Новость общества

28 ЧП за год: что делает потребление бытового газа в России небезопасным

28 ЧП за год: что делает потребление бытового газа в России небезопасным

Фото вк/ Администрация г.о. Балашиха

22.09.2023 в 14:38:00
3032

Почему в России регулярно происходят взрывы бытового газа, почему они способны приводить к разрушению жилых домов и что с этой ситуацией можно сделать, разбиралась «Московская газета»

Похоже, к трагедиям приводит множество факторов, из которых складывается общая картина отсутствия коммунальной культуры обращения с бытовым газом в стране. Как рассказал «Московской газете» архитектор Алексей Кротов, построенные в советское время дома были спроектированы так, чтобы утечка и воспламенение газа не приводили к разрушению несущих конструкций. Что тогда всё-таки рушит дома? Только ли последствия самовольной перепланировки квартир и переустройства газового оборудования? Вопрос остаётся открытым.

РИА «Новости» насчитало 28 происшествий из-за взрыва бытового газа в жилых домах РФ за январь-сентябрь 2023 г. Один из последних инцидентов произошёл в подмосковной Балашихе: из-за взрыва бытового газа и обрушения конструкции многоквартирного дома, погибли не только жильцы, но и спасатели.

По статистике, в России ежегодно гибнут около 300 человек в результате ЧП, связанных с газовым оборудованием, сказал «Московской газете» член Экспертного совета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев. Что показательно, подобные цифры СМИ приводили и в 2022, и в 2012 гг.

«В большинстве случаев (как показывают расследования силовиков и МЧС) причиной является неисправность газобаллонного оборудования, — отметил собеседник издания. — На сегодня СКР уже выдвинул основную версию по ЧП в Балашихе — неисправность газового оборудования. Для меня это не стало неожиданностью. За последний год произошло уже как минимум восемь взрывов газа в домах, в которых гибли люди».

При этом оборот газобаллонного оборудования в стране практически никак не регулируется, а магистральная газификация на сегодняшний день пришла не в каждый дом, заметил эксперт.

«Если с некачественным бензином мы более-менее научились бороться, то порядок на рынке газобаллонного оборудования никто навести не смог, а инспекции имеют лишь точечный характер, — сообщил Дмитрий Тортев. — С 2011 года МЧС России пытается поднять тему с ужесточением оборота рынка ГБО, но дальше предложений дело не пошло и в законодательные акты оформлено не было. Хотя все технические возможности для этого на сегодня есть. Недавно первый зампред Комитета по энергетике Госдумы Валерий Селезнев выступал за то, чтобы в России срочно ввести единую цифровую систему ГБО. Пока эта идея не будет реализована, ситуацию со взрывами газа в жилых домах вряд ли удастся переломить».

В домах советской постройки в последние десятилетия постоянно проводились несогласованные перепланировки, начиная с балконов, ответил член Экспертного совета Госдумы по защите конкуренции на вопрос журналиста «Московской газеты», почему в ряде случаев взрыв бытового газа приводит к разрушению конструкций жилого дома.

«Перепланировка в конечном счете влияет на устойчивость конструкций, — пояснил Дмитрий Тортев. — Поэтому там, где собственники ничего не трогали (это относится и к установке герметичных пластиковых окон, и к переделке вентиляции), при взрывах все ограничивалось минимальным ущербом. В тех случаях, когда собственники перестраивали малометражные квартиры, подъезды «складывались», как карточный домик».

Коммунальная «вертикаль» в России имеет проблемы на всех уровнях, сказал «Московской газете» региональный эксперт, руководитель аналитического центра «Акценты» Антон Чаблин.

«В этом есть вина и чиновников, и бизнесменов (газовые компании все-таки — бизнес), и самих жителей: разгильдяйство в этой сфере – тотальное, — считает региональный эксперт. — Люди самовольно переносят газовое оборудование, а затем отказываются пускать газовиков в квартиры. В той же Балашихе, очевидно, сама газовая плита была старой, шланг, что называется, «сифонил». Газовые компании также халатно относятся к проверкам. И тут речь даже не о взятках, часто газовикам просто нет дела – работы много, спешат, поддаются на уговоры, в запертые квартиры стучать не хотят. В свою очередь, проверяющие структуры недостаточно жестко следят за газовыми компаниями».

Что делать с этой ситуацией?

«Идеальная схема такая: один многоквартирный дом — одна компания, обслуживающая газовое оборудование, — говорит Антон Чаблин. — Причем название компании, прямой телефон директора и главного инженера должны быть на всех видных местах на каждом подъезде».

Помимо прочего, по словам эксперта, нужно ввести законодательный запрет на строительство новых многоквартирных домов в России с газоснабжением.

«Только электрификация — никаких газовых плит и индивидуального подогрева воды! Конечно, перевести старые дома (сталинки, хрущевки, брежневки) с газа на электричество нереально. Но тотальный отказ от газификации МКД позволит хотя бы минимизировать риск взрывов через 10 лет, когда оборудование начинает критически устаревать», — заметил Антон Чаблин.

«Из опыта выездов вижу, что взрывы бытового газа зачастую происходят по халатности непосредственно самих жителей, — сообщил «Московской газете» источник в среде пожарных и МЧС. — Огромное количество людей просто засыпают, оставив включённой печь или же конфорку, вследствие чего может произойти возгорание или же взрыв. Есть и небольшой процент халатности газовых служб: протечки, утечки, но это малая доля. Так как у газовиков зарплаты хорошие, они стараются держатся за свою работу и не «косячить».

