Новость экономики

Приведет ли увеличение денежной массы к росту инфляции, к чему готовиться россиянам?

Приведет ли увеличение денежной массы к росту инфляции, к чему готовиться россиянам?

Фото © «Московская газета»

20.07.2023 в 15:33:00
6655

В России денежная масса в национальном определении увеличилась более чем на 1,5 трлн рублей, при этом количество наличных денег в составе общего объема денежной массы выросло на 243,5 млрд рублей, годовой прирост составил 24,6%. Приведет ли рост денежной массы к гиперинфляции и стоит ли гражданам опасаться тотального обесценения рубля — выяснила «Московская газета»

«Объем денежной массы – это общее количество денег в стране, — рассказала изданию кандидат экономических наук, декан факультета экономики и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ Екатерина Безсмертная. — Существует несколько показателей, называемых денежными агрегатами, которые характеризуют динамику и структуру денежной массы. Агрегат М0 – это наличные деньги в обращении (монеты и банкноты). Агрегат М1 включает в себя М0 и переводные депозиты в рублях (то есть средства на расчетных, текущих и прочих счетах до востребования, принадлежащих гражданам и организациям). Агрегат М2, который иначе называется денежной массой в национальном определении, включает в себя М1 и средства на счетах срочных депозитов в валюте РФ. Широкая денежная масса – это показатель, включающий в себя М2, а также средства на счетах в иностранной валюте и депозитные и сберегательные сертификаты, выпущенные кредитными организациями».

По состоянию на 1 июня нынешнего года на рублевых счетах и счетах до востребования размещены 31 трлн рублей, на срочных депозитах — 38,7 трлн рублей, 16,5 трлн рублей — это наличные, находящиеся в обороте, — отметил в беседе с «Московской газетой» Павел Журавлев, начальник отдела инвестиционной аналитики «Ренессанс Банка».

По словам генерального директора Корпорации развития Московской области Владимира Слипенькина, сумма всех денежных агрегатов и составляет денежную массу, но при этом градация данных агрегатов указывает на то, как падает ликвидность денег.

«Наличные — самые высоколиквидные, остатки на счетах — менее ликвидные и еще менее ликвидные — срочные депозиты. Большая часть наличных денег на счетах означает, что население меньше склонно к сбережениям и больше склонно к тратам. Деньги держат на руках, а значит планируют ими распорядиться в ближайшее время. Не факт, что это будет потребление, может быть деньги будут переложены на срочные депозиты, но большая динамика агрегатов М0 и М1 указывает на то, что население сейчас не склонно к сбережениям», — рассказал эксперт.

Павел Журавлев главными причинами увеличения денежной массы считает эмиссию денежных средств Банком России, финансирование государством бюджетного дефицита, а также рост кредитования коммерческими банками.

«В первых двух случаях рост денежной массы приводит к пропорциональному росту номинального, без учета инфляции, благосостояния домохозяйств. Выдаваемые коммерческими банками кредиты с учетом создаваемого финансового рычага не приводят к непосредственному росту чистого (за вычетом долгов) благосостояния населения в целом», — считает аналитик. При этом он отмечает, что рост благосостояния может происходить за счет увеличения стоимости активов, которые приобретаются на заемные средства. Так, например, взаимосвязаны процессы увеличения благосостояния владельцев домохозяйств, рост объемов ипотечного кредитования и цен на жилье.

«Финансирование заемными средствами производств тоже в длинной перспективе сказывается на их росте, а значит и на повышении доходов населения, — говорит Журавлев. — По данным Банка России, в начале июня доля наличности составляла 28% (24,2 трлн рублей) от общего объема денежной массы в 86,2 трлн рублей. Цифры говорят о том, что банковское кредитование имеет превалирующее значение в росте денежной массы и влияет на благосостояние граждан».

А вот мнения экономистов относительно того, насколько рост денежной массы и инфляционные процессы взаимосвязаны, несколько отличаются.

«Изменение доли денежной массы в национальном определении, то есть рост объемов рублёвых счетов и срочных депозитов, не является проинфляционным фактором, — считает Артур Мейнхард, руководитель аналитического управления по глобальным рынкам ИК Fontvielle. — Дело в том, что этот индикатор просто сообщает о том, сколько в рублях хранится средств у российского населения. Учитываются как наличные деньги, которые находятся в обращении, так и безналичные капиталы, хранящиеся на счетах различных юрлиц (кроме кредитных организаций) и физлиц. Само по себе наличие определенной денежной массы и ее рост не свидетельствует об изменении уровня потребительского спроса. Одни и те же наличные, которые представляют собой наиболее ликвидную часть денежной массы в национальном определении, могут активно тратиться россиянами на различные товары и услуги, что будет разгонять инфляцию, а могут спокойно храниться дома в сейфе, тогда никакого влияния на рост цен они оказывать не будут. То есть важно, какой потребительской модели поведения будет придерживаться население при росте денежной массы».

