Что тянет лосей на дорогу и как сейчас устроен контроль за лесами в России
На дорогах многих российских регионов установлены знаки, предупреждающие о возможном выходе на трассу животных, в особенности лосей. Встреча лося с машиной может плохо закончиться и для животного, и для тех, кто едет в транспорте. Экологи рассказали «Московской газете», что одной их причин выхода лосей на трассу является соль, присутствующая в составе противогололедных дорожных реагентов. Это происходит в том случае, если животное не обеспечено солью в специальных местах кормления, за которыми следят контролирующие органы в лесной сфере. Нижегородский эколог Дмитрий Левашов объяснил, как устроен контроль за лесным хозяйством в России и чем он отличается от советских времён
Соль необходима копытным для поддержания кислотно-щелочного баланса крови, правильной работы мышц, желудка, нервной системы животных, иммунитета, формирования рогов, рассказал «Московской газете» учёный-эколог Сергей Симак.
«Самкам обеспеченность солью особенно необходима в период вынашивания детенышей. Поэтому одним из важных биотехнических мероприятий в охотхозяйствах является обустройство так называемых солонцов», — отметил эксперт.
«Если наблюдается сильный недостаток соли в кормушках, вполне возможен выход животных на трассу, — сказал «Московской газете» эколог Дмитрий Левашов (Нижний Новгород). — ГИБДД согласует установку дорожных знаков в местах массового пересечения животными (лосями) автомагистралей. Подземных переходов для них у нас в стране всего пара-тройка штук. Охотхозяйства проводят специальные мероприятия по обустройству солонцов и кормушек на территории своих охотугодий. Больше каких-либо спецмероприятий по предотвращению выхода лосей на дороги не проводится».
Зимой дефицит соли особенно заметен, и именно в это время на дорогах используются противогололедные реагенты, минимум на 60% состоящие из хлорида натрия – технической соли, сказал Сергей Симак.
«Кроме нее там часто содержатся хлориды калия и кальция и карбамид, вкус которых также солоноватый и привлекает животных», — отметил биолог.
Не допустить попадания животных на трассу можно лишь одним способом – обустройством защитных ограждений, как на европейских автобанах, американских хайвеях и на некоторых российских автомагистралях, подчеркнул Сергей Симак.
«Однако это приводит к фрагментации популяций животных и нарушению миграционных путей, — говорит учёный. — Для того, чтобы этого избежать в Европе и США над дорогами строят специальные широкие переходы для животных, на которых высаживают лес. Там же, где ограждений нет, есть лишь одна защита от столкновения с лосем или косулей – максимальная внимательность и разумный скоростной режим, позволяющий вовремя затормозить».
На территории каждого субъекта РФ есть свой специально уполномоченный государственный орган по контролю за природной средой, рассказал «Московской газете» Дмитрий Левашов:
«Это может быть Министерство по охране объектов животного мира; где-то этот орган может быть соединён с лесным или экологическим министерством. Такие органы занимаются контролем деятельности охотничьих обществ — как частных, так и общественных, например, районных обществ охотников и рыболовов. Они следят за учётом численности кабана, рыси, лося, оленя – ценных охотничьих видов, которые находятся в границах каждого охотхозяйства, а также на территории государственных общедоступных охотничьих угодий. Каждое охотничье общество вкладывается в обустройство солончаков, кормушек с разными видами корма. Охотники, либо нанятые обществом эксперты проводят учёт количества животных. А органы исполнительной власти, осуществляющие надзор за биоресурсами, суммируют эти данные, выдают лицензии, согласуют отстрел того или иного количества животных. Есть ещё госинспекторы по охране окружающей среды в каждом регионе, они вместе с ветеринарами контролируют случаи гибели, падежа животных и деятельность охотобществ или арендаторов охотугодий».
Охотничьи угодья бывают весьма обширными, отметил нижегородский эколог.
«Есть угодья в 9, 30, 100 тыс. гектаров. Понятно, что обнести их колючей проволокой невозможно. А любые животные перемещаются по маршрутам, которые считают удобными, и могут переходить любые дороги: сельские, пригородные, городские и даже магистрали. Этой зимой уже были случаи, когда животные заходили на территорию крупных населённых пунктов», — сказал Дмитрий Левашов.
Эксперт напомнил, что раньше вопросами природной среды занимался единый Государственный комитет по охране природы СССР, созданный при Горбачёве в 1988 году.
«В мае 2000-го ликвидировали этот Комитет, а также Государственную лесную службу, созданную ещё императором Павлом 1 в 1798 году. Теперь охрану природы в разной пропорции и с разным успехом отвечают федералы, регионалы, бизнес… Когда половину европейской России охватило лесными пожарами, поняли, что у новой системы есть существенные недостатки. В вашем детстве было много клещей? Сейчас клеща можно подцепить, просто выйдя за огород. Клещи теперь водятся даже за Полярным кругом, в Воркуте, Салехарде и вообще там, где 30 лет назад их не было. Изначально клещи пришли из Средней Азии, поэтому в СССР применяли химобработку лесов химикатами состава. СССР развалился, эту практику больше не применяют. К тому же происходит определённое потепление климата. Основным переносчиком клещей являются мыши и крысы, и чем теплее климат, тем больше ареал их распространения. Особенно, если не заниматься химобработкой лесов. В целом, я думаю, что не стоит полностью или частично перекладывать функции по контролю за природной средой с государства на бизнес, у которого свои задачи», — считает нижегородский эколог.
С другой стороны, в последние годы в России вновь появилась должность общественного инспектора по охране окружающей среды, отметил Дмитрий Левашов:
«В 2018 Минприроды выдало первые удостоверения общественных инспекторов по защите окружающей среды после прохождения людьми соответствующих экзаменов. Но таких инспекторов у нас всё равно очень мало. На всю Нижегородскую область – то ли 8, то ли 16 инспекторов. А сколько их где-нибудь в Якутии, в Красноярском крае? К тому же за те несколько лет, в течение которых у нас снова существуют общественные инспекторы лесной службы, только сейчас стал подниматься вопрос об их реальных полномочиях. Раньше, имея необходимые «корочки» с гербом и голограммой, общественный инспектор лесной службы всё равно ничем не отличался, по сути, от условного «Иван Иваныча» из Кемерово, который заметил, что в соседнем лесничестве происходит массовая вырубка лесов по ночам, а лес вывозится на машинах с номерами, залепленными грязью. Сейчас об этом задумались. Но рассматривать обращение общественного инспектора или не рассматривать, брать его на проверку хозяйствующего субъекта или не брать, решают только органы власти».
Читайте также: на юге Москвы лоси вышли к людям
-
Муниципальные депутаты района Измайлово бьют тревогу из-за экологического вреда от уборки снега. Проблема усугубляется е...20.01.2021 в 18:04:004328
-
Сугробы, щедро удобренные реагентами, растут под окнами жилых домов28.12.2020 в 17:32:004897
-
НИИ пульмонологии не нашел достаточных обоснований причинно-следственных связей между применением противогололедных реаг...09.05.2019 в 10:32:008380
-
Инициатором акции выступило движение «МосСовет».28.02.2019 в 18:09:005272
-
Правительство Москвы закупит для столичных учреждений здравоохранения реагенты и расходные материалы, необходимые для ди...26.07.2017 в 15:06:003082
-
АО «Мосводоканал» закупит на 2018 год более двух тысяч тонн флокулянтов - реагентов, необходимых для обработ...19.07.2017 в 14:26:003460