При взрыве бытового газа обрушения конструкций дома быть в принципе не должно, отметил в беседе с «Московской газетой» архитектор Алексей Кротов.

«Газ, проведённый в многоквартирном доме, имеет свою степень безопасности: если взрыв происходит в какой-то комнате, на кухне, для него есть так называемая вышибная поверхность – кухонное окно. Стекло вылетает, и взрыв гасится, конструкции дома не страдают. Также там, где есть бытовой газ, обязательно предполагается вытяжка, чтобы при утечке газ не скапливался, а выходил через вентиляционную решётку. Газовая колонка может располагаться только в том месте, где есть вышибная поверхность. В Советском Союзе дома проектировались с учётом требований безопасности, в том числе в случае утечки бытового газа, всё было продумано. Однако, советские СНИПы у нас отменены, а существующие строительные правила иногда противоречат друг другу. Но в целом, считаю обрушение конструкций дома при взрыве бытового газа маловероятным», — изложил свою точку зрения архитектор.

Скорее всего, во взрывах газа в российских жилых домах играет роль и изношенность газового оборудования, и халатность газовых служб, сказал «Московской газете» директор агентства «Штоллер Консалтинг» Михаил Попов.

«Если говорить о самих газовых трубах, то на них большой нагрузки не идёт, стоять они могут долго. Но неисправными могут быть газовые вентили, газовые плиты, колонки. Если вовремя не обратить внимание на неисправность, из-за утечки может накопиться взрывоопасная смесь и «бомбануть». Я полагаю, нужно проводить проверки газового оборудования регулярнее, чем это делается, и ужесточить требования к оборудованию», — считает Михаил Попов.

Является ли причиной взрывов халатность со стороны самих жителей домов?

«Люди – это люди, и отношение к бытовым приборам у них потребительское: они не должны быть «Эйнштейнами» и всё время думать о том, что у них что-то где-то включено или не включено, — говорит директор «Штоллер Консалтинг». — По-хорошему, надо, чтобы на газовых плитах стояло автоматическое отключение в случае утечки газа. Но это дорого, и это могут позволить себе не все. Возможно, нужны субсидии со стороны государства, чтобы по льготным ценам весь парк газового оборудования был обновлён, чтобы у людей «не болела голова», забыли они выключить газ или нет… Потому что научить людей не забывать об этом, конечно, можно, но лучше сделать оборудование, которое не позволяет человеку делать ошибки».

Может быть, необходим переход на электрические плиты?

«С одной стороны, это звучит разумно, сделать безопасной электрическую плиту гораздо легче, чем газовую. С другой стороны, если в регионе электричество дорогое, а газ дешёвый, переход на электрические плиты «ударит по карману» населения, платёжеспособность которого падает. Газ, конечно, дешевле», — заметил Михаил Попов.

Тяжесть взрыва бытового газа зависит от места взрыва и конструкции дома, а также от того, на каком объёме успел сконцентрироваться газ, отметил собеседник «Московской газеты».

«Панельный дом развалить таким взрывом не очень сложно, — считает Михаил Попов. — Одно дело, если газ скопился на кухне площадью 5 квадратных метров, другое – если кухня большая, 9-10 квадратных метров, и газ проникает из неё по всей квартире, особенно, если планировка позволяет. Взорвалась кухня, по цепочке взорвалась комната, взрыв задел перекрытия, и дом посыпался».

Если взрыв происходит на верхних этажах здания, нижние этажи сохраняют под собой опору, и высока вероятность, что подъезд не обрушится, и взрыв заденет только несколько квартир рядом, сказал «Московской газете» эксперт по противопожарной безопасности Денис Белов.

«А если взрыв происходит на более нижних этажах, опоры здания теряют способность держать вышестоящие этажи: не имея под собой опоры, они падают вниз, на 5,4,3,2,1 этажи, создавая большую нагрузку на них, и обрушение дома происходит не за счёт взрыва, а за счёт тяжести конструкций, падающих вниз», — пояснил эксперт.

Почему в жилых домах советской постройки может не срабатывать принцип «вышибающей поверхности», заложенный в них на случай утечки и взрыва бытового газа?

«Могу предположить, что в большинстве случаев аварии связаны с изменением инженерных конструкций по пользованию газом. Если просто затухла колонка, накопилось определённое количество метана, при подключении источника зажигания происходит взрыв – это одно дело. Но зачастую в квартире происходит какая-то переделка с нарушением правил эксплуатации газовых приборов: устанавливаются дополнительные трубы, газовые котлы… В результате происходит утечка большего количество газа, и взрывная волна становится мощнее. Как показывают расследования, проведённые по факту подобных взрывов бытового газа, в квартирах либо были произведены изменения в газовой системе, либо было отказано в доступе газовым компаниям для проверки оборудования. Кто-то устанавливал газовые котлы, что в принципе запрещено. Кто-то делал перепланировку квартиры, убирал несущие стены: если раньше колонка или газовая плита располагались на кухне и имели дверь для закрытия, то в современных ремонтах люди снимают двери, увеличивают пространство кухни, делают общим пространство кухни и комнаты, и накопление метана происходит в большем объёме, что увеличивает силу взрыва», — заключил Денис Белов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
чп, газ, бытовой газ, взрыв
Поделиться
Похожие новости