Новость экономики

Какого решения по ставке ждать от ЦБ РФ на предстоящем заседании

Какого решения по ставке ждать от ЦБ РФ на предстоящем заседании

Фото © «Московская газета»

14.08.2023 в 20:02:00
2303

Банк России на последних заседаниях отмечал усиление во второй половине года проинфляционных факторов. Если взять за основу среднегодовое значение ключевой ставки в 8,3%, то у ЦБ есть некий «зазор» в повышении ставки. Кроме того, инфляция традиционно ускоряется осенью, летом наблюдается снижение некоторых цен в продуктовой корзине, отсутствует рост и влияние стоимости жилищно-коммунальных услуг. Вероятность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании, на мой взгляд, высокая. Об этом сообщила «Московской газете» доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Татьяна Красюк

Накануне стало известно, что Банк России по-прежнему не видит рисков для финансовой стабильности со стороны ослабления курса рубля. Однако вслед за этим регулятор распространил сообщение, что проведет внеочередное заседание совета директоров по ключевой ставке не в сентябре, а уже 15 августа. Произошло это на фоне того, что в понедельник доллар максимально дорожал до 101,75 рубля, евро — до 111,42 рубля, юань — до 13,96 рубля.

Можно ли рассматривать заявление ЦБ об «отсутствии рисков» как сигнал, что регулятор воздержится от чрезмерного «закручивания гаек» в плане ужесточения денежно-кредитной политики? Чего ждать от Центробанка на предстоящем заседании, и не собирается ли ЦБ принимать особые меры для стабилизации дешевеющего рубля?

«Пока ЦБ предпринимает минимальные корректировки для ослабления давления на рубль (предотвращения дополнительного увеличения волатильности) – временный отказ с 10 августа до конца года от зеркалирования на внутреннем валютном рынке покупок валюты Минфина по бюджетному правилу. Также ЦБ с 1 августа начал зеркалировать операции по инвестированию средств ФНБ в проекты внутри экономики России, что находит отражение в продажах ЦБ юаней на 2,3 млрд руб. в день с 1 августа по 31 января 2024 г. Обе меры выглядят вполне своевременно, но пока не привели к остановке снижения курса рубля. В пятницу зампред ЦБ А. Заботкин говорил о том, что Центробанк по-прежнему не видит рисков для финансовой стабильности из-за ослабления рубля, т.к. решающим фактором в ослаблении национальной валюты являются экспортно-импортные операции (при сокращении стоимостного объема экспорта на него приходится устойчиво растущий рублевый объем внутреннего спроса, поддерживаемого повышенным уровнем спроса со стороны государства, высокими темпами роста кредитования, улучшением потребительских настроений). ЦБ воспринимает этот дисбаланс как еще один симптом «перегрева» внутреннего спроса, который нужно сбалансировать с возможностями предложения за счет применения основного инструмента ДКП – повышения ключевой ставки. С другой стороны, ослабление рубля, особенно в таких масштабах и с такой скоростью (с конца мая рубль по отношению к доллару потерял более 25%, а с начала года – 43%), безусловно, само по себе является проинфляционным фактором, требующим реакции ЦБ для сдерживания инфляции. По оценкам, ранее приводившимся ЦБ, каждые 10% ослабления рубля транслируются в увеличение инфляции на 0,5-0,6 п.п. Среди экспертов есть и более жесткие оценки – еще до последнего витка ослабления рубля аналитики ВШЭ прогнозировали, что снижение курса с начала года внесет в динамику инфляции в этом году дополнительные 1,5-3 п.п. Действия в области денежно-кредитной политики (ДКП) будут направлены на то, чтобы нейтрализовать последствия от этих факторов для стабилизации инфляции на цели 4% в 2024 году, для чего требуется дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики (ДКП)», — рассказала в беседе с «Московской газетой» руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» Ольга Беленькая.

Чего ждать от ставки?

«При инфляции «в верхней половине прогнозного диапазона» логично увидеть и ключевую ставку «в верхней части прогнозного диапазона» ЦБ, что могло бы соответствовать 9,5-10%. Причем вполне возможно, что это станет не последним повышением ставки до конца года (что следует из фразы «на ближайших заседаниях»). Представляется, что ключевое значение здесь будет иметь не конкретный уровень курса, а скорость его ослабления, а также реакция бизнеса и домохозяйств. Как показывает прошлый опыт, в частности, февраль-март 2022 г., если ЦБ увидит угрозу финансовой стабильности, решения могут приниматься быстро и ощутимо, в том числе сильное экстренное повышение ключевой ставки. Другое дело, что такое повышение может существенно навредить экономическому росту, поэтому пока ЦБ избегает подобных действий. В целом, опубликованные Центробанком в пятницу прогнозы ОНДКП показывают, что ключевая ставка в ближайшие два года будет удерживаться на значениях, существенно выше нейтрального уровня (5,5-6,5%), а в менее благоприятных сценариях, чем базовый, прогнозируется ее повышение до двузначных уровней», — отметила аналитик.