По словам Мейнхарда, обычно, если Центробанк заинтересован в росте потребительского спроса, то «печатание денег» сопровождается мягкой денежно-кредитной политикой. Так, например, было в США в период пандемии. К слову, тот уровень роста цен, который ФРС США пытается до сих пор привести к таргету в 2% годовых, — как раз следствие решений периода 2020-2021-х годов. Между тем эксперт отмечает, что Банк России не говорит о цели поддержать потребительский спрос. Напротив, на ближайшем заседании Совета директоров, которое запланировано на 21 июля 2023 года, ключевая ставка, скорее всего, будет пересмотрена в сторону повышения, и такое решение призвано сдержать рост инфляции в стране.

Павел Журавлев считает, что «рост денежной массы, как правило, рассматривается как проинфляционный фактор». Степень же влияния этого фактора будет зависеть от того, каково на сегодняшний день соотношение денежной массы в национальном определении к ВВП.

«На начало года значение М2 (денежной массы в национальном определении) составляло 82,2 трлн рублей, что при объеме ВВП за 2022 год в 153,4 трлн рублей дает оценку в 53%. Данное значение ниже аналогов развитых стран, однако, принимая во внимание рост М2 на 4,6% за первые пять месяцев текущего года с 82,4 до 86,2 трлн рублей при прогнозируемом росте ВВП в 2023 году на 0,8% (согласно опросу Банка России за июнь) можно говорить о возросших инфляционных рисках», — приводит данные эксперт. Он также отмечает, что «текущая риторика представителей Банка России указывает на возможное ужесточение монетарной политики с целью купирования инфляции», и солидарен в мнении с Артуром Мейнхардом в том, что от ближайшего заседания ЦБ можно ожидать очередного повышения ключевой ставки с целью сдерживания инфляции.

Владимир Слипенькин тоже не связывает рост денежной массы с обязательным разгоном инфляции. Экономист предполагает, что за последние несколько месяцев основным источником увеличения денежной массы стали банки, которые активно финансируют дефицит бюджета путем покупки госдолга, а также кредитуют бизнес и население, выдавая рекордные объемы ипотечных и потребительских кредитов.

«Именно за счет банков идет увеличение денежной массы. Банки выдают кредиты не на срочный депозит, а на текущие счета, в связи с этим и связан рост денежного агрегата М1 (объем денег на счетах граждан и организаций). Склонность населения не к сбережениям, а к потреблению говорит о росте агрегатора М0 (наличных денег). Суть инфляционных процессов в России такая же, как и во всех других странах – обесценение денег. Но в любом случае увеличение денежной массы не означает, что будет всплеск инфляции. Поскольку сама экономика растет, то безусловно определенное соотношение между ВВП и деньгами в экономике должно сохраняться. ВВП растет — и количество денег в экономике тоже растет. Денежная масса не должна быть стабильна или уменьшаться. Для обслуживания возрастающей экономики требуется больше денег, поэтому прямой зависимости здесь нет», — говорит Владимир Слипенькин.

«Увеличение денежной массы может оказывать влияние на благосостояние граждан. Это во многом зависит от разных факторов и состояния экономики», — отметил в беседе с «Московской газетой» кандидат экономических наук, доцент Финансового университета при Правительстве РФ Петр Щербаченко. Собеседник издания считает, что увеличение денежной массы создает большую ликвидность экономики, способствует увеличению расходов и инвестиций, стимулирует экономический рост и создание новых рабочих мест, что отражается и на благосостоянии населения.

В то же время, по его мнению, увеличение денежной массы может привести и к инфляции, если рост ее происходит быстрее, чем растет производство товаров и услуг.

«Как результат — высокая инфляция, которая негативно сказывается на благосостоянии граждан, а цены на товары и услуги растут быстрее, чем доходы населения», — пояснил эксперт, добавив, что увеличение денежной массы может отразиться как негативно, так и позитивно не только на экономике, но и на социально-общественной жизни людей. Так, если денежная масса увеличивается за счет заемных средств, то это может привести к росту инвестиций и бизнеса, способствуя росту предпринимательства и доходов. Если же не все слои общества ощущают положительный эффект от увеличения денежной массы, то растет разрыв между доходами населения, а значит и социальное неравенство.

Екатерина Безсмертная, в свою очередь, отметила, что увеличение денежной массы может способствовать инфляции, но «только в том случае, если денежная масса растет быстрее, чем увеличиваются объемы производства в стране». Суть процесса эксперт объяснила на простом примере: «Скажем, если денежная масса составляет 1000 рублей, а объем производимых товаров 1000 штук, то средняя цена товара будет равна 1 рублю. «Но если производство товаров останется на прежнем уровне, а Центробанк выпустит в обращение дополнительные 200 рублей, то справедливой ценой каждого товара будет уже не 100, а 120 рублей. В результате покупательная способность каждого рубля с выпуском дополнительных денег уменьшится. Чтобы поддерживать баланс между денежной и товарной массой, увеличение денежной массы должно идти вслед за ростом производства».

