Новость общества

Протесты фермеров в Европе: почему бунтуют аграрии и чем все закончится

Протесты фермеров в Европе: почему бунтуют аграрии и чем все закончится

Фото © «Московская газета»

03.02.2024 в 13:44:00
2004

Протесты аграриев в Европе были всегда, но сейчас ситуация иная

Протесты фермеров в Европе продолжают набирать обороты. Хотя акции начались в Германии 8 января с «тракторных маршей», первым пошли на уступки французы, пообещав аграриям 150 млн евро в качестве поддержки и ужесточение контроля за ввозом сельхозпродукции из-за рубежа.

Среди причин аграрных бунтов называют отказ от предоставления фермерам субсидий, резкое повышение цен на удобрения и горюче-смазочные материалы, попытки чиновников сдержать инфляцию за счет ограничения цен на продовольствие, что во Франции, например, полностью легло на плечи аграриев. Помимо этого, растёт конкуренция на продовольственном рынке за счёт поставок зарубежных, более дешёвых, продуктов.

Эксперт по сельскохозяйственным вопросам, основатель медиагруппы «Крестьянские ведомости» Игорь Абакумов считает, что есть и иные, более глобальные причины протестов в Европе, чем урезанные субсидии и рост конкуренции.

— Игорь Борисович, чем, с Вашей точки зрения, объясняется размах протестов фермеров в Европе?

— Аграрии выступают против геноцида. Уничтожение целой социальной группы, которая называется «фермеры», является геноцидом. Геноцид – лишение способности к нормальной жизни, возможности вести хозяйство, жить по привычным правилам и тем самым сокращение крестьянской прослойки до минимума. Почему бунты? Такого масштаба не было никогда, хотя европейские фермеры бунтовали во все времена. То им не нравились американские «Макдональдсы», то украинская пшеница… Но сейчас они действительно борются за свое выживание.

— В Европе сегодня многим непросто. Однако фермеры выглядят особенно активными. В чём причина?

— Фермеры всегда, и особенно после Второй Мировой войны, были в Европе «любимым дитятей». Потому что именно они спасли горожан от голода. В голодные послевоенные времена во Франции фермеры с тележками, на велосипедах, на маленьких автомобильчиках везли в города продовольствие. И парижские власти, например, уже после войны за это спасение от голода разрешили фермерам вести торговлю своими товарами на бульварах французской столицы. В субботу и воскресенье по сей день с 4 утра и до 14 часов дня бульвары становятся местом фермерской торговли. В 2 часа дня все это чистится, убирается, и на бульвары выходят мамочки с колясками гулять.

— Получается, что фермеры перестали быть любимцами?

— Им обрезали значительную часть субсидий, дотаций и прочей помощи. Все это выглядит так, словно правительство желает сократить присутствие крестьян на пахотной земле. Из фермеров хотят сделать горожан, чтобы они занимались не производством а потреблением. Но стремления фермеров всей Земли одинаковы: жить на собственной земле, выращивать свой урожай, кормить семью, а излишки продавать. И все они, как они признаются, «балдеют от того, что могут по собственной земле прокатиться на собственной лошади».

— Это касается всех сельскохозяйственных предприятий: малых, средних и крупных?

— Нет. Форум глобалистов, который каждый год проходит в Давосе, ставит своей целью монополизировать производство продовольствия, сосредоточив его в руках нескольких крупных корпораций. Обратите внимание: в этих бунтах не участвуют крупные корпорации по производству продовольствия (ни производители средств защиты растений, ни крупные производители семян), а только мелкие и средние фермеры. Производители семян уже, к слову сказать, монополизировали рынок: в США, например, ты не можешь сеять семена, которые ты произвел сам, например, картошку. Ты обязан купить семенной картофель.

— Уменьшение субсидий фермерским хозяйствам – вынужденная мера со стороны правительств ЕС?

— В Евросоюзе заканчиваются деньги. Отсюда урезано финансирование фермеров. ЕС пытается «обескровить» Россию, навязывая ей противостояние в разных плоскостях – юридической, экономической, транспортной и так далее; на это противостояние тратятся миллиарды. Дыру в бюджете закрывают за счет фермеров.

Объединенная Европа, а теперь еще и Америка, каждые 75-100 лет идут бороться с Россией. Заканчивается это всегда одинаково – встречаем как надо и потом провожаем обратно домой. Хороший пример – война 1812 года. Сейчас новый такой цикл. И денег на фермеров уже нет.

