Новость общества

«Положение непростое»: для мигрантов в России предложили ввести трудовые визы

«Положение непростое»: для мигрантов в России предложили ввести трудовые визы

Фото © «Московская газета»

23.07.2023 в 13:53:00
3978

Сложности в сфере трудовой миграции продолжают оставаться на повестке дня и порождают диаметрально противоположные предложения со стороны представителей власти

Так, депутат Госдумы Дмитрий Гусев предложил создать отдельное ведомство, которое в полной мере отвечало бы за происходящее в миграционной сфере. Парламентарий подчеркнул, что в России находится около 16 млн мигрантов, и они необходимы стране, поскольку своих рабочих рук для успешного развития экономики не хватит. С другой стороны, каждое ведомство сегодня отвечает исключительно за свой сравнительно узкий участок и не может регулировать сферу в целом. В связи с этим Гусев призвал в 2024 году, когда будет утверждаться структура нового правительства, создать в его составе министерство по делам национальностей и вопросам миграции. Более того, в Москве, где сконцентрировано наибольшее число иностранных рабочих, стоит учредить департамент по вопросам миграции в самое ближайшее время, желательно уже осенью текущего года. С куда более жёсткими предложениями выступил губернатор Курганской области Вадим Шумков. Подчеркнув, что ему чужды ксенофобия и национализм, чиновник тем не менее заявил о том, что «согласно данным УВД, порядка 84% преступлений, совершенных мигрантами, приезжающими на территорию региона, как раз связаны с наркотиками. Ситуация, когда в регион заезжают некие лица исключительно с целью подсадить ребятишек на наркотики, здравых людей выводит из себя. Потому реакция всех уровней власти и органов правоохраны на такие проявления должна быть максимально жёсткой».

О том, какие проблемы в данной сфере наиболее актуальны сегодня и каким образом их можно решить, «Московская газета» побеседовала с экспертом по трудовой миграции, общественным деятелем, главредом профильного портала KGinfo.ru Асилбеком Эгембердиевым.

— Асилбек Калмаматович, согласны ли Вы с мнением депутата Гусева о необходимости создания самостоятельного министерства по вопросам миграции?

— Депутат прав. Мы уже много лет выступаем за создание отдельного органа, который системно занимался бы сферой трудовой миграции в стране. Только таким образом можно систематизировать, упорядочить управление трудовой миграции. Я ещё несколько лет назад выступал за создание отдельного департамента по управлению трудовой миграцией в Москве и других крупных городах. Потому что урбанизация приводит к концентрации иностранцев в больших городах, а сегодня в том числе и в мегаполисах нет централизованного управления этой сферой. Конечно, мы — диаспоры и научные институты — поддерживаем инициативу депутата Гусева. Кроме того, мы должны системно работать для улучшения миграционного климата в стране.

— Как бы Вы оценили текущее положение в сфере трудовой миграции и динамику за последнее время?

— Положения непростое. Я ещё до пандемии прогнозировал изменения в этой области, так и получилось. После пандемии ярко наблюдаются изменения в поведении самих мигрантов. Этому есть объяснение. Пока власти всерьёз не будут заниматься вопросами иностранных рабочих в стране, ничего в лучшую сторону не изменится. Сегодня некоторые чиновники порой делают вид, что проводят какую-то работу, но в реальности ничего не происходит. Начались высказывания с выражением недовольства в адрес иностранцев даже со стороны представителей органов власти. Нагнетать ситуацию абсолютно неприемлемо. Наиболее резко высказался губернатор Курганской области Шумков, который предложил «через Минюст ликвидировать официальнее диаспоры». Такие заявления нужно изучать, анализировать соответствующие институты страны. У России, конечно, есть право начать новую миграционную политику.

— Какие пути для исправления ситуации Вы видите? В чём должна заключаться эта новая политика?

