Новость общества

Нужна ли нам осознанность? Комментирует клинический психолог Валерий Ивановский

Нужна ли нам осознанность? Комментирует клинический психолог Валерий Ивановский

Фото © «Московская газета»

26.01.2023 в 16:22:00
3391

Первое определение осознанности, которое встречается в «Яндексе», звучит примерно так: «Это понятие в современной психологии, подразумевающее непрерывное отслеживание текущих переживаний; состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, не вовлекаясь в мысли о событиях прошлого или будущего». Еще один его смысл – «способность сознания к интроспекции собственной деятельности». Призывы психологов и коучей развивать в себе понимаемую в таком ключе «осознанность» несутся буквально из каждого утюга. О том, насколько они обоснованы, мы решили выяснить у клинического психолога, основателя школы психологии ТРИЭТТА Валерия Ивановского

— Валерий, осознанность. Хотелось бы узнать мнение эксперта, что это все-таки такое? И так ли она нам нужна?

— Действительно, сегодня осознанность можно сравнить со священным Граалем. К ней стремятся очень многие люди, пытающиеся качественно улучшить свою жизнь. О ней рассуждают многие коучи и психологи. Но, так как по последним социальным исследованиям количество психологов только растет и, значит количество страдающих людей тоже не уменьшается, осознанность не является панацеей. Стоит ли к ней тогда стремиться? Может, есть некие альтернативные способы улучшить свою жизнь?

То определение осознанности, которое наиболее популярно, противоречит базовым эволюционным аспектам развития сознания. Как минимум, по двум причинам. Во-первых, основной способ функционирования человеческой психики заключается в том, что большинство основополагающих деятельностей, таких как, например, движение, то есть перемещение тела в пространстве; реакция на те или иные, ставшие привычными раздражители, равно как и осуществление таких жизненно необходимых функций, как дыхание, сердцебиение и прочие вещи, мозг отдает на откуп неосознанным автоматическим реакциям. Когда человек учится ходить, каждое его действие осознанно. То же самое происходит, когда, ему, например, не надо ходить – когда человек учится, например, кататься на велосипеде, на коньках, на лыжах. Когда человек учится любой деятельности, которая требует формирования определенного навыка, а потом умения. В процессе обучения он максимально осознан. Он смотрит на рычаг коробки передач, на руль, на «поворотники» – все это он делает максимально сознательно. Когда эта деятельность достаточно прочно и результативно закрепляется в сознательной сфере, большая кора переводит ее на уровень ниже – лимбической и более древней коры, и все эти действия становятся бессознательными. Человек ведет машину и не задумывается ни над одной операцией, которую ему приходится делать во время движения. То же самое можно сказать и по поводу катания на коньках, на велосипеде и более того – об умении ходить. Мы же никогда не пытаемся контролировать, например, положение своих ног и рук во время ходьбы. А если мы начинаем это делать, походка становится неестественной, рваной – как следствие мы можем потерять равновесие. В этом случае эволюционное завоевание заключается в том, что мозг пытается как можно больше функций передать на уровень автоматических синергий. Это связано не в последнюю очередь с тем, что ежесекундно, в связи со значительным усложнением внешней среды (особенно после того, как человек перешел на следующий этап своего развития эволюции – социальный), количество сигналов внешней среды увеличилось кратно. Каждую секунду рецепторы мозга испытывают гигантское воздействие стимулов, которые ему необходимо воспринять, проанализировать и принять решение о том, важные они или неважные и, в случае если они важные, каким образом на них реагировать.

