Новость общества

Популяция лососевых на Сахалине и Курилах под угрозой

Популяция лососевых на Сахалине и Курилах под угрозой

Фото © «Московская газета»

13.10.2024 в 14:42:00
249

В 2024 году вылов лососевых на Дальнем Востоке сократился по сравнению с показателями последних лет. Ранее издание gazetametro.ru сообщило, что подорожание красной рыбы в этом году обусловлено в том числе неудачной путиной. От чего зависит путина — выяснила «Московская газета»

Приход лососевых на нерест из Тихого океана в реки Дальнего Востока зависит от разных факторов: температуры воды в Тихом океане, условий роста и зимовки рыбы в Тихом океане, количества планктона и т.д., — рассказал «Московской газете» председатель совета директоров медиахолдинга Fishnews, член Общественного совета при Росрыболовстве Эдуард Климов. — Всё это — природные факторы. По одной из теорий, рост популяции сардины иваси в Тихом океане ведёт к уменьшению популяции сайры, а также красной рыбы. Иваси съедает планктон, которым питаются мальки этих рыб. Существует цикличность приходы красной рыбы, «урожайные» и «неурожайные» годы, совпадающие с чётными и нечётными годами. Сейчас идёт год с «минусом».

О том, каков будет вылов в дальнейшие годы, есть разные мнения. Согласно прогнозам некоторых учёных, выловы последних лет — аномальные пики, и за ними наступает длительный период низкого вылова. На мой взгляд, никто не понимает, сколько будет рыбы, пока она не придёт, прогнозы не сбываются. А вот чётный и нечетный год — это данность. Росрыболовство считает, что всё идёт нормально, а некоторые учёные, как я уже рассказал, — что будет спад вылова из-за роста популяции иваси, у которых единая кормовая база с красной рыбой. Что касается потерь экспорта в этом году, то большого экспорта красной рыбы у нас нет. Горбуша и её икра идут в Россию. На экспорт идёт только нерка, в Японию, и это очень небольшой объём».

Лососевая путина и нерест лососевых регулируются государственными органами, отметил Эдуард Климов.

В каждом субъекте РФ, где осуществляется вылов лососевых, Приморский край, Хабаровский край, Камчатка, Сахалин, существует комиссия по регулированию вылова анадромных видов рыб под председательством губернатора, которая следит за тем, чтобы все нерестилища были заполнены. В неё входят учёные, пограничники, рыбаки, чиновники. Комиссия отдаёт приказы, когда ловить, где, какими средствами, когда закончить вылов. Все очень серьёзно регулируется. Многие чиновники забывают, что красная рыба, кроме атлантического лосося, приходит на нерест умирать. Отметала икру и умерла. Если не вылавливать её из рек полностью, наступит экокатастрофа. Допустим, пришла в реку 1 тыс. тонн рыбы, она всю реку забьёт и умрет, и никакая икра сквозь неё не пробьётся, поэтому погибшую рыбу надо вынимать, рассказал эксперт.

«То есть, природа не может справиться с этой ситуацией сама? Ведь реки Дальнего Востока, вероятно, заполнялись такими объёмами погибшей рыбы на протяжении многих лет?», — задал вопрос журналист «Московской газеты».

«Раньше была немного другая экология, рыба уходила в другие реки, да и приход рыбы был меньше, — пояснил Эдуард Климов. — В Советском союзе 250 тыс. тонн вылова лососевых в регионе было рекордом. А сейчас вылов может достигать 600 тыс. тонн, в Союзе об этом мечтать не могли. Плюс, существуют рыбоводные заводы, где разводят рыбу, например, на Сахалине. Рыбоводные заводы выращивают мальков, пускают в реки, мальки скатывается по рекам в океан и через 3-4 года возвращаются обратно. В СССР не было таких заводов, эту практику переняли у японцев. Таким образом, численность рыбы в реках Дальнего Востока увеличилась, в том числе искусственным путём».

Ежегодно в апреле-июне принимается приказ Росрыболовства об ограничении вылова лососевых в определённых районах, исходя их опыта предыдущих лет и прогноза на лососевую путину, рассказал «Московской газете» эколог Дмитрий Лисицын.

