Новость экономики

На чем государство точно не будет экономить

На чем государство точно не будет экономить

Фото © «Московская газета»

22.10.2024 в 21:10:00
115

Названа одна из точек роста внутренней экономики

В Госдуме рекомендуют одобрить в первом чтении проект бюджета на 2025 г. и плановый период 2026-2027 гг. Согласно проекту, нефтегазовые поступления в федеральный бюджет в ближайшем будущем будут падать, а не нефтегазовые — расти.

Пополнять бюджет планируется за счет налоговых поступлений, рассказал «Московской газете» член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.

«Речь, подчеркну, идет о том, что Минфин намерен пополнять казну не за счет прогрессивной шкалы НДФЛ, а за счет развития внутренней экономики. У нас недавно говорилось про перераспределение рентной нагрузки в отраслях в основном по добыче полезных ископаемых: железной руды, золота и так далее. По итогам налоговых маневров бюджет за ближайшие три года планируется пополнить на 3 трлн рублей. Кроме того, за последние два года профильные министерства провели огромную работу по ревизии государственных активов, эффективности их использования, оценки потенциала для приватизации. В целом с 2022 года стало понятно, что будет переориентирование с нефтегазовых доходов на внутренние ресурсы за счет роста национального объема производства. На этом теперь и строятся прогнозы по росту ВВП», — пояснил Тортев.

При этом, по его словам, не стоит говорить, что при верстке бюджета использовался оптимистичный сценарий.

«Скорее, профильные ведомства ориентировались на консервативный прогноз Банка России, в котором не предусмотрены сильные мировые экономические потрясения на 2025 год. С уверенностью можно сказать, что одной из точек роста внутренней экономики останется госзаказ, который и дальше будет формировать предложение на рынке», — сказал член экспертного совета Комитета Госдумы по защите конкуренции.

Ещё один важный ориентир — нацпроекты, некоторые из которых вобрали в себя сразу несколько отраслей, отметил собеседник «Московской газеты».

«Сказать сейчас, на чем готовы сэкономить в будущем ответственные лица, никто не возьмется — это подобно гаданию на кофейной гуще. Все будет зависеть от скорости выполнения нацпроектов (изменился ведь и подход к оценке эффективности выполнения) и вызовов, с которыми столкнется экономика в ближайшую трехлетку. Например, нацпроекты «Производительность труда» и «Кадры» появились на фоне острого кадрового дефицита. И не исключаю, что они будут корректироваться уже в следующем году. Или в случае с расселением аварийных домов проблему сначала решали за бюджетный счет, а потом переложили на плечи застройщиков за счет программы комплексного развития территорий. С уверенностью можно сказать, на чем экономить точно не будут: социалка (тот же нацпроект «Семья»), инфраструктура (хотя допускаю в последующие годы изменения финансирования по некоторым отдельным проектам), «Производительность труда» и «Кадры», «Транспортная мобильность», — заключил Дмитрий Тортев.

Согласно опубликованным Минфином Основным направлением бюджетной политики нефтегазовые доходы РФ должны сократиться, рассказал «Московской газете» аналитик ФГ «Финам» Николай Дудченко:

«НГД в 2025 г. должны составить 10,9 трлн руб. против 11,3 трлн руб. в текущем году, т.е. НГД должны составить около 27,1% от общих доходов бюджета. В 2026 планируется, что НГД составят уже 25,2% от общих доходов бюджета или 10,5 трлн руб. В 2027 планируется НГД снизятся до 9,8 трлн руб.».

Причиной снижения доходов, по информации Минфина, является стабилизация ценовой конъюнктуры и увеличение доли добычи нефти на месторождениях с льготными режимами налогообложения, отметил Николай Дудченко.

«Цифры, которые представил Минфин на ближайшие 3 года, выглядят правдоподобно. Мы действительно ожидаем, что средняя цена на нефть в следующем году с большей долей вероятности может снизиться. Хотя исключать возможности подъема рынка на фоне геополитических конфликтов также пока никак нельзя. Минфин одновременно прогнозирует, что общие доходы бюджета в 2025 г. вырастут на 11,5%, а в 2026 г. на 3,8%. Т.е., снижение цен на нефть уже не будет иметь такого сильного влияния на общие доходы российского бюджета, что является уникальной ситуацией», — сказал аналитик.

