Новость общества

Что ожидает миграционную политику в России

Что ожидает миграционную политику в России

Фото © «Московская газета»

27.03.2024 в 10:59:00
1812

После теракта в «Крокус Сити Холле» миграционную политику в России, скорее всего, ожидают какие-то изменения. Независимый демограф Алексей Ракша считает, что трудовые мигранты из стран Средней Азии начинают выбирать для заработка другие страны. По мнению миграционного эксперта Ольги Чудиновских, в условиях кадрового голода в России не стоит ограничивать поток трудовой миграции непродуманными решениями. Главный научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН Виктория Леденева отметила, что ужесточающие меры могут стать коррупциогенным фактором для рынка трудовой миграции, и рассказала, как устроена эта сфера в арабских странах и в Южной Корее. Трудовой миграции в России необходим всеобъемлющий цифровой контроль, считает Виктория Леденева. Все эксперты «Московской газеты» сходятся на том, что мигранты, работающие в России, берут на себя сегмент непрестижных профессий

Россия сейчас не самый привлекательный рынок труда для мигрантов, сказал в разговоре с «Московской газетой» независимый демограф Алексей Ракша:

«Рубль достаточно ослаб и, возможно, будет слабеть дальше, а трудовые мигранты ориентируются на зарплаты, которые в России в долларовом выражении уже не всегда выдерживают конкуренцию с зарплатами в Китае или даже в Казахстане. Людям из Средней Азии в ряде случаев выгоднее ехать на заработки в Казахстан. Или в Турцию. В России отношение к мигрантам бывает сложным, а в Турции с этим проще. В ОАЭ мигрантам могут больше платить. В Южной Корее – тоже. Кстати говоря, в Узбекистане много этнических корейцев, поэтому связи между этими странами сильные. Из Средней Азии в Россию в основном едут люди из сёл, из отдаленных аулов, которые не слишком образованы, не имеют связей с ОАЭ или Южной Кореей, сильно отличаются от среднероссийской культуры и плохо в нее вписываются. Либо, наоборот, хорошо знающие русский язык и имеющие связи с Россией. В любом случае это ограниченный поток мигрантов. Хотя рождаемость в Средней Азии сейчас очень хорошая. В такой небольшой стране, как Узбекистан в 2023 родились почти 1 миллион детей. Но даже учитывая это, поток трудовых мигрантов в Россию из стран Средней Азии вряд ли вырастет. А при ужесточении российской миграционной политики он точно сократится, и это скажется на показателях убыли населения, которые в последнее время компенсировались как раз трудовой миграцией».

В последнее время всё чаще звучат мнения о том, что миграционную политику надо ужесточать и что её либерализация в последние годы ни к чему хорошему не привела, сказала «Московской газете» доктор социологических наук, главный научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН Виктория Леденева:

«Звучат мнения, что надо ужесточать контроль, правила поведения для мигрантов, наказания за те или иные нарушения. Несколько лет назад за два административных нарушения мигранта могли депортировать из России. Потом были приняты изменения, что в этом случае мигранту полагается просто штраф, и он может и дальше находиться на территории России и работать. Сейчас звучат мнения, что за нарушения надо депортировать и мигранта, и его семью и родственников. Но надо понимать, что любое ужесточение может приводить к коррупционным схемам. Если мигранту запрещают въезд в страну, он находит лазейки через посредников и через своих соотечественников, которые всегда найдут для него возможность находиться на территории РФ. Так что ужесточение миграционной политики может спровоцировать нелегальную миграцию».

Уже несколько лет в России обсуждается законопроект о порядке въезда и выезда иностранных граждан, который должен был вступить в силу 1 января 2024 и заменить 115 ФЗ о правовом положении граждан РФ и 109 ФЗ о федеральном учёте, напомнила Виктория Леденева.

«Новый законопроект обсуждается давно, в него внесено много изменений, начиная с ID-карты мигранта, сдачи им биометрических данных, электронных реестров, где он должен быть зарегистрирован, если хочет работать в России, в том числе в электронном реестре работодателей. Миграционная политика стремительно меняется, меняются правовые статусы мигрантов, предлагается вместо разрешения на временное проживание и вида на жительство ввести краткосрочный, долгосрочный и постоянный статус пребывания мигранта. Закон дорабатывается МВД, и пока нет информации, когда он будет внесён в Госдуму для обсуждения. Но, на мой взгляд, в законопроекте есть совершенно правильный акцент на цифровые технологии. Они позволят исключить из трудовой миграции коррупцию, посредническую теневую сферу. Мигрант, заезжая в Россию, будет иметь свой аккаунт на Госуслугах, и вся информация о нём будет на цифровых платформах. Уже внедряются ID-карты мигрантов в Москве, в которых будет зашита вся информация об оплате патента, штрафах налогах и т.д. В прошлом году введены меры, согласно которым все мигранты обязаны проходить дактилоскопию, особенно те, кто получает патенты, разрешения на работу и вид на жительство. Плюс, обязали всех мигрантов, которые приезжают в Россию, пройти медосмотр и сдать биометрические данные. В целом, насколько будет ужесточена миграционная политика, не знаю. В публичном пространстве звучат как доводы тех, кто говорит, что в России не хватает рабочей силы, так и силовиков, которые говорят о том, что увеличивается количество преступлений среди мигрантов, и условия трудовой миграции надо ужесточать», — заметила социолог.

Минтруда РФ разработал законопроект, согласно которому мигранты, приезжающие в Россию по оргнабору, будут заключать договор на 2 года с работодателем и в случае расторжения договора будут обязаны покинуть РФ, напомнила главный научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН.