Во-вторых, когда мы говорим, что осознанность – это привязанность к текущему состоянию, к здесь и сейчас, такое определение противоречит принципу эволюционного развития, затрагивающему деятельность рецепторов. Если мы с вами очень общо проследим эволюцию тех органов рецепции, которые отвечают за экстерорецепцию, то есть за связь организма с внешним миром, мы увидим, что у человека как у существа значительно опередившего в плане приспособления к внешней среде все остальные биологические виды, развиваются так называемые дистантные рецепторы. Это, прежде всего, зрение, слух. Благодаря зрению человек способен дистантно видеть отдаленные предметы. Как можно раньше определять возможные угрозы и реагировать на эти опасности: заглядывать в будущее. То есть вся наша рецепция как будто перемещает нас в будущее. Существует поистине гениальное открытие российского физиолога и психолога Анохиной – так называемые акцепторы результата действия. Речь идет о том, что вся наша высшая нервная деятельность направлена на то, что мы всегда строим сначала образ будущего поведения, ставим цели, выстраиваем программы достижения цели и только потом действуем. И мы всегда сравниваем, чего мы достигли и что было запланировано. То есть вся деятельность человека не рефлекторна в том смысле, что он только отвечает на непосредственные воздействия: она, как правило, направлена в будущее, человек сначала формирует цели и задачи, а потом их достигает. Для наиболее гармоничного взаимодействия с окружающей средой это просто неоценимое свойство, когда человек как бы предвидит будущее, он находится в нем, а потом только физически его проживает. Человек способен усматривать цель всей своей жизни и к ней стремится. Он не просто находится здесь и сейчас и пассивно реагирует на то, что на него воздействует в текущий момент – вся его деятельность устремлена в будущее, и она из будущего им управляет. В связи с этим после миллионов лет эволюции пытаться упростить свою психическую жизнь до текущего момента – это неоправданная редукция. Получается, при всей своей притягательности, при всей своей простоте теория осознанности далека от исполнения и даже вредна. Потому что, если человек будет руководствоваться принципом осознанности во всех своих действиях, рано или поздно он впадет в ступор. Потому что – еще раз – количество раздражений, сигналов от внешней среды так велико, приходится на такое количество вещей реагировать, реагировать одновременно, что чем больше человек будет стремиться реагировать осознанно, тем большее количество явлений будет требовать его осознанности, и это достаточно быстро превысит все мыслимые и немыслимые возможности его психического аппарата к реакции. Он просто или впадет в кататонию или же он настолько перегрузит свою нервную систему, что возникнет проявление психических расстройств.

С учетом того, что мы с вами рассмотрели, гораздо естественней и правильней не пытаться подходить ко всему осознанно. Гораздо более эффективным принципом, если мы хотим сделать нашу жизнь качественнее, является принцип определения важности, иерархии действий, целей, задач, потребностей. Вот это является, мне кажется, самым многообещающим подходом к жизни. Потому что принцип селекции, отделения важного от неважного, принцип категориальности, парадигмальности или же, если брать интеллектуальную деятельность, принцип дискурсивности мышления, – он продиктован самой логикой эволюционного развития. Представьте, даже на уровне взаимодействия животного со средой возникает условный рефлекс. Условный рефлекс – это способность выделять наиболее важные сигнальные черты в любом явлении, предмете или в свойствах явления или предмета, которые позволяют организму подготовиться к его появлению, восприятию. В случае с собакой Павлова – выделить желудочный сок, чтобы правильно переварить пищу. Иными словами, даже на уровне рефлекторной деятельности мы видим вот эту способность к анализу и затем к синтезу действительности и предметного мира, чтобы выделять самые важные, самые необходимые, значимые для жизни живого организма черты. Так, вся наша речь построена по дискурсивному вербально-логическому принципу. Это значит, что язык организован в некие подмножества, называемые категориями. Каждое явление, каждый предмет, каждое свойство язык препарирует в процессе предметной деятельности человека, выделяет в них самое необходимое, оно закрепляется в понятии, отражающем существенные свойства предмета или явления. Следующий уровень обобщения – категории...