«Например, приказывается, чтобы в таком-то районе длина рыболовных неводов была не более 1 км, а в таком-то регионе промысел в этом году закрыт, — говорит эколог. — Такие меры особенно актуальны для Сахалина и Курильских островов, поскольку там популяция лососевых, а именно, горбуши, сильно подорвана за последние 10 лет. На Камчатке, надо отметить, заполненность нерестилищ более-менее нормальная, там в последние годы удавалось соблюдать баланс экологических интересов и интересов рыбопромышленников, соблюдая при этом права граждан, в том числе коренных народов Камчатки.

На Сахалине ситуация иная. В 2009 году, когда был рекордный вылов лосося на полуострове, законодательство о добыче лосося сильно изменилось. Было введено оперативное регулирование, и решения о регулировании вылова стали приниматься, исходя из оперативной обстановки. Это правильный подход, но зачастую он приводит к тому, что ограничения вводятся очень поздно или вообще не вводятся, а приоритет всегда отдаётся промышленному вылову. Это совсем не способствует оптимальному заполнению нерестилищ. Вкупе с браконьерством это привело к тому, что на юго-западе Сахалина сейчас горбуши нет.

В России законодательно не прописана до конца чёткая политика обеспечения заполнения нерестилищ лососевых видов рыб. Нет прямой обязанности контролирующих органов обеспечивать заполнение нерестилищ и нет ответственности за несоблюдение такой обязанности. Рыбопромышленники оказывают очень большое влияние на принятие решений в этой сфере».

В распоряжении «Московской газеты» оказался ответ Минсельхоза на обращение депутата Госдумы Алексея Корниенко по поводу принятия мер по ограничению промысла лососевых в Сахалинской области в 2024 году. Если кратко, то в ответе, подписанном министром сельского хозяйства РФ Оксаной Лут, говорится, что в 2024 году в Сахалинской области определение районов добычи анадромных видов рыб определяется решениями комиссии, состав которой утверждён приказом Минсельхоза РФ от 12.10.2020 № 604.

«Чистить реки от погибшей после нереста рыбы крайне вредно с экологической точки зрения, от этого зависит не только жизнедеятельность океанских лососей, но и целого ряда животных, которые питаются погибшей рыбой — начиная от медведей, лис, соболей, грызунов и заканчивая насекомыми и бактериями, — пояснил Дмитрий Лисицын. — Азот, который погибшие рыбы привносят в реки, участвует в круговороте веществ в прибрежных лесах. Также азот и фосфор, продукты разложения погибшей рыбы, возвращаются реками в Тихий океан и там участвуют в формировании питательной среды для планктона, которым питаются рыбы. Что касается деятельности рыбоводных заводов, то она имеет неоднозначный эффект. Рыбопромышленники стараются, чтобы искусственно выращенная рыба вовремя вылавливалась и не смешивалась в реках с дикой, но по факту это происходит. Потомство, появившееся от этого смешения, приобретает свойства, вредные для рыбы в дикой природе, например, это потомство не умеет спасаться от хищников, прятаться в тень, спускаясь по рекам в океан, и т.д., и в большом количестве гибнет. С другой стороны, когда рыбопромышленники вылавливают искусственно выращенную рыбу, чтобы вернуть её на рыбоводные заводы, вместе с ней всегда вылавливается и дикая, из-за чего, опять же, не заполняются нерестилища.

В озере Лебяжьем на острове Итуруп когда-то обитала уникальная популяция кеты. На дне озера Лебяжье есть источники грунтовых вод, которые позволяли кете, неспособной жить в стоячей воде, спокойно в этом озере существовать. Однако вошедшая с этой кетой в контакт искусственно выращенная кета генетически вытеснила всю эту популяцию, которая просто перестала существовать. Тем самым деятельность рыбоводных заводов могла нанести ущерб биологическому разнообразию рыб на Курильских островах».

«Московская газета» отправила редакционный запрос во ВНИРО о мерах защиты нереста лососевых на Дальнем Востоке и, в частности, на Сахалине в 2024 году.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Сахалин, Дальний Восток, лосось, рыба
Поделиться
Похожие новости