«Слышащее государство» в действии. После беспорядков власти Казахстана намерены продолжать модернизацию страны
Насильственная фаза противостояния в Казахстане, похоже, завершилась, власти подвели печальные итоги столкновений, в ходе которых, по данным Генпрокуратуры республики, погибло 225 человек, и режим Касым-Жомарта Токаева оказался на развилке
У него было два основных варианта действий: всецело воспользоваться лаврами победителя и отыграться на своих оппонентах, исключив на ближайшие годы любую возможность открытого недовольства властью с помощью репрессий и ужесточения законов, или учесть реальные причины возмущения граждан и пойти на диалог с обществом, чтобы хотя бы попытаться решить проблемы соотечественников.
Изначально казалось, что Токаев, как до него президент Белоруссии Лукашенко, решил пойти по первому пути. После начала погромов президент назвал участников беспорядков террористами и разрешил силовикам стрелять на поражение. Дальше, по логике постсоветских режимов, могли последовать массовые аресты, показательные процессы с тюремными сроками для протестующих и противодействие любой уличной политической активности.
Но Токаев вновь показал себя более дальновидным политиком, чем о нём думало большинство комментаторов. Спустя неделю после завершения столкновений в казахских городах президент напомнил силовикам о том, что они также должны соблюдать закон в отношении сограждан. Он поручил Генпрокуратуре смягчить наказание тем участникам беспорядков, в действиях которых нет отягчающих обстоятельств, а также потребовал не преследовать мирных демонстрантов. Кроме того, глава государства заявил, что страна выполнила все законные требования протестующих.
«Прошли митинги, участники которых выдвинули социально-экономические и общественно-политические требования, все они были услышаны и выполнены государством», — отметил президент.
Такой баланс применения силы и диалога напоминает действия властей европейских стран в случае массовых протестов. Ведь многие лидеры постсоветских государств как правило вообще не признают, что какие-либо требования протестующих могут быть законными. А факты вооружённого сопротивления и гибели полицейских тоже нельзя не учитывать, поэтому обойтись совсем без силового ответа вряд ли было возможно.
В сегодняшнем интервью генсек ОДКБ Станислав Зась выразил уверенность, что новых массовых беспорядков в Казахстане ожидать не стоит. «Я бы не стал говорить об опасности какого-то реванша либо нового всплеска. Я практически уверен, что это невозможно, потому что, во-первых, ситуация взята под контроль. Во-вторых, сейчас проводится большая работа по выяснению всей картины, всех участников. Соответственно, будут приняты меры в рамках закона Республики Казахстан. И конечно же, все сделали для себя выводы из этой ситуации — не только казахский народ, но и руководство страны», — сказал Зась.
И последний пункт представляется наиболее важным. Власти Казахстана действительно сделали свои выводы. Изначальными причинами протестов стало ухудшение благосостояния граждан, рост цен и усталость от несменяемого Назарбаева в высшем руководстве страны. И власть действительно понимала, что эти требования обоснованы. Поэтому был принят ряд экстренных мер, включая снижение вдвое цен на газ, заморозку стоимости продуктов первой необходимости и услуг ЖКХ, отставку правительства, а также реальное и окончательное отстранение Назарбаева от власти. Возможно, властям стоило действовать чуть быстрее, и тогда бы ситуация не дошла до открытого насилия, но главное – к диалогу с обществом Токаев и другие высшие чиновники действительно готовы. Как только протесты были подавлены, власти вернулись к реформаторской риторике.
Главные тезисы грядущих изменений Токаев озвучил всё в том же выступлении перед депутатами Мажилиса, когда объявил и о завершении миссии миротворцев ОДКБ. Среди прочего, он пообещал увеличивать эффективность работы госаппарата за счёт омоложения кадров и более жёстких требований к чиновникам, то есть анонсировал ту самую сменяемость власти, хотя пока и не на самом высоком уровне. Также будет создан специальный фонд, куда будут поступать отчисления от крупных бизнесменов на финансирования здравоохранения, образования и социальной сферы, а Банк развития Казахстана был жёстко раскритикован за предоставление кредитов лишь избранным компаниям, что, по-видимому, означает в дальнейшем необходимую помощь всем нуждающимся предпринимателям. Не обошлось и без лёгкого популизма, который, впрочем, несёт в себе и вполне ощутимую экономию для бюджета. Зарплаты министров, депутатов, местных и региональных госслужащих заморожены на 5 лет. Наконец, на сентябрь были обещаны и политические реформы, в том числе перемены в избирательной системе. Если в их числе будут возвращены выборы акимов (глав областей), это станет реальным шагом к демократизации Казахстана и, без преувеличения, победой мирных демонстрантов, которые, помимо снижения цен на газ, хотели именно этого – чтобы граждане могли влиять на управление своей страной.
Ещё в начале своего президентства Токаев стал продвигать концепцию «слышащего государства», которое реагирует на запросы населения, а не отгораживается от них ОМОНом и репрессивными законами.
«Наша общая задача – воплотить в жизнь концепцию «Слышащего государства», которое оперативно и эффективно реагирует на все конструктивные запросы граждан. Только путем постоянного диалога власти и общества можно построить гармоничное государство, встроенное в контекст современной геополитики. Поэтому необходимо поддерживать и укреплять гражданское общество, вовлекать его в обсуждение наиболее актуальных общегосударственных задач с целью их решения», — говорил президент в своём послании депутатам и народу Казахстана. Теперь у Токаева появляются основания сказать своим критикам и оппонентам: «Государство вас услышало».
Впрочем, главный научный сотрудник МГИМО Андрей Казанцев полагает, что говорить о полной победе Токаева и успокоении ситуации пока преждевременно. Он видит три основных причины протеста: двоевластие, бедственное социально-экономическое положение граждан и влияние исламистов. Раскол элит, как утверждает Казанцев, преодолён, однако две другие причины не устранены.
Раскол во власти действительно выглядит ликвидированным. А вот значимость роли исламистов в нынешних событиях вызывает немалые сомнения.
Журналист и военный эксперт Валерий Ширяев приводит в пример несколько сложнейших и успешных операций КНБ против джихадистов за последние годы, что доказывает контроль спецслужб в этой сфере. К тому же у вооруженных групп после отъезда многих в Сирию и Ирак просто не осталось ресурсов для полноценного вооружённого восстания, а во время январских беспорядков реальных следов и характерных признаков их деятельности не наблюдалось. Остаётся последнее и, кажется, главное – финансовое благополучие казахстанцев. И общее направление по решению этой задачи Токаев, как говорилось выше, тоже наметил.
Одним словом, почвы для повторения массовых протестов в ближайшее время, по всей видимости, не остаётся. Соседям, в том числе России, за стабильность Казахстана можно уже не переживать.
-
Ввод российских миротворцев и другие меры по урегулированию ситуации сопряжены с рядом рисков, считают в СПЧ ...06.01.2022 в 16:00:004988
-
В нынешних условиях ввод войск ОДКБ в Алма-Аты будет восприниматься гражданами Казахстана как интервенция. Для того, что...06.01.2022 в 13:50:007357
-
В Казахстане третий день не прекращаются протесты, связанные с повышением цен на сжиженный газ. Несмотря на заявления вл...05.01.2022 в 16:27:0022818
-
Эксперты расходятся во мнениях относительно того, были ли народные волнения спровоцированы специально ...05.01.2022 в 11:02:007508
-
Эксперты призывают к жесткому ответу российского государства на притеснения русских в этих странах ...13.08.2021 в 12:30:007040
-
В Казахстане 52 человека погибли при пожаре в пассажирском автобусе.18.01.2018 в 10:26:003198