Коротко говоря, длящееся «сейчас» необходимо иерархизировать по принципу приоритетности целей и задач. Вот это гораздо важнее! В этой связи становится актуален вопрос. Хорошо, если предпочтительнее быть не осознанным, а определять важное и неважное, где найти основания для этого? Разобраться в этом нам как раз поможет опять же эволюционный принцип. Мы видим, что стрела развития человека направлена от биологического к социальному. На каком-то этапе эволюции социальное начинает отрицать биологическое в человеке. Последнее описывается одним словом – эгоизм: «все для меня». Лучшие продукты для меня, лучшая жизнь для меня, самый главный я, а все остальное – неважно. Общество такое поведение стигматизирует: приоритет индивидуального над социальным остается в прошлом. Кроме того, мы видим, что люди, живущие исключительно ради материальных достижений, сталкиваются с тем, что это, как ни странно, не приносит им удовлетворения, не делают их лучше, не делает их более содержательными, а наоборот, приводит к страданиям. Важно, правда, понимать, мы не говорим о тех случаях, когда человек реально нуждается: в пище, в безопасности, в крове, в одежде – это другие случаи. Без базового обеспечения потребностей человек не может быть человеком, реализовать свой духовный потенциал – он упрощается до состояния эгоистичного животного, которому необходимо выжить физически. В подавляющем большинстве развитых стран мира, которые достаточно далеко зашли на пути социализации, эти проблемы, к счастью, решены. Общественная иерархия в них складывается таким образом, что каждый, практически каждый член общества, если он не пария, если он не изгой, получает минимум пропитания, крышу над головой, одежду. Поэтому мы и говорим, что в этом плане эволюция движется о биологического к социальному. На социальном уровне, коротко говоря, возникает история именно про человека. Для человека социального важен вклад в общее дело. Недаром мы все так стремимся к известности, к славе. Потому что известность, слава – это результат деятельности, результаты которой распространяются на большое количество людей. Когда человека знают? Когда он знаменит? Когда своими поступками, своими делами, своей деятельностью он изменяет жизнь многих или воздействует на жизнь многих. Получается, что, если мы хотим быть счастливыми, хотим развиваться, реализовать себя, важно не сидеть в душной пещере, как чахнущий над златом Кащей. Антипод Кащея – Данко, который отдает свое сердце людям. То есть реализует максимальное социальное действие. А это та деятельность, когда ты максимально забываешь о себе, принося максимальную пользу неограниченному количеству людей. Как бы наивно или, может быть, декларативно это ни звучало, это единственный способ обрести счастье. Потому что любые попытки стяжать, накапливать материальное заведут в нравственный тупик. Рано или поздно человек поймет, что он стремился не к тому. Достаточно посмотреть биографии современных миллионеров и миллиардеров, большая часть которых на определенном этапе своего жизненного пути отдает свои богатства в благотворительные фонды. Причем отдает не тогда, когда находится в конце пути. Так выглядит компенсация обществу, которая необходима, чтобы вернуться на путь развития. Поэтому, иерархизируя свои цели, свои задачи, мы должны понимать, что из них предпочтительны те, которые дают нам возможность быть человеком – Человеком с большой буквы, человеком социальным, приносить своей деятельностью, своими поступками, своими помыслами как можно больше пользы окружающим. Причем неважно, чем мы занимаемся: рисуем, играем на гитаре, являемся учеными или катаемся на скейтборде – это может быть все, что угодно. Главное, чтобы результаты нашей деятельности положительно воздействовали на окружающую действительность. Соответственно все эгоистичное в качестве кирпичиков, с помощью которых мы пытаемся построить собственное счастье, сделать свою жизнь осмысленной, дает мало. Но каждый наш поступок, отвечающий социальным потребностям, является весомым вкладом в здание личного счастья, которое мы строим для себя. Иными словами, мы можем быть индивидуально счастливы, только осуществляя социально полезные действия.

А для этого важно понять, что предпочтительней не осознанность как направляющий принцип, а попытка упорядочить жизнь, отделить важное от неважного.

– Частное от общего?

Да. А мерилом является степень социальности наших поступков.

Автор: Елена Янушевская
ТеГИ
осознанность, психолог, валерий ивановский, триэтта
Поделиться
Похожие новости