Новость общества

Москва теряет дома: градозащитники рассказали о состоянии деревянной архитектуры столицы

Москва теряет дома: градозащитники рассказали о состоянии деревянной архитектуры столицы

Фото © Facebook/ Архнадзор

08.06.2021 в 18:42:00
4214

По подсчетам «Архнадзора», количество утраченных деревянных объектов с 2011 года в границах исторической Москвы достигло 40. В среднем ежегодно москвичи теряют порядка четырех деревянных сооружений. Эксперты считают, что причиной уничтожения деревянных построек чаще всего является отсутствие охранного статуса и нежелание собственников проводить добротные реставрационные работы

Координатор общественного движения «Архнадзор» Катерина Беляева сообщила «Московской газете», что на Люсиновской улице скоро не станет дома купцов Ирошниковых. Здание является одним из немногих сохранившихся в Москве деревянных строений конца XIX — начала XX века и внесено в Красную книгу «Архнадзора». По словам эксперта, в доме купцов Ирошниковых сохранились исторический фасад, планировка и потолочная лепнина несмотря на то, что объект не имеет охранного статуса.

«Сейчас здание находится за фальшь-фасадом, никаких работ там не производится. Вышло решение КДК о том, что здесь будет возведен многофункциональный центр, площадь которого в два раза превысит площадь существующего здания. Обещают сохранить фасад, но при таком масштабном увеличении это вряд ли удастся сделать. Если бы у здания был охранный статус, сомневаюсь, что его могли бы увеличить в несколько раз, но, если оно им не обладает, независимо от того: деревянное сооружение или нет, по решению собственника возможен даже снос», — рассказала градозащитница.

С коллегой солидарна координатор «Архнадзора» Елена Петрова. По ее словам, в похожей ситуации оказалась деревянная дача булочника Д.И. Филлипова по адресу проезд Загорского, дом 10, которая перешла в частную собственность.

«Собственник, который выкупил дачу, собирается делать там ремонт. Нам поступил сигнал, о том, что из здания якобы выносят доски. Дом деревянный, дореволюционной постройки и тоже был снят с охраны. Не знаю, какая судьба его ждет. Теперь собственник может с ним делать все что угодно, и мы можем лишиться редкой исторической деревянной постройки. Аналогичная ситуация и с избой на Масловке, где Мосгорнаследие отказалось поставить объект под охрану, хотя мы подавали заявку. Был очень объемный акт экспертизы, и нам оказали по формальным признакам», — поделилась эксперт.

Координатор «Архнадоза» Сергей Клычков сообщил, что число утраченных деревянных объектов с 2011 года в границах исторической Москвы достигло 40. В среднем москвичи теряют порядка четырех деревянных сооружений ежегодно, причем совершенно разных: начиная от объектов с федеральным статусом, заканчивая объектами без какого-либо статуса: дачные постройки, бывшие жилые дома, павильоны.

«На ВДНХ в 2011 году сгорел прекрасный деревянный павильон ветеринарии; а после реконструкции выставочного комплекса был утрачен павильон «Лебедь». В 2016 году был утрачен элеватор Рязано-Уральской железной дороги, который был ценным элементом с уникальной конструкцией», — рассказывает Сергей Клычков.

По словам собеседника издания, когда речь идет о деревянных объектах архитектуры, чаще всего происходит замена подлинного материала из-за ненадлежащего обращения с объектами.

«Часто встречаются случаи, когда согласовывают замену материала и вместо деревянного этажа мы получаем кирпичный этаж, а все корректировки вносятся в угоду заказчику. Подобным примером некачественной реставрации стал дом Мануйлова на улице Достоевского, который практически потерял 100% подлинного материала, остался только кирпичный цоколь. Сам дом был деревянный, оформленный в стиле неоклассики, но практически все его элементы были утрачены в результате так называемой реставрации. И таких примеров много. Смысл в том, что ненадлежащий надзор за объектами культурного наследия при проведениях реставрации, а также попустительское отношение собственников к исторической застройке, когда владелец не считает нужным сохранять материал и хочет сделать подешевле, являются основными причинами уничтожения такого рода зданий», — добавил Сергей Клычков.

Ранее «Московская газета» писала о том, как в Москве начало загнивать здание психиатрической клиники, где лечился Врубель. Журналисты издания побеседовали с представителем «Архнадзора», которому удалось попасть на территорию клиники Усольцева.

Автор: Мария Жулитова
ТеГИ
Архнадзор, деревянная архитектура, дом купцов Ирошниковых
Поделиться
Похожие новости