«Курс рубля к основным валютам сам по себе не является приоритетом для ЦБ. Лишь в разрезе общего сдерживания инфляции. Но на инфляции, как мы видим, курс валюты отражается в очень ограниченном масштабе. Ослабление рубля с начала года более чем на 30% пока привело к ускорению инфляции в годовом выражении всего до 5,1%. Это, конечно, превышает целевые 4%, к которым стремится регулятор, но пока не очень существенно. Однако в силу того, что повышение ключевой ставки отражается на инфляции с определенным временным лагом, резко её замедлить до конца года поступенчатое повышение на ближайших заседаниях всё равно не позволит. А вот на росте экономики такие повышения, если они будут в итоге заметными, скажется негативно – ставка и без того довольно высока. Полагаю, монетарные власти опасаются резких движений, поскольку вопрос о курсе доллара носит в основном политически спекулятивный характер и на реальную экономическую ситуацию сейчас влияет не столь сильно. Более того, для экспорта и импортозамещения, а также для пополнения бюджета излишне крепкий рубль невыгоден. Но есть и негативный аспект – при слишком слабом рубле для российских предприятий излишне удорожается импортное оборудование, комплектующие и расходные материалы. Об этом, кстати, сегодня упомянул советник президента РФ Орешкин. Кроме того, слабый рубль теряет свою привлекательность для партнёров в качестве валюты расчётов во взаимной торговле собственными валютами. Так что определенные шаги ЦБ предпринять всё-таки придётся. На наш взгляд, более эффективной мерой, чем повышение ставки, сейчас могло бы быть усиление ограничений по выводу валюты из страны», — поделился своим мнением с «Московской газетой» эксперт ИК «ИВА Партнерс» Артём Шахурин.

Следует ли ждать, что ЦБ теперь начнет вовсю закручивать «ставочные гайки»?

«Заявление Банка России о том, что он не видит рисков для финансовой стабильности из-за ослабления курса рубля, может быть рассмотрено как сигнал регулятора о том, что для ужесточения денежно-кредитной политики уже достаточно было сделано, и дополнительные меры могут привести к неоправданным ограничениям на рост экономики. Иногда Центробанк может действовать исходя из еще не опубликованных данных. В то же время инфляционные риски не исчезают, и Банк России может рассмотреть ужесточение денежно-кредитной политики дополнительно в случае, если инфляционные показатели ухудшатся. Что касается курса рубля, Центробанк не ставит перед собой цель стабилизировать его уровень. Вместо этого ЦБ стремится сохранить финансовую стабильность, контролируя валютные колебания на рынке. Это означает, что, если ослабление рубля будет приводить к росту инфляции или другим экономическим рискам, Банк России может рассмотреть возможные меры по дальнейшей поддержке рубля. Чтобы прогнозировать, какие именно меры будут рассмотрены на сентябрьском заседании, необходимо следить за экономическими показателями и новостями, а также за заявлениями главы Центробанка. В любом случае, Банк России будет стремиться сохранить баланс между поддержкой экономического роста и обеспечением финансовой устойчивости», — считает квалифицированный инвестор, предприниматель и инфлюэнсер клуба выпускников факультета бизнеса «КАПИТАНЫ» РЭУ им. Г.В.Плеханова Ярослав Саплев.

Какие факторы ставки ЦБ будут оказывать в ближайшее время влияние на курс рубля?

«В целом как ранее и отмечал Банк России, курс рубля зависит от состояния торгового баланса. За прошедший период мы можем наблюдать серьезное сокращение экспорта и рост импортной составляющей в торговом балансе. Как только результаты реализации программ импортозамещения будут существенными и вносить весомый вклад в результаты экономической деятельности, спрос перенаправится в рублевую зону. Поэтому при плавающем курсе прогнозировать плавающий курс национальной валюты возможно при достоверном прогнозе товарных потоков в страну и из страны, а также понимании валюты и стран расчетов при внешнеэкономических операциях. Курсовые соотношения являются результатом экспортно-импортного регулирования. Руководство Банка России неоднократно заявляло, что не проводит таргетирование национальной валюты. Регулятор ставит во главу угла целевые показатели инфляции как показатель финансово-экономической стабильности. Последние годы Банк России демонстрировал грамотное использование имеющихся в своем арсенале инструментов денежно-кредитной политики (ДКП) для контроля сдерживания инфляции. И в настоящее время, на мой взгляд, угроза финансовой стабильности отсутствует. Поэтому, судя по всему, мы будем видеть состояние курса национальной валюты как ответную реакцию на состояние экономики в целом и регулирования внешнеэкономических процессов», — сообщила «Московской газете» доцент департамента менеджмента НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге Татьяна Красюк.

Автор: Сергей Путилов
ТеГИ
ЦБ, ставка, экономика, инфляция
Поделиться
Похожие новости