Новость политики

«Попросят» ли Россию из российско-китайского проекта пассажирского самолета?

«Попросят» ли Россию из российско-китайского проекта пассажирского самолета?

Фото © «Московская газета»

01.08.2022 в 23:30:00
3302

Появляется все больше признаков того, что крупный российско-китайский проект производства широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR-929 на 250-300 пассажиров могут либо свернуть, либо из него выйдет Россия. Проект, который оценивается в $50 млрд, мог бы подсластить российским авиаторам горькую пилюлю в виде ухода с российского рынка западных Boeing и Airbus. Минторг США в июне прогнозировал, что из-за введенных санкций через два года Россия может лишиться более половины парка самолетов иностранного производства из-за необходимости их разбора на запчасти

Сейчас в Поднебесной собирают первый образец лайнера, который должен конкурировать как раз с этими западными аналогами. Учитывая гигантские производственные мощности Китая, CR-929 мог бы помочь восполнить потери иностранного авиапарка на территории России, но произойдет ли это — пока вопрос.

Еще в 2020 году, судя по оценкам официального сайта госкорпорации «Ростех», будущее проекта казалось безоблачным. Его называли будущим флагманом российско-китайского авиасотрудничества. Процесс разработки первого российско-китайского самолета, как отмечали официальные лица, шел по плану и ожидалось, что первые поставки могут начаться в 2025-2027 годах. Объем поставок должен был составить порядка 1000 машин в течение 25 лет.

А в июне текущего года этого самолета, по данным СМИ, уже не оказалось в профильной российской авиагоспрограмме, рассчитанной до 2020 года.

Как сообщили на днях турецкие СМИ со ссылкой на китайское издание South China Morning Post, проект, который реализуется восемь лет, якобы находится под угрозой из-за усиливающихся разногласий между партнерами по поводу схемы распределения прибыли и возможного участия в проекте западных компаний.

Согласно информации издания, в Пекине выступили за подключение к проекту западных компаний, таких как Rolls-Royce и General Electric, а также выразили нежелание делить доходы от продаж на внутрикитайском рынке.

В Москве выступили против этих новых идей китайской стороны. Так, в России вместо подключения Запада считают необходимым разработку своего китайско-российского авиационного двигателя. Китайская сторона также выступает за то, чтобы шасси будущего самолета производили бы в США или Германии, в то время как Москва предлагает местных производителей. По данным источников South China Morning Post, если КНР будет настаивать на своих требованиях, проект может быть законсервирован.

В предложениях Китая по участию в проекте компаний Запада особо нового для нашей стороны нет. По данным «Ростеха» от 2020 года, уже тогда шла речь о двигателях от GE и Rolls-Royce. Российский ПД-35 считался альтернативой на будущее. Однако антироссийские санкции этого года все изменили — западное оборудование стало для России неподходящим.

Профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Евгений Коган со ссылкой на китайские источники рассказал, что одна из ключевых причин разногласий заключается в том, что Пекин надеется, что пассажирский самолет CR-929 будет соответствовать западным нормам летной годности. Широкофюзеляжный самолет предназначен для полетов в Европу и США, поэтому, по мнению китайской стороны, было бы лучше выбрать некоторые ключевые компоненты, разделив заказы с европейскими и американскими производителями. Ученый говорит, что Россия якобы настаивает на использовании систем и изделий собственной разработки.

Ранее российские власти уже высказывали скептицизм по этой теме. Так, недавно проблемы в этом вопросе признавал вице-премьер Юрий Борисов: «Этот проект идет в принципе не в том русле, которое нас устраивает. Китай по мере превращения в индустриального гиганта все меньше и меньше заинтересован в наших услугах, у нас работает наше КБ, мы имеем громадный опыт в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институт, — прим. ред.). <...> Но у китайцев больше потребностей, чем у нас на сегодняшний день. Наше участие все уменьшается и уменьшается. Я не хочу прогнозировать будущее этого проекта — будем мы из него выходить или не будем, но пока он по факту идет».

В конце июля Евросоюз объявил о смягчении авиационных санкций в отношении России, однако, по мнению российских экспертов, речь идет только о снятии запрета на поставку запчастей, но не отмене эмбарго на поставку новых самолетов.

Так, главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Федор Борисов пояснил, что «вероятно, будут рассмотрены вопросы, касающиеся поддержания летной годности, то есть поставки запчастей к уже приобретенным самолетам и вертолетам. Вряд ли запрет на поставки новых самолетов будет снят, но в части поддержания старых, скорее всего, следует ожидать какие-то послабления».

Справка

О проекте китайско-российского самолета задумались еще в 2008 году. Конкретное соглашение о кооперации между двумя странами было подписано в 2014 году во время визита Владимира Путина в Китай. Тогда отношения с КНР получили второе дыхание на первой санкционной волне. Разработкой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета занялись российская Объединенная авиастроительная корпорация и китайская COMAC. В 2017 году в Шанхае было создано предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое стало оператором нового проекта. В том же году проект получил свое официальное название – CR929. (С обозначает China, а R – Russia. Число 929 также имеет смысл – цифра 9 в китайской традиции означает вечность и долголетие) Российская сторона отвечает за консоли крыла, центроплан и механизацию крыла, китайская — за фюзеляж, обтекатель и горизонтальное и вертикальное оперение.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
россия, китай, самолеты, производство
Поделиться
Похожие новости