Новость общества

Круговорот московского мусора: на ликвидацию полигонов ТБО выделяются миллиарды, чтобы строить их в других местах

Круговорот московского мусора: на ликвидацию полигонов ТБО выделяются миллиарды, чтобы строить их в других местах

коллаж «Московской газеты»

08.02.2022 в 21:21:00
4266

Власти Московской области заявляют, что война с мусорными свалками идёт успешно и движется к своему завершению. В Мособлдуме сообщили, что только в 2022 году на рекультивацию полигонов ТБО выделено 11 миллиардов рублей. 13 свалок уже рекультивированы, ещё на нескольких такие работы будут вести в этом году

Восстановление экологической обстановки затронет полигоны под Серпуховом, Коломной, Орехово-Зуево, Наро-Фоминском, Одинцовом, Егорьевском и Сергиевым Посадом.

В частности, 1,7 миллиарда рублей планируется потратить на ликвидацию полигона близ деревни Заволенье Орехово-Зуевского округа. Он работал аж с 1960 года и успел принять около 900 тысяч кубометров отходов, с которыми теперь предстоит разбираться компании-подрядчику. Заявки на тендер принимаются до 25 февраля, а сами работы нужно завершить до сентября следующего года. Мероприятия проводятся в рамках программы «Экология и окружающая среда Подмосковья», рассчитанной до 2026 года. СМИ пишут о том, как Московская область избавляется от своих печально знаменитых свалок и переходит к использованию современных мусороперерабатывающих комплексов.

Однако на деле всё не так радужно. Громкие скандалы вокруг мусорных полигонов вблизи Москвы начались с 2017 года. Тогда на прямую линию с Владимиром Путиным пробился житель Балашихи, пожаловавшийся на местную гигантскую свалку Кучино, находившуюся в непосредственной близости от жилых домов. Президент раздал указания решить проблему профильным чиновникам и губернатору Подмосковья.

Изначально ожидалось, что свалку закроют в 2019 году, после постройки мусороперерабатывающего завода, но президентский гнев внёс в планы определённые коррективы, и полигон перестал работать в тот же день. Между тем, мусор из Москвы и соседних крупных городов куда-то нужно было свозить, поэтому экстренное закрытие крупнейшей свалки под Балашихой сразу породило рост потока мусоровозов на другие полигоны области. Активисты, выступавшие за закрытие полигона «Алексинский карьер» около Клина, на той же прямой линии пытались обратить внимание на проблему, однако в итоге в сторону полигона перенаправили потоки с бывшей свалки Кучино.

И протесты по всему Подмосковью начали нарастать как снежный ком. В марте 2018 года общественное возмущение полыхнуло в Волоколамске. После выбросов свалочного газа на полигоне Ядрово полсотни школьников увезли на скорой с симптомами отравления. На митинги выходила едва не половина города, однако свалку закрыли лишь в декабре 2020-го. Тогда глава региона Андрей Воробьёв рассказывал, что все подобные объекты в Подмосковье перестают работать, а мусор перенаправляют на современные, экологически чистые комплексы по переработке. В конце 2020 года губернатор Московской области объявил о прекращении работы всех свалок в регионе. Однако их ещё ожидает длительный процесс рекультивации, по итогам которого должен быть ликвидирован ущерб природе, а на месте бывших полигонов вновь появятся леса или зоны для отдыха и спорта.

Но даже в самом прогрессивном регионе в плане утилизации отходов проблема решена далеко не полностью. Мусор теперь сортируется и по возможности отправляется для переработки и повторного использования, однако часть отходов сжигается на МСЗ, что тоже приносит свои сложности.

Член экспертного совета при комитете Госдумы по экономической политике Наталья Беляева констатировала, что значительная часть ТБО будет уходить на мусоросжигательные заводы, которые безотходными не бывают. И получившуюся в результате золу также придётся захоранивать.