Доктор экономических наук Елена Румянцева убеждена, что нельзя подходить формально к оценке того, позитивно или негативно воздействует на экономику рост денежной массы:

«Регулированием ее объемов, в том числе эмиссией денег, занимается Центральный Банк РФ во взаимодействии с правительством РФ. Увеличение денежной массы влияет на благосостояние граждан через провоцирование роста инфляции. Здесь важны международные сравнения и мнения квалифицированных экспертов, так как центральные банки стран мира, включая Банк России, не информируют граждан, насколько их благосостояние снизилось или повысилось в результате увеличения денежной массы и инфляции. В то же время инфляция – это постоянный атрибут развития экономики. Самый яркий пример – это инфляция в США, которые ее экспортируют и благодаря этому развивали и продолжают развивать свою экономику. Вопрос – насколько она велика и насколько официальные источники достоверны. Состояние денежной массы в России является важным показателем, который должен привлекать внимание как можно большего числа сторон для сдерживания темпов ее роста».

По словам Елены Румянцевой, «увеличение Центральным банком денежной массы должно сопровождаться перестройкой экономики, переориентацией с торговли сырьевыми ресурсами на развитие отечественного производства с наиболее полным задействованием трудовых ресурсов населения».

«Рынок труда в России нужно восстанавливать, — констатирует эксперт. — И нужно это делать, планируя на долгосрочный период потребности в рабочих местах и обеспечивая государственную поддержку его развития. На сегодняшний день планированием мало кто занимается, а предприятия и работники пребывают в спонтанном развитии».

Впрочем инфляция, несмотря на ее издержки, — естественный процесс для экономики, отметила экономист.

«Отсутствие инфляции, а тем более деинфляция, которая характеризуется устойчивым снижением уровня цен на товары и услуги, приносят гораздо больший вред экономике. В ожидании снижения цен сокращается спрос, что, в свою очередь, ведет к уменьшению объемов производства, сокращению заработных плат, повышению безработицы и снижению инвестиций, поскольку деньги инвесторов уходят на другие рынки, обеспечивающие более высокую доходность, — поясняет Екатерина Безсмертная. — Поэтому инфляция в допустимых пределах (эталона в этом смысле не существует, поскольку каждая национальная экономика имеет свою специфику), при которой не замедляется экономический рост и сохраняется низкая безработица, является нормой».

Что касается прогнозов, собеседница издания ориентируется на официальные данные и говорит о том, что в июне потребительские цены выросли на 0,37%. Показатель годовой инфляции растет и достигает сейчас 3,25%.

«В ближайшее время рост продолжится, поскольку из расчета показателя будут постепенно выходить низкие месячные значения инфляции лета-осени 2022 года. Базовый сценарий Банка России предполагает, что в 2023-ом годовая инфляция составит 4,5-6,5%, а в 2024 году будет поддерживаться на уровне 4%. Инфляционные процессы в России связаны главным образом с восстановлением спроса и ростом российской экономики – в основном за счет отраслей, ориентированных на государственный спрос. Определенное воздействие на динамику цен на отдельные виды товаров оказало ослабление рубля в июне. В этих условиях прогнозируемое в ближайшей перспективе повышение ключевой ставки Банком России выглядит логическим продолжением политики таргетирования инфляции», — считает эксперт.

Павел Журавлев, оценивая процессы, происходящие в российской экономике, говорит об увеличении государственных расходов и обесценении рубля на фоне падения профицита бюджета:

«По предварительной оценке Минфина РФ, текущий бюджет исполнен с дефицитом 2,595 трлн рублей, что составляет 88% от запланированного. При этом, по словам министра финансов Антона Силуанова, «расходы в следующем году также превысят уровень, заложенный в законе о бюджете на трехлетний период сейчас, объем превышения обсуждается». Сальдо по счету текущих операций в июне 2023 ушло в отрицательную зону, составив минус 1,4 млрд долларов. Ослабление национальной валюты по отношению к доллару с начала года составило около 30%. Текущий курс рубля — 91 рубль за доллар США. Учитывая, что импортируемые товары составляют значительный объем в потребительской корзине, данный фактор также влияет на уровень инфляции».

В сегодняшней ситуации, по мнению эксперта, нужно ожидать ужесточения фискальной и монетарной политики государства. «Министерству финансов уже удалось снизить дефицит бюджета с 3,41 трлн рублей по состоянию на конец мая до текущего 2,595 трлн рублей. Дальнейшее снижение государственных расходов скажется на уменьшении потребительских расходов и возможном замедлении инфляции», — отметил Павел Журавлев.

Экономист Петр Щербаченко не готов предполагать сценарии ближайшего будущего.

«Прогнозы — сегодня дело неблагодарное. Граждане могут ожидать сохранения высоких цен на некоторые товары и услуги. Например, в течение двух месяцев может наблюдаться рост цен на 7-10% на авиабилеты. Однако, прогнозы сегодня неоднозначны и могут изменяться в зависимости от различных факторов. Важно следить за экономической ситуацией в стране и принимать меры для сохранения своих финансовых ресурсов», — считает он.

Автор: Светлана Андросова
ТеГИ
денежная масса, экономика, инфляция
Поделиться
Похожие новости