«Конечно, по оргнабору в Россию приезжает небольшой процент мигрантов, и этот механизм в целом, введённый в 2017 году после соответствующего соглашения с Узбекистаном, работает не очень хорошо. При этом оргнабор – это ещё и коммерческая история, ведь власти Узбекистана создали центры домиграционной подготовки работников, а российскому работодателю нужно за это платить. Работодатель финансово обеспечивает мигранта, оплачивает ему билет, проживание, а тот через 3-4 месяца уходит на соседнюю стройку или работает курьером. Законодательно ответственность работника нигде не прописана. На мой взгляд, нужно поставить жёсткие условия, что человек должен в течение не месяца, а недели вернуться на родину, если не хочет работать у работодателя. А тот должен проконтролировать, что работник выехал из России. Как это делается в других странах, где миграционная политика направлена именно на трудовые ресурсы», — считает Виктория Леденева.

Также, по словам эксперта, активно обсуждается проблематика, связанная с детьми мигрантов.

«Нужно ли строить для детей мигрантов школы? Или какой процент детей мигрантов должен быть в уже существующих школах? Есть районы, где детей мигрантов 90%, как, например, Котельники в Москве. И там, понятно, детей не распределишь. А строительство отдельных школ для детей мигрантов не выглядит хорошей идеей, поскольку это только усилит анклавность», — заметила социолог.

Статистика по въезду трудовых мигрантов в России теперь закрыта, отметила эксперт.

«Росстат публикует только данные по долгосрочным мигрантам, по временным и трудовым информации нет. Главное управление по вопросам миграции отмечает существенный рост числа вставших на учет иностранцев в России — с 13,4 (2022 г.) млн до 16,9 (2023 г.). Рост составил 26%, или почти 3,5 млн постановок. До ковида эта цифры ежегодно увеличивались, потом резко снизились, потом снова пошли в рост. Сейчас мигрантов из Таджикистана приглашает даже Великобритания и страны Европы. Но на сегодняшний момент я не думаю, что Россию ждёт колоссальное снижение потока мигрантов. Южная Корея открывала свои центры подготовки трудовых мигрантов в Узбекистане, в которых они около 1 года учат корейский язык и профессию, которой будут заниматься. Из 50 тысяч заявок на трудовую миграция Южная Корея принимает только около 1 тысячи. И в Европе ситуация такая же. В эти страны едет маленькая доля мигрантов. Рождаемость в Узбекистане высокая, ежегодно около 600 тысяч молодых людей выходит на рынок труда, а работы там для них нет. И они будут ехать в Россию. Но к нам действительно едут низкоквалифицированные работники из сёл, а те, кто с образованием остаются в городах Средней Азии. Ташкент и Душанбе – красивые, развитые города, там очень современная молодёжь. Нужно обращать внимание, кто к нам приезжает, где эти люди работают, как их контролировать. Я считаю, что дактилоскопию и фотографии мигрантов нужно делать сразу на границе. И вводить в процесс трудовой миграции цифровые технологии, чтобы человек не мог сделать ничего: ни ребёнка в садик отдать, ни посетить поликлинику, без того, чтобы зайти на «Госуслуги». Вопрос не в количестве трудовых мигрантов. В арабских странах 88% работников – мигранты, но там действуют жёсткие условия, им нельзя ввозить детей, семьи, они живут в резервациях со своей инфраструктурой, и работодатель отвечает за то, чтобы мигрант по истечении контракта покинул территорию страны», — заключила главный научный сотрудник ИДИ ФНИСЦ РАН.

Когда миграционная политика меняется в спешном порядке как реакция на какие-то чрезвычайные обстоятельства всегда есть риск, что принятые решения будут не до конца продуманными, сказала «Московской газете» миграционный эксперт, заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских:

«Антимигрантски настроенные спикеры начинают обсуждать введение визового режима для стран Средней Азии. Чем это чревато? Визовый режим с тем же Таджикистаном – это сильное сужение трудовой миграции на временные заработки в Россию. А ведь основной поток мигрантов – это люди, едущие легально, с целью обеспечить выживание своим семьях в бедных странах региона. Получение визы – сложная процедура. Как российские консульства будут справляться с таким нежданным потоком клиентов из Средней Азии? При этом бедность и социальная напряжённость там от таких мер будут только расти. А в России уже наблюдается кадровый голод, об этом говорят представители отраслей промышленности, секторов экономики. Своими силами закрыть дефицит кадров мы не можем, Россия переживает демографический кризис. Не стоит забывать о том, что мигранты, занимая тяжёлые рабочие места, дают нам и нашим детям работать на более оплачиваемых и приятных позициях».

По мнению эксперта, правильным решением было бы создание независимой миграционной службы, которая обладала бы большими возможностями и свободой принятия решений, чем Главное управление по вопросам миграции, находящееся под давлением самых разных сторон.

«Сейчас принимается новое миграционное законодательство, но под влиянием решений совершенно в других инстанциях, — заметила Ольга Чудиновских. — В целом, я не думаю, что в России будет введён визовый режим для стран Средней Азии, но разговоры об этом будут».

Говорить о том, что Россия перестаёт быть привлекательным рынком для трудовых мигрантов, не совсем верно, считает заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ.

«Это справедливо только для тех мигрантов, которые приезжают на постоянное жительство. Дело в том, что у нас обрушилась программа переселения соотечественников. В 2023 году в Россию переехало на 40% меньше наших соотечественников из стран Средней Азии, чем в 2022-м. Меньше людей стали получать вид на жительство и разрешение на временной проживание в России. Но Россия ещё сохраняет привлекательность для трудовых мигрантов: все непрестижные рабочие места у нас занимают люди из бедных стран ближнего зарубежья», — заключила Ольга Чудиновских.

Читайте также:

В Совфеде предложили внести изменения в миграционное законодательство

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
трудовые мигранты, мигранты, рынок труда
Поделиться
Похожие новости