— Нынешнее положение непросто будет исправить. Тут нужна твёрдая политическая воля. Правду нужно признать: не могут одновременно существовать и нынешние либеральные правила в миграционной сфере, отсутствие системной государственной работы с иностранцами. В такой ситуации начинается неизбежная деградация прибывающих в Россию мигрантов. Если иностранные рабочие честно работают, все плоды пожинает большой бизнес, а государство выступает в роли пассивного наблюдателя, как мне кажется, недостаточно борется с коррупцией в бизнесе и нарушениями прав трудовых мигрантов, такая ситуация, безусловно, требует к себе большого внимания. Честно говоря, не очень заметно, чтобы наниматели нелегальных мигрантов платили положенные штрафы, несли ответственность, и количество нелегалов в стране, к сожалению, не уменьшается. После пандемии расклад занятости иностранных граждан в России сильно изменился. Многие мигранты ушли из прежних секторов занятости. С приходом доступного интернета появились другие вакансии – онлайн-обслуживание, работа в таких крупных организациях, как Сбер, Ozon, Wildberries, Яндекс, работу в которых иностранцы быстро освоили. Это целый комплекс в сфере городского обслуживания — логистика, курьеры, интернет-торговля, транспорт и другие отрасли, в которых требуется огромное число работников. Соответственно, изменения произошли в жизнедеятельности иностранных рабочих, они стали более свободными, стали больше зарабатывать. Но стоит подчеркнуть, что в этом основная заслуга самих мигрантов, без особого участие властей. Они сами обучаются и быстро адаптируются к новым видам трудовой деятельности. Но пришло время и для кардинальных изменений со стороны государства. Нужно формировать трудовую миграцию с учётом текущих потребностей и реалий разных отраслей экономики. Трудовая миграция в России, куда большинство рабочих приезжает из республик СНГ, должна рассматриваться не с политической, а исключительно с экономической и социальной точки зрения для принимающей стороны. Страны, откуда в Россию прибывает большинство трудовых мигрантов, должны чётко понимать все изменения принимающий стороны и ответственно относиться к данному вопросу, непосредственно участвовать в комплексной подготовке своих граждан. Это было бы правильным решением для обеспечения политической и социально-экономической стабильности в странах-донорах. Сегодня звучит немало критики в адрес российского руководства по поводу положения иностранцев в стране. Долгое время мы воспринимали граждан бывших советских республик как близких нам людей, как наших соотечественников. От этого подхода нужно уходить и переходить к новым отношениям, основанным на экономической целесообразности. Одним из вариантов цивилизованного урегулирования могут стать трудовые визы, и я склоняюсь к необходимости их введения. Есть также вариант организованного набора иностранных рабочих под конкретные задачи. В любом случае, пора вводить прозрачные ясные правила привлечения трудовых ресурсов. Власти стран СНГ также должны решить, как будут строиться дальнейшие отношения с Россией в данной сфере, и участвовать в выработке новых правил. В то же время нельзя забывать, что многие мигранты, работающие сегодня в сферах ЖКХ, строительства, транспорта и других, связывают свою дальнейшую судьбу с Россией.

— Какой Вы видите роль диаспор в упорядочении сферы трудовой миграции?

— Потенциал диаспоральных структур очень велик. Хотя власти пока зачастую не хотят замечать диаспоры и другие культурно-интеграционные структуры, работают с ними исключительно точечно, лишь тогда, когда их услуги становятся очень нужны. А порой диаспоры рассматривают, как пособников нелегальной миграции, что абсолютно не соответствует действительности. К сожалению, нет системной работы с диаспоральными организациями, хотя это могло бы поспособствовать нормальному развитию трудовой миграции. Диаспоры могут быть хорошими посредниками между мигрантами и органами власти. По мере смены поколений мигрантов, когда на смену родителям уже приходят их дети, а потом внуки, появляется всё больше вопросов, связанных с их обучением, профподготовкой, юридическим статусом, и эти вопросы системно не решаются. Трудовая миграция в России стала значимым экономическим ресурсом, и при правильном подходе Россия могла бы приумножить выгоды от его использования. И использование потенциала диаспор в данном случае приоритетно.

Члена СПЧ Александр Брод подтвердил «Московской газете» наличие определённых проблем в эффективности работы структур, отвечающих за управление миграцией, и напомнил, что сравнительно недавно самостоятельный орган власти со всеми необходимыми полномочиями уже существовал.

«Практика показывает, что необходимо объединение усилий ведомств в сфере миграции. Последние годы я пристально наблюдаю за работой Главного управления по вопросам миграции МВД РФ. Их основной функционал — противодействие незаконной миграции, учёт и контроль. На мой взгляд, управление работает грамотно и профессионально, проявляя активность в сфере развития законодательства и практики. Вопросы адаптации миграции отнесены к сфере деятельности ФАДН. Тут я больших успехов, к сожалению, не наблюдаю. Есть и объективные сложности: дефицит бюджета, отсутствие горизонтальной сети в регионах. Всё чаще слышу от экспертов сетование на то, что ликвидация ФМС была поспешной и непродуманной. Это ведомство как раз объединяло в себе весь необходимый функционал в сфере реализации миграционной политики. Да, были сбои, но все ниточки были, что называется, в одних руках», — отметил Александр Брод.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
мигранты, россия, спч, Эгембердиев
Поделиться
Похожие новости