Российской экономике в условиях санкций предрекают «кубинский сценарий»
Эксперты ждут возврата в советское технологическое прошлое
Необходимость ускоренного импортозамещения на фоне антироссийских санкций радикально меняет ситуацию в отечественной экономике. В России, похоже, возрождается понятие «левши» — как никогда становятся востребованы умельцы, которые смогут продолжать оставлять на ходу (или на лету) без подсанкционных запчастей то, что должно ездить и летать.
Так, топ-менеджер авиакомпании S7 заявил, что из-за введенного Западом эмбарго на поставку, лизинг, техобслуживание воздушных судов в России перевозчику в скором времени придется разбирать одни самолеты, чтобы другие продолжали летать. Подобный «промышленный каннибализм» через пару месяцев предрекают и крупнейшей госавиакомпании России — «Аэрофлоту».
Иностранные эксперты не исключают, что в ближайшем будущем перевозчик, возможно, будет обслуживать только внутренние рейсы и прогнозируют для компании возврат в советское прошлое, когда «Аэрофлот» обслуживал не более 3 млн пассажиров в год.
Дочернюю «аэрофлотовскую» компанию — лоукостер «Победа» — близкие Кремлю эксперты заподозрили в других трудностях в сфере импортозамещения: якобы перевозчик испытывает проблемы с полным восстановлением работы после отказа зарубежного партнера от сотрудничества и перехода на отечественную систему бронирования. Сам лоукостер сообщил на своем сайте 1 июня, что «успешно выполнил миграцию на российскую систему бронирования «Леонардо».
Выпускающий подвижной состав для московского метро, а также другой железнодорожный и городской рельсовый транспорт «Трансмашхолдинг» объявил, что создает так называемый сервис шеринга станков — из-за отказа иностранных партнеров от работы с россиянами компания будет использовать ставшее дефицитным импортное оборудование вскладчину. В это содружество по обмену станками войдут семь крупнейших холдингов страны в разных отраслях промышленности, причем они хотят поддерживать технику не просто в работоспособном состоянии, но еще и снабжать оборудование расходными материалами и комплектующими.
В России, так сказать, опытным полигоном для демонстрации темы «успешного импортозамещения» были выбраны американская сеть популярных в России ресторанов и автомобильная промышленность, однако близкие власти эксперты сомневаются в позитивном результате экспериментов — у России не было опыта создания аналога «Макдоналдс»: нет логистических цепочек, якобы отсутствует должная корпоративная культура и стандарты; вопросы к маркетингу. Об этом свидетельствует раскритикованное название сети, авторов логотипа, как сообщали СМИ, даже заподозрили в копировании португальского лого.
Идея импортозамещения в автомобилестроении пока вызвала креатив только в том же маркетинге – следом за брендом «Москвич» власти хотят реанимировать другие советские марки — «Волга» и «Победа».
Учитывая, что Запорожская область сейчас частично перешла под контроль России, заговорили и о возрождении бренда «Запорожец». Об этой идее сообщил член главного совета военно-гражданской администрации региона Владимир Рогов: «Запорожский автомобильный завод — самодостаточный комплекс…И если его включать в единую цепочку производства в рамках большой России — это будет очень полезно, поможет в импортозамещении и насыщении рынка отечественным автопромом».
«У нас никогда не было планов заместить импорт на 100% — я считаю, это просто неразумно на сегодня. Даже в сложившейся ситуации, когда западные страны отказываются поставлять свои агрегаты, комплектующие, материалы и сырье. Есть вторая половина мира, которая готова это делать», — сказал на днях глава Минпромторга Денис Мантуров.
Получение «технологического суверенитета» или «импортозаместительный» процесс пока выливается в «избавление от технологий» – на ВАЗе уже начали производство моделей без электронных систем и агрегатов, которые еще недавно считались привычными для отечественной промышленности. Так что технические предпосылки для реанимации в автомобилестроении брендов из прошлого века — «Москвичей, «Волг» и «Побед» — созданы. Как и в авиации, камбэк в советское прошлое возможен. Эксперты в Telegram-канале, который связывают с Кремлем, проецируют ситуацию возврата в прошлое для всей экономики, говоря о «кубинском сценарии». Имеется в виду автомобильный аспект: на Острове Свободы еще эксплуатируются модели 50-60-ых годов выпуска.
Несмотря на скептицизм технических экспертов, люди, как отмечают социологи, настроены оптимистично: почти четверть опрошенных россиян верят в полное импортозамещение в России за два года. При этом 44% респондентов намерены в будущем отдавать предпочтение отечественной продукции, за исключением тех ниш, где нет российской альтернативы. Около 27% предпочтут импортные товары, если не будет качественных российских.
-
Минимальные цены на шампанское установлены в России с 25 июля....25.07.2016 в 17:28:009562
-
Россия возобновляет регулярные рейсы в Турции, которые были отменены из-за попытки государственного переворот...22.07.2016 в 09:39:009616
-
По данным на 1 июля общая задолженность по зарплате в России снизилась на 5% (200 млн рублей) по сравнению с показа...15.07.2016 в 17:23:007748
-
В ближайшие дни в Астраханскую, Волгоградскую, Ростовскую области, а также в Калмыкию придет аномальная жара &ndas...14.07.2016 в 20:36:008250
-
Канцлер Германии заявила о «глубоко оборонительной» стратегии НАТО в отношении России. ...07.07.2016 в 19:26:008614
-
Россия снимает ограничения на посещение Турции российскими туристами....29.06.2016 в 00:00:009874