Но даже если в Москве и Подмосковье проблема со свалками худо-бедно решается, за бортом остаются другие регионы, в том числе расположенные в центральной России, неподалеку от столицы, являющейся главным поставщиком отходов.

В декабре 2021 года СМИ обратили внимание на новую территориальную схему обращения с отходами, согласно которой 5,4 миллиона тонн отходов (из 6,8 миллиона, ежегодно образующихся в Москве) будут вывозиться в другие регионы для переработки, сжигания или захоронения на полигонах. При этом не указано, в какие именно регионы повезут мусор. Вот и все ультрасовременные технологии. Столичный мусор планируется просто увозить подальше, раз уж подмосковные жители оказались такими беспокойными, а куда именно повезут – не скажут, чтобы не вызывать недовольство на местах.

У всех ещё свежи в памяти масштабные протесты в Архангельской области около станции Шиес, где также планировалось разместить полигон для складирования ТБО. Там жители вовремя узнали о планах московских и архангельских властей и сумели в ходе многолетнего противостояния предотвратить строительство свалки. Однако, как следует из опубликованных документов, таких «горячих мусорных точек» на карте России в ближайшее время может появиться ещё немало. Сейчас, к примеру, развивается конфликт местных жителей с властями Вологодской области из-за намерения возвести полигон ТБО у деревни Горбачёво недалеко от Великого Устюга. Но эта ситуация привлекает уже меньше общественного внимания, поэтому позитивный для местного населения итог борьбы за экологию крайне неочевиден.

Дело, между тем, не всегда заключается лишь в проблеме вывоза мусора из столицы. В некоторых регионах полигоны заполняются и местными отходами, из-за чего властям приходится задумываться об открытии новых свалок. Так, к примеру, происходит в Липецкой  области, где намерения построить новый полигон ТБО по причине выработки ресурса действующих объектов вызвало протесты жителей окрестностей регионального центра. И в Липецкой, и в соседней Тамбовской областях жители деревень и посёлков выходят на митинги и пишут обращения в Москву с требованием предотвратить возведение неэкологичных объектов вблизи их домов. Тамбовского активиста, который собирался записать обращение к президенту по этой проблеме, неизвестные избили непосредственно в день, когда планировалось отправить это обращение. Видимо, даёт о себе знать память о том эффекте, который произвел обращение к Путину. Многие мусорные скандалы в этих двух регионах, по данным СМИ, так или иначе связаны с Тамбовской сетевой компанией, с которой ассоциированы некоторые фирмы, ведущие работы по утилизации отходов и строительству новых полигонов в обеих областях.

Пока в России на переработку идет меньше 10% мусора, но даже в планах властей перерабатывать будут лишь около трети отходов. А что с остальным? Остальное собираются сжигать. Экоактивисты, в том числе эксперты Greenpeace указывают на опасность такой стратегии. Сжигание мусора (хотя и может быть использовано для выработки электроэнергии) означает выбросы в атмосферу вредных веществ или, как минимум, получение тысяч тонн той самой токсичной золы, о которой упоминалось выше. Вместо полигонов с отходами мы получим некие места захоронения этой концентрированной и не менее опасной для природы золы.

Прогрессивный мировой опыт показывает, что даже в крупных странах ситуация может быть совсем иной. К примеру, в Германии, Австрии, странах Скандинавии и Южной Кореи ещё несколько лет назад в переработку шло свыше 50%, а порой и более 60% всех отходов. Италия, Великобритания и Франция находились около сорокапроцентной отметки. А в России потолок по этому показателю обозначен властями на уровне 30%. И даже этой цели ещё нужно достичь. А пока закрытие полигонов вроде бы решает одну проблему, но порождает новые риски в сфере экологии. Нужно ли особенно радоваться закрытию каждого следующего полигона ТБО, помня о последствиях – вопрос открытый.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
мусор, полигон, тбо, мособлдума
Поделиться
Похожие новости