Новость общества

Нефтяной «поворот на Восток» дорожает: причины и следствия

Нефтяной «поворот на Восток» дорожает: причины и следствия

Фото © «Московская газета»

04.12.2022 в 10:58:00
2519

В новой реальности российскому нефтяному экспорту не только не хватает своих судов, но и приходится использовать зарубежные по повышенной стоимости. Собеседники «Московской газеты» говорят, что ситуация выправится, но структурные проблемы экспорта всё равно остаются

Под угрозой вторичных западных санкций владельцы танкеров поднимают стоимость фрахта для морских перевозок российской нефти из Балтики в Индию. Из-за этого может снижаться стоимость российской нефти в портах отгрузки.

«Московская газета» обсудила с экспертами судьбу переориентировавшегося на Восток российского нефтяного экспорта и поговорила о том, с какими проблемами теперь столкнулась морская перевозка отечественной нефти.

На вопросы издания ответил эксперт Института экономики и финансов Михаил Журавлёв.

Насколько существенно снижается стоимость российской нефти в портах отгрузки из-за повышения стоимости фрахта?

«Из-за роста фрахта стоимость нефти Urals может снизится максимум $10/барр. краткосрочно – в течение нескольких месяцев неопределенности. Далее цена должна вырасти на $5+. Приведенные цифры описывают эффект непосредственно от волатильности стоимости фрахта. Т.е. дефицит нефти на рынке суммарно с другими факторами может вызвать рост цен на нефть, несмотря на негативное воздействие роста ставок фрахта», — отметил эксперт.

Ситуация с повышением стоимости фрахта как-то выправится в дальнейшем?

«Разумеется, выправится. Однако высокие ставки фрахта – это структурная проблема, — подчеркнул собеседник издания. — Это связано с увеличением протяженности маршрутов поставки нефти. Условно, до эмбарго нефть поставлялась по Средиземному и Балтийскому морю в Европу. Теперь эти объемы будут поставляться в Индию, Китай, прочие азиатские страны, что займет в 5-6 раз больше времени. Следовательно, чтобы перевести эквивалентный объем нефти потребуется гораздо больше танкеров. Это основная структурная причина высоких цен».

По словам эксперта, в ситуации есть и элементы паники, неопределенности, раздутия цен.

«Несмотря на то, что танкеры, загруженные до 5 декабря и разгруженные до 19 января, не попадают под ограничения, некоторые перевозчики все равно не хотят рисковать. А те, что согласились прибавляют премию за риск, хотя юридических рисков не должно возникать до 5 декабря. Однако, это естественно, когда цены начинают расти заранее», — сказал Михаил Журавлев.

Каковы сейчас перспективы российского экспорта нефти на Восток?

«Восток, конечно же, единственная реальная альтернатива поставкам в Европу, — отметил эксперт Института экономики и финансов. — Надо понимать, что для Индии или Китая реальный дисконт на российскую нефть составляет не 30$, а менее $15, из-за особенностей расчета премий и котировок».

Тем не менее, основная задача российской нефтяной отрасли, на мой взгляд, сохранить объем физического экспорта, поскольку много заработать, судя по всему, России в ближайшее время не дадут, считает Михаил Журавлёв.

«Поэтому надеюсь, что ситуация станет толчком к развитию собственных технологий для создания продукции высокой добавленной стоимости — топлива и нефтепродуктов. В противном случае ситуация выглядит так: раньше ЕС получал выгоду от дешевого российского газа, теперь Азия получает выгоду от дешевой российской нефти. Причем делиться технологиями и/или инвестировать в серьезные российские проекты не хотят из-за санкций», — заключил собеседник «Московской газеты».

Любые шансы расширения санкций несут риски для владельцев судов, сказал изданию экономист Сергей Хестанов.

«Брать на себя эти риски бесплатно никто не хочет. Идёт некий торг, в процессе которого выработается какая-то практика. Как только случится первый прецедент расширения санкций на судовладельцев, ситуация станет понятнее и для них, и в принципе. Пока мы находимся в высокой неопределённости», — сказал экономист.

Новые цены на нефть будут в районе 60 долларов за баррель, и это сопоставимо с нынешним дисконтом на нефть для Востока, отметил эксперт: «Вместе с дисконтом это будут весьма суровые для российских производителей цены».

С другой стороны, Россия поставляет примерно 7% мирового рынка нефти и нефтепродуктов.

«Это довольно много, и просто так исключить Россию из поставщиков проблематично, это вызовет очень большой рост цены на нефть. Дисбаланс 3-4 % на этом рынке провоцирует до 2-4 кратное изменение цен на нефть. То есть, они могут вырасти до 300 долларов за баррель, и это будет сурово уже для мировой экономики. Надеюсь, что до этого не дойдёт. Наиболее вероятным мне представляется тот вариант, что западные страны, чтобы не довести ситуацию до резкого возрастания цен, постепенно выработают некий компромисс», — считает Сергей Хестанов.

Сейчас, по замечанию экономиста, интрига состоит в том, чем ответит на повышение стоимости фрахта российское руководство.

«Мы помним март этого года, когда наше руководство вступило в ценовую игру, и мы видели нефть Urals по 13 долларов за баррель, — напомнил собеседник «Московской газеты». — Что будет сейчас, неизвестно. Расплывчата позиция по этому вопросу стран ОПЕК. ОПЕК не только не собирается увеличивать, а даже грозит несколько снизить добычу нефти, и это сыграет на повышение цен. Но чтобы ни говорили в ОПЕК, «обещать — не значит жениться», множество раз страны ОПЕК делали не то, что заявляли. Впрочем, на уровне заявлений их политика сейчас такова. С другой стороны, можно отметить выдачу лицензии американской нефтегазовой компании Chevron для работы в Венесуэле. Это тоже своё рода намёк нефтяному рынку на увеличение добычи. И отдельная интрига — это логистика. Одно дело — расстояние от Петербурга до Гамбурга, и совсем другое дело — до Индии. Во втором случае потребуется в два раза больше танкеров для транспортировки нефти, а у российского флота — дефицит судов».

Что касается экспорта дизельного топлива и нефтепродуктов, он и так занимает своё место в российском экспорте, а в сложившемся формате мирового рынка просто так Россию с увеличенным поставками топлива и нефтехимии особо не ждут, считает Сергей Хестанов.

Ситуацию с фрахтом нефтяных танкеров кратко обрисовал «Московской газете» Кирилл Маслов, руководитель морской брокерской компании Inmarin (Санкт-Петербург), занимающейся, в том числе, подбором танкеров для перевозки нефти.

«Ситуационно наблюдаем небольшие замедления в согласовании чартерных ставок в связи с обсуждением новых рисков и намерения владельцев увеличивать ставку», — сказал Кирилл Маслов и пообещал в скором времени предоставить изданию подробную аналитику ситуации.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, фракт, экспорт
Поделиться
Похожие новости