В прежних экономических условиях, по словам эксперта, снижение цены на нефть могло привести к падению доходов бюджета РФ. Например, период со 2 полугодия 2014 по 1 полугодие 2017 г. характеризовался периодом низких цен на нефть. Как следствие, НГД за 3 года (с 2014 по 2016 гг.) сократились на 35%, а поскольку на тот период НГД составляли от 35 до 50% общих доходов бюджета, то общие доходы за указанный период также ощутимо снизились.

«В кризис COVID-19 цена на нефть марки Brent упала за год более, чем на 20%, цена Urals также, соответственно, существенно опустилась. НГД РФ упали на 34%, а общие доходы бюджета снизились на 7,2% (справедливости ради нужно отметить, что в 2020 г. НГД составили порядка 28% от общих доходов бюджета)», — напомнил Николай Дудченко.

При текущей ограничительной ключевой ставке можно в первую очередь говорить о замедлении темпов роста экономики, нежели о расширении производства и росте, считает аналитик ФГ «Финам».

«Не решена пока проблема и с нехваткой рабочих рук. Рост ненефтегазовых доходов бюджета объясняется Минфином расширением прогрессивной шкалы налогообложения, а также реализацией мер, принимаемых в части улучшения администрирования и увеличения собираемости налогов», — заключил Николай Дудченко.

Увеличение добычи нефти на льготных месторождениях вызвано не столько налоговыми соображениями, сколько истощением основных месторождений, рассказал «Московской газете» руководитель компании по санации нефтяных активов, гендиректор ООО «Бренг» Александр Смирнов:

«В связи с замедлением геологоразведки идёт истощение запасов всех компаний на основных участках разработки. Есть вопросы и к ПО, применяемому для геологоразведки, и к оборудованию, и к кадрам. Условия работы в северных регионах тяжёлые, а в ковидные времена многие бригады специалистов были распущены. К тому же, Россия вместе с ОПЕК понижает добычу нефти и старается в рамках того, что можно добывать по ОПЕК, разрабатывать те месторождения, которые содержать выгоднее и удобнее. В силу всех этих факторов старые месторождения истощаются и развивается добыча на новых участках. Пример — участок в Оренбуржье, которым занимается наша компания: провели ремонт 3 скважин, и добыча стала составлять около 200 кубов в месяц. Маленькая цифра, но ещё вчера добыча там была 0 кубов. Значит сейчас добыча выросла на 200%. Если месторождение новое и не выработало 10% от своих изначально доказанных запасов, на его территории действует льгота по НДПИ (налог на добычу природных ископаемых, —прим. авт.). Что касается ТРИЗ (трудноизвлекаемых запасов нефти, —прим. авт.), то в России таких месторождений немного. Это, например, Баженовская свита в Западной Сибири, а также такие месторождения, как Чепаковское, которое находится между Дагестаном и Ставропольем, то есть, небольшие месторождения, напоминающие залежи сланцевой нефти в США. Пока нельзя сказать, что у нас усиленно развивается добыча ТРИЗ. Мы рассчитываем, что в следующем году геологоразведка в России начнёт активно развиваться, потому что этим на законодательном и материально-техническом уровне занялась Росгеология», — рассказал Александр Смирнов.

«Если за 9 месяцев 2023 года доходы бюджета от НДД составили 704 млрд руб., то за 9 месяцев 2024 года — 1554 млрд руб. — отметила в комментарии «Московской газете» гендиректор НААНС-Медиа Тамара Сафонова. — Прирост доходов от НДД (налог на дополнительный доход) за январь-сентябрь 2024 года составил 121%, от НДПИ — 50%, тогда как цена на нефть возросла на 17%. Возможность применения НДД позволит обеспечить инвестиции для поддержки уровня нефтедобычи, в частности, на гринфильдах (молодых месторождениях), зрелых месторождениях с высокой степенью выработанности, трудноизвлекаемых месторождениях, а также со сложными реологическими свойствами (вязкостью)».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
доход, нефть, газ, бюджет
Поделиться
Похожие новости