Новость общества

«МСУ превратилось в МУ»: как развивается институт муниципальной власти в России

«МСУ превратилось в МУ»: как развивается институт муниципальной власти в России

Фото © «Московская газета»

23.04.2023 в 18:19:00
2738

День местного самоуправления, отмечавшийся в России на уходящей неделе, стал поводом в очередной раз поспорить о том, как должен развиваться этот институт власти. Журналист «Московской газеты» узнал, что думают об этом празднике председатель Демократической партии России Александр Зорин, политический консультант Константин Калачёв и экс-глава МО Тверской города Москвы Яков Якубович

«Люди абсолютно отстранены от этих процессов»

Комментируя положение, в котором сегодня оказалось местное самоуправление, политический консультант Константин Калачёв замечает: мол, о покойнике либо хорошо, либо ничего. С 2004 по 2006 гг. он сам работал вице-мэром российского города-миллионника — Волгограда, поэтому хорошо знает, как было сложно тогда выстроить отношения местного самоуправления с органами государственной власти. Эксперт вспоминает, что в определённый момент федералы поддержали региональную власть и отдали МСУ на откуп губернаторам.

«МСУ превратилось в МУ, то есть в местное управление, — говорит Константин Калачёв. — Вряд ли можно заявлять о том, что, если власти спрашивают у населения: постричь газон или нет, то это большой прорыв в развитии МСУ. Собственно, условный газон — это и есть тот максимум выбора, который в настоящее время есть у людей».

На примере Москвы политтехнолог рассказывает, что инструменты, которые используют столичные власти, работают далеко не в полную силу. По его словам, такие порталы как mos.ru действительно создают систему обратной связи, но не с местным сообществом, а лишь с отдельным гражданином.

«Один конкретный собственник жилья может пожаловаться, что у него в подъезде не горит лампочка. И её поменяют. Другой может обратиться по поводу уборки в подъезде. И, наверное, после этого там наведут порядок. Однако это всё равно не то, о чём говорится в Европейской хартии по местному самоуправлению», — отмечает эксперт.

Калачёв даёт такое определение МСУ: возможность местных сообществ влиять на решение местных проблем.

«То есть, когда сознательные граждане могут объединяться и реализовывать свою волю через органы МСУ, — пояснил собеседник издания. — Что происходит в реальности? Чтобы это узнать, попробуйте провести в своём многоквартирном доме общее собрание собственников (ОСС) жилья. Я живу в старом МКД, у нас около 80 квартир. Из них лишь 3-4 принимают участие в ОСС. Это говорит о том, что люди абсолютно отстранены от этих процессов».

По мнению Калачёва, местное самоуправление предполагает строительство «снизу», выборность и бюджетную самодостаточность.

«Проблема российского МСУ была в том, что изначально у этих органов власти существовал дефицит ресурсов, — продолжает политический консультант. — Сама налоговая система МСУ должна была развиться. А уже потом мы решили, что раз уж строим вертикаль сверху вниз, то зачем нам прямые выборы мэров и прочие радости, которые неудобны власти? Скажем, ну какие полномочия есть у депутатов? Никаких. Вы же это прекрасно знаете. Так что МСУ превратилось в фикцию».

«Есть и полномочия, и средства»

Председатель Демократической партии России (ДПР) Александр Зорин считает, что ещё рано ставить крест на этой форме реализации народом, принадлежащей ему власти.

«Наоборот, МСУ развивается, — считает Зорин. — Вспомните, ещё совсем недавно у местной власти были полномочия и обязанности, но отсутствовали деньги. А сейчас федеральный центр компенсирует им расходы, предоставляя трансферты. То есть у них есть и полномочия, и средства».

Зорин перечисляет, какие именно сферы входят в полномочия МСУ: градостроительные планы, строительный надзор, дороги, вопросы использования земли, сбор платежей за аренду и так далее.

«На самом деле МСУ делает «на земле» очень много, — продолжает политик. — Конечно, если говорить о Москве, то здесь есть перекосы. Всё-таки это столица, город федерального значения. И тут переплелись все интересы. Но, если мы обсуждаем МСУ в масштабах всей России, то, по-моему, муниципальная власть чувствует себя нормально. Особенно после того, как были приняты поправки в Конституцию РФ, и она встроилась в единую публичную власть».

Продолжая разговор про МСУ, Зорин напомнил, что, например, Подмосковье считается стартовой площадкой для политиков, которые стремятся попасть в федеральную власть.

«Надо больше общаться с народом»

Экс-глава муниципального округа Тверской города Москвы Яков Якубович признаётся, что День местного самоуправления стал для него одним из главных:

«На этой неделе прошло заседание Совета по МСУ при президенте. Выступали главы крупных городов, губернаторы, члены правительства, депутаты и даже глава сельского поселения. В новостях тема особо не обсуждалась. Да и само заседание, скорее, не о перспективах МСУ, а о вопросах, которые актуальны для глобальной повестки и о том, как много делается сейчас для муниципального уровня: национальные проекты, программы, конкурс «Малые города» и так далее. Не будем углубляться в то, что фактически из-за дотационных бюджетов муниципалитеты не в состоянии сами эффективно заниматься вопросами местного значения, а нацпроекты — мера вынужденная, чтобы создать конкуренцию за федеральный ресурс и как-то направить деньги «вниз», раз с этим не справляется налоговая система».

При этом Якубович отмечает, что сегодня государство вновь обратило внимание на МСУ.

«Власть смотрит, что происходит «на земле», — отмечает эксперт. — Это значит, пришло понимание, что вся жизнь именно там — на муниципальном уровне. Президент обратил внимание, мол, надо больше общаться с народом, не увлекаясь «цифрой». Итак, про вовлечение население в МСУ поговорили. Правда, на сегодня самый реально действующий инструмент, пожалуй, инициативные проекты (инициативное бюджетирование) и то не везде. Остальные законодательно закреплённые формы почти не используются, референдумы уже почти не проводятся. А если и проводятся, то по вопросам самообложения населения, что вряд ли является его инициативой».

По мнению Якова Якубовича, как ни пытайся помогать и организовывать местное самоуправление «сверху», то, что было рождено «на земле», должно на ней же и развиваться.

«Первородство общины над государством — базовая сущность МСУ, — рассуждает бывший глава МО Тверской. — Без осознания и понимания гражданами содержания местного самоуправления, его особенности и водораздела с государственной властью, МСУ не сможет развиваться. Фактически сегодня муниципальный — самый нижний уровень государственной власти. Несмотря на все декларации и конституционные основы, де-факто это так. И здесь, как ни пытайся вовлекать население в управление муниципалитетом, граждане всё равно будут воспринимать муниципальный уровень власти как государство».

Александр Зорин не видит в этом ничего необычного. Он считает, что муниципальные органы власти и надо воспринимать как государственные.

«Это раньше муниципальная ветвь власти была отделена от государственной, но после того, как были приняты поправки в Конституцию РФ, всё изменилось. Так, или иначе, но эта власть всё равно формируется из числа жителей — представителей населения. Тех, неравнодушных людей, кто работает «на земле», — подчеркнул политик.

Ранее «Московская газета» рассказала о причинах непопулярности должности мэра в современной России и вообще ослабления городов и местной власти в стране.

Автор: Виталий Папилкин
ТеГИ
мсу, власть, муниципальная власть
Поделиться
Похожие новости