данных при полном отсутствии других статистика, конечно, выглядит шокирующе, что значительно вредит психике и защитным функциям организма. Нагнетание страха не только вредит здоровью, но и  косвенно провоцирует дальнейшее распространение вируса. Многим памятны заявления о том, что система здравоохранения столицы работает на пределе возможностей, очереди из машин скорой помощи — внезапно, кстати, рассосавшиеся после введения цифровых пропусков. Во-вторых, известные врачи вдруг начали писать в социальных сетях о смертельной опасности коронавирусной инфекции, причем писать преотличнейшим русским языком, даже без стилистических и пунктуационных ошибок. При этом журналисты отлично знают, что в «мирное» время уважаемые доктора крайне редко дают комментарии без согласования с пресс-службой Депздрава. Случайно ли все это? Мне кажется, вопрос не тривиальный. В общем, как мне кажется, народ запугали коронавирусом буквально до дрожи в коленках с непонятными целями. Если кого-то хотели удержать дома, надо было бы общаться на  равных и аргументировано, как,  например, в Швеции, где люди без угроз и штрафов соблюдают дистанцию и другие требования. А такой подход, как к малым и, главное, бесправным детям, несет ряд серьезных рисков для системы».

Однако, по мнению Венеры Люцик, эффект от этого был лишь тактический и очень кратковременный.

«Страх — эмоция, которая требует немедленной реакции на то, чем пугают», — продолжает политолог. — Она генетически предполагает две реакции: бей или беги. Бежать основной массе, собственно, некуда: отсутствие денег, вероятность потери работы и вполне реальные перспективы голода могут спровоцировать вторую из возможных реакций — бей. Что это значит — все мы понимаем».

«Когда в товарищах согласья нет…»

В копилку негативных эмоций россиян, считает политолог, добавляется и раздражение от некоторых непопулярных решений власти, в которых непросто найти внутреннюю логику.

«Какая, например, логика в разрешении работать строительным предприятиям и продлении  запрета на деятельность сферы услуг и прогулки в парках? Какая логика в закрытии городов при разрешении проезда в них по пропускам? Какая логика в приостановке работы общественного транспорта (как это происходит в Карелии)? Мне кажется, людей больше раздражают не столько сами ограничительные меры, сколько их, мягко скажем, странность», — считает Венера Люцик.

Обескураживает, по мнению эксперта, и тон публичных высказываний ряда должностных лиц.

«Президент страны обращается к гражданам тактично — в духе «дорогие мои, ну потерпите еще немного». При этом некоторые региональные чиновники сочли возможным обвинить жителей в ужесточении ограничительных мер: мол, сами виноваты, плохо соблюдают режим самоизоляции. А накануне праздника вместо терпеливых разъяснений СМИ транслировали категоричные месседжи в стиле «сунетесь в парки — будем штрафовать». И как граждане, без того измотанные месячным сидением в четырех стенах, должны на это реагировать? Не нужно доводить людей до ручки — может рвануть», — заключает г-жа Люцик.

Раздражение людей вполне может усугубляться конфликтами в высших кругах власти: сетевое издание «Нос» сообщало о возможном аппаратном противостоянии между секретарем генерального совета «Единой России» Андреем Турчаком и некоторыми другими высокопоставленными единороссами. Политолог Аббас Галлямов заметил по этому поводу: «Важно, что ни падающие рейтинги, ни растущие протестные настроения не в состоянии заставить этих людей отложить разногласия и договориться. Это яркое свидетельство вырождения правящего класса и утраты им способности к сопротивлению».

По мнению эксперта, раскол в элитах — важнейшая предпосылка для смены режима не совсем демократическими методами.

«Падение режима приближает не столько Навальный, сколько передравшиеся друг с другом единороссы», — считает Аббас Галлямов.

Автор: Алексей Нилов, Марк Белинский
ТеГИ
ограничительные меры, народные волнения
Поделиться
Похожие новости