Эпоха Оруэлла и Хаксли: обернется ли система распознавания лиц тотальной слежкой?
Границу между безопасностью, для которой государство якобы хочет отслеживать людей, и частной жизнью очень легко стереть. Опыт Китая это уже доказал
Программа распознавания лиц людей, к которой стремительно подключают видеокамеры Москвы, вызывает все больше опасения и протестов со стороны российских граждан. Неделю назад несколько гражданских активистов, пытавшихся провести в Москве акцию под названием «Следуй», были задержаны сотрудниками полиции. Суть акции — выражение протеста против работы 105 тысяч видеокамер, оцифровывающих лица москвичей и сравнивающих их с базой данных разыскиваемых людей. Активисты нанесли на лицо геометрические рисунки, которые должны запутывать алгоритм работы системы слежения и собирались в таком виде прогуляться по российской столице. Однако прогулка не состоялась. Молодых людей сразу же задержали сотрудники полиции.
«Идея заключается в том, что мы предлагаем людям наносить грим на лицо. И нам очень важно понять, какой все-таки грим работает и может ли он работать, — рассказал отметила арт-активистка Катрин Ненашева.
Девушка рассказала, что когда первый раз столкнулась с «гигантскими камерами в метро» она почувствовала себя подавленно и неспособной распоряжаться своей личной жизнью. Участников акции отпустили из полиции в тот же день, но теперь им грозит штраф за участие в несанкционированном мероприятии.
Очевидно, что система распознавания человеческих лиц будет распространяться и дальше. И здесь неизбежно встает вопрос о том, где заканчивается забота о безопасности, под предлогом которой власть внедряет систему и начинается частная жизнь и личное пространство?
Как сделать, чтобы система безопасности не превратилась в систему тотальной слежки за каждым и тотального контроля?
Директор «Бюро корпоративного консалтинга и безопасности Алексей Долженков считает, что система распознавания лиц — вещь действительно нужная, и позволяет гораздо эффективнее искать преступников. А обычного человека легко можно вычислить и без нее.
«Это работает во всех развитиях странах. Например, в Лондоне практически нет ни одного закоулка, который бы не просматривался с уличных камер, подключённых к системе распознавания лиц. Обыватели считают, что система устроена таким образом, что накапливает данные о передвижении каждого попавшего на неё человека, но это немного не так. Если не вдаваться в технические дебри, то система ищет тех, кого ее просят искать. И, да, если задать целью слежку за каким-либо лицом, то она эту задачу выполнит. Но такая система очень полезна и очень нужна, она позволяет быстро находить, в том числе, насильников, убийц, грабителей; и зачастую до того, как они успеют совершить еще одно чудовищное преступление. Здесь, наверное, уместно провести аналогию с оружием: в одних руках это добро, в других зло, но при этом механизм один. В современном мире отследить человека, который специально не скрывается, то есть ведёт обычный образ жизни, очень просто и без системы распознавания лиц, а вот разыскать скрывающегося преступника уже гораздо сложнее. Вопрос профессиональной этики и законности использования тех или иных современных систем правоохранительными органами или специальными службами — это уже отдельная тема», — рассказал «Московской газете» Алексей Долженков.
При всей полезности системы распознавания лиц эксперт уверен, что порядок сбора информации таким способом должен быть строго регламентирован. Любое нарушение границ частной жизни должно либо быть разрешено судом и обусловлено причастностью человека к тяжким и особо тяжким преступлениям, либо само является преступлением.
«Остановить прогресс не получится, в любом случае все эти технические новинки войдут в нашу жизнь, ведь передовые технологии быстрее появляются у крупного бизнеса, чем у правоохранительных органов, и их использование тоже вызывает законность. Одна из компаний, например, предлагала использовать систему распознавания лиц в гостиничном и ресторанном бизнесе, то есть формировать профиль клиента исходя из его предпочтений, ну и предлагать ему то, что ему нужно. Само собой, речи о том, чтобы спрашивать согласие на данные действия, никто не вёл. Проблема не в системе, а в правилах ее использования и контроле за соблюдением этих правил, независимо от того, идёт ли речь о правоохранительных органах, представителях бизнеса или о ком-то еще», — добавил Долженков.
Доводы о необходимости системы «различающей» людей для более эффективного поиска преступников звучат, конечно, убедительно. А тезис о том, что людей необходимо защитить от злоупотребления технологическим новшеством со стороны власти вроде как должен успокоить добропорядочных граждан, не помышляющих ни о каком криминале. Но все это хорошо только в теории, которая, как известно, склонна отличаться от практики. Особенно в России, где в последние годы режим все сильнее «закручивает гайки».
Перспектива тотального контроля, которым может обернуться дальнейшее внедрение системы распознавания лиц, беспокоит, к слову, не только российских, но и западных правозащитников, показывающих пальцем в сторону Китая, который по числу камер, оснащенных опцией «слежения», является мировым лидером. В стране на 2018 год 176 миллионов камер уже могли различать граждан КНР, а к 2020 году устройств видеонаблюдения с функцией распознавания лиц планировалось установить еще 450 миллионов.
-
Об этом сообщил генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов во время сегодняшней пресс-конференции, посвященной цифр...17.09.2020 в 21:18:0030144
-
Центр организации дорожного движения (ЦОДД) и инновационный центр «Безопасный транспорт» рассказали об этапа...09.09.2020 в 15:41:009447
-
Количество ее сторонников и противников среди опрошенных разделилось практически поровну20.08.2020 в 19:00:0018750
-
Политики Владимир Милов и активистка Алена Попова направили жалобу в Европейский суд по правам человека об использовании...06.07.2020 в 14:54:0011170
-
Жительница столицы подала в суд на правительство Москвы. Она требует признать незаконными действия городских властей в ч...07.10.2019 в 17:16:009011