— На текущий момент известно, что правительство Макрона пошло на уступки, пообещав субсидии и ограничение конкуренции…

— Французское правительство испугалось не столько самих фермеров, сколько поддержки со стороны общества. Ранее, например, были попытки ограничить фермеров и заставить их платить налоги за торговлю на бульварах. Тогда в защиту крестьян вышли горожане, которые хорошо помнили, кто помог выжить их бабушкам и дедушкам после войны, и эти горожане чуть не снесли мэрию. И тогда фермеров оставили в покое. Сейчас общество тоже консолидировалось вокруг протестующих аграриев, потому что парижане – это не просто толпа, это образованные люди, которые в среднем закончили хотя бы несколько курсов университета. Они могут оценивать, сравнивать, и они прекрасно помнят, что было. И они вышли на улицы с осознанными требованиями, присоединились к фермерам. Это же сделали, кстати, и транспортники. И даже полицейские, когда им отдаётся команда «прекратить беспорядки», действуют крайне корректно и исключительно словами. Потому что помнят, кто спас их бабушек после войны. Не все однозначно. До членов правительства Франции до первых дошло, что это может и не прекратится. А скоро весна, надо пахать, сеять. Фермерам может понравиться эта заваруха. Пока это марши протестов, но может начаться и более серьезный конфликт. А фермеры все охотники, они прекрасно владеют оружием, они в отличной форме, они моторизованы – у них великолепная техника, отличные тракторы… Французское правительство это осознало и вовремя пошло на уступки.

— Как поведут себя правительства других стран в сложившейся ситуации?

— Теперь это всё посыплется, как карточный домик. Французы уступили первыми, следом уступят немцы, а бельгийцы – нечего и говорить, так как в Бельгии половина населения – это фермеры.

— Всё же в какой степени нынешние бунты результат урезания субсидий, а в какой – опасение конкуренции? «Известия» сообщали, например, что Евросоюз «возобновил переговоры с южноамериканским блоком «Меркосур» о свободной торговле, и в случае, если они пройдут успешно, на рынок Франции хлынет более дешевая продукция из Аргентины, Бразилии и Уругвая»

— Дело не в конкуренции. Конкуренция – это вопрос договоренностей: собираются конкуренты и начинают делить рынок, только делают это более цивилизованно, а не как бандиты в «Крестном отце». Договариваются, кто куда и что возит и куда не возит. И во Франции, к слову сказать, самый зарегулированный рынок сельхозпродукции. У них в каждой деревне практически варится свой сорт сыра из молока определённой породы скота, которая водится именно в этой деревне. И сварить этот сыр из другого молока нельзя, потому что он запатентован. И виноград, например, нельзя возить на переработку далее, чем на 15 км. Именно поэтому там столько сортов вина и сыра. Люди в деревне заняты делом, им некогда бастовать. Но когда их достают, они закрывают свои сыродельни, винокурни, садятся в трактор и едут в Париж – поговорить.

Но есть еще один вопрос – выведение искусственного мяса. Пока все это делалось в стенах лабораторий, это никого не трогало, этому не придавали особого значения. Искусственное, клонированное из клетки мясо питается физраствором - 0,9% раствора NaCl. Сейчас это всё вышло за пределы лабораторий и принимает промышленный размах. В частности, в Израиле уже построена установка, которая производит искусственное мясо, и цена на него приблизилась к стоимости натурального продукта. А вот это уже большая опасность.

— В чём именно она заключается?

— Например, стоит фабрика, производит мясо. Этой фабрике не нужны пастбища, зерно. Не требуется зерно – значит, не нужны тракторы; не нужны люди, которые пашут землю; не нужны инженеры, которые разрабатывают трактора, на которых надо пахать землю; не нужны металлурги, которые делают металл для тракторов…

Возможно, что технология выращивания искусственного мяса и оправдана (с учетом роста населения планеты), но такие вещи, как переход на иной источник белка, должны происходить не революционно, а эволюционным путем. А сейчас уже есть производственные установки, а прошло то всего 5 лет… Фермеров это волнует…

— Сторонники искусственного мяса убеждены в том, что натуральное мясо обходится нашей планете слишком дорого, а распаханные под пастбища земли и стада крупного рогатого скота – большое зло

— На климат больше влияют большие города, а коровы, распределенные по большим площадям, вообще никак не влияют на климат, это всё сказки. Крупный бизнес, и, в частности, те, кто собираются в Давосе, заинтересованы в том, чтобы внедрить широко по всему миру выращивание искусственного мяса и держать рынок продовольствия в своих руках. Это равносильно уничтожению фермеров, и это взволновало аграриев больше, чем уменьшение субсидий и конкуренция.

— Российских фермеров не обижают?

— Бывает. Но наши аграрии более приличные. У нас была локальная попытка фермеров Краснодарского края устроить протест в момент, когда у них стали отбирать земли в пользу крупных корпораций. Чего-то тогда им удалось добиться. Но это не носило характер бунта.

— Скоро посевная. Готовы ли отечественные земледельцы к новому сезону? Как обстоят дела с семенами?

— С семенами всё хорошо не бывает никогда: всё время хочется, чтобы семян было больше, и они были бы ещё лучше и желательно за меньшие деньги. Но фермеры – это такой народ, они всегда ворчат, но как только начинается посевная, все недовольства сходят на нет, и люди круглые сутки занимаются тем, чем они должны заниматься.

Автор: Наталья Иванова
ТеГИ
протесты, фермеры, аграрии, ес
Поделиться
Похожие новости