Новость общества

Растениеводство находится в непростом положении, причина не только в заморозках

Растениеводство находится в непростом положении, причина не только в заморозках

Фото © «Московская газета»

31.05.2024 в 12:33:00
1632

Весенние заморозки в России в 2024 году создали сложную ситуацию для сельского хозяйства страны. Министр сельского хозяйства России Оксана Лут заявила о планах введения федерального режима чрезвычайной ситуации (ЧС) из-за заморозков, сообщает издание «Сибдепо»

Аналитик агросектора и представитель аграриев дали разные прогнозы о потерях урожая зерновых, с которыми придётся столкнуться в этом году. Также встаёт вопрос о возмещении убытков аграриев и эффективности агрострахования в России.

Как сообщил «Московской газете» глава аналитического агентства «Агроан» Артём Иванов, в настоящее время из-за возвратных заморозков в мае, которые затронули посевы в 23 регионах, чрезвычайное положение объявлено в 10 областях: Тамбовской, Липецкой, Воронежской, Волгоградской (32 района), Орловской, Ростовской, Пензенской, Саратовской, Курской и Белгородской.

«Агропроизводители проводят повторный посев, однако ожидают снижения урожайности зерновых, — рассказал Артём Иванов. — По нашим предварительным оценкам, площадь пересева погибших сельскохозяйственных культур составит 900 тысяч гектаров. Всего агентство «Агроан» прогнозирует сбор зерна в этом году в объёме 130-132 млн тонн».

«В Волгоградской области весенний посев был произведен на площади 1,34 млн га. Яровыми зерновыми культурами было засеяно 576 тыс. га, это почти на 80 тыс. га больше, чем в прошлом году за аналогичный период, — отметил аналитик. — Вместе с озимыми площадь под урожай 2024 года составит около 3,3 млн га. Учитывая заморозки, которые повлияли на 5% посевов, планируется увеличить площадь весеннего посева на такую же величину. Вместо утраченных культур аграрии планируют высадить просо, сорго, кукурузу, гречку, подсолнечник, сою, горчицу, кормовые культуры».

«Мы снизили прогноз урожая зерна в 2024 до 130 млн т., пшеницы — до 82 млн т., – сказала «Московской газете» редактор портала «Зерно-Онлайн» Татьяна Литвиненко. — В прошлом году урожай зерновых равнялся 144,9 млн т., пшеницы – 92,8 млн. т.»., – сообщила она.

Иной прогноз по потерям урожая дал «Московской газете» председатель Союза работодателей АПК Ставропольского края, депутат краевой Думы Пётр Коротченко:

«По моим с моими коллегами оценкам, общие потери урожая зерновых в 2024 году по сравнению с 2023 могут составить около 22-25 миллионов тонн зерна, — рассказал он. – То есть, если в 2023 в России было собрано 145 миллионов тонн зерна, то в этом году может быть собрано около 122-125 миллионов тонн. При этом сокращение урожая зерновых и масличных конкретно из-за заморозков составит около 4 миллионов тонн, в денежном выражении это примерно 50 миллиардов рублей. Остальное, по моему прогнозу – общие потери, которые будут вызваны снижением технологичности нашей зерновой отрасли за последние 3 года: недостатком новой техники, удобрений, рабочей силы в результате административных ограничений, связанных с зерновой пошлиной и квотами. В денежном выражении отрасль может недополучить по итогам 2024 года около 5 миллиардов долларов, это в районе 500 миллиардов рублей», – пояснил Пётр Коротченко.

В связи с этими потерями встаёт вопрос о компенсации, которую получат аграрии, и здесь нужно сказать, что агрострахование в России работает малоэффективно, считает председатель Союза работодателей АПК Ставропольского края.

«На нашем рынке работает закрытая группа агростраховщиков, которые могут страховать посевы, — объяснил Пётр Коротченко. — И эта группа задаёт правила на рынке, которые создают выгодные условия в основном для агростраховщиков. Они разрабатывают правила агрострахования, утверждают их совместно с Минсельхозом, а вот позиция аграриев представлена очень слабо. Даже в самые плохие, неурожайные годы сумма страховок не превышает половины от собираемой агростраховщиками страховой премии. С упорством, достойным лучшего применения, сложившуюся систему отстаивают в Минсельхозе и не реформируют. Чтобы увеличить объёмы агрострахования, нужно собрать за одним столом представителей страховых компаний и представителей страхуемых организаций, выслушать мнения, придумать новые продукты, которые сделают аграриев более защищёнными. Есть решение ещё проще: создание единой государственной страховой компании при Минсельхозе с подразделениями во всех регионах страны. Таким образом государственные деньги не будут расходоваться впустую, в интересах страховых компаний, вместо того, чтобы обеспечивать устойчивость аграрного бизнеса».

Президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов сообщил, что первые 43,1 млн рублей уже перечислены аграриям Тамбовской, Воронежской и Волгоградской областей, а в целом выплаты могут составить от 900 млн до 1,5 млрд рублей, пишет «Российская газета».

«При этом ущерб от потерь урожая в денежном выражении может составить более 60 млрд рублей. Отрадно знать, что первые 43 млн уже выделены. Возможно, в итоге выделят 1 млрд. Сотни предприятий и хозяйств могут оказаться разорены», – прогнозирует Пётр Коротченко.

В 2022 году Ставропольский край потерял около 40% урожая, напомнил Пётр Коротченко.

«Это примерно 2,5 млн тонн зерна и порядка 25-30 млрд рублей. И мы получили тогда от страховых компаний, в том числе, через суды около 2 миллиардов рублей. Я лично прошёл через суды. Но в 2020 не было экспортной пошлины на зерно, и рынок не был так трансформирован, как сейчас. Рост цен на зерно позволил нам выбраться из ситуации, плюс аграриям могли давать кредиты по низким процентам. А сейчас сложилась ситуация «идеального шторма». Заморозки нанесли ущерб урожаю, введён режим ЧС. Зерновая пошлина «обезжирила» растениеводов. Льготная ставка кредитования для наших сельхозпроизводителей выросла в 2 раза. Растениеводство находится в очень сложном положении, и причина этого не только в заморозках 2024 года, а и в нехватке сельхозтехники и работников, обусловленной зерновой пошлиной и низкими доходами аграриев», — заключил председатель Союза работодателей АПК Ставропольского края.

Агрострахование в России остается важным механизмом защиты аграриев от рисков, связанных с природными и погодными катастрофами, но, несмотря на это, данный институт сталкивается с рядом проблем, которые затрудняют его полноценное развитие, рассказал «Московской газете» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков.

В последние годы государство принимает шаги для поддержки агрострахования, введя субсидируемое агрострахование, при котором компенсируется до 50% страховой премии, создавая специализированные страховые компании и обновляя законодательную базу, — отметил аналитик. — Однако существует несколько ключевых проблем. Во-первых, низкая заинтересованность аграриев: многие фермеры не видят реальных преимуществ агрострахования либо из-за недоверия к страховым компаниям, либо из-за высоких затрат на страхование. По данным Национального союза агростраховщиков, в 2022 году только 15% сельскохозяйственных предприятий воспользовались страховыми услугами. Во-вторых, сложности с оценкой ущерба: определение страхового случая и величины убытков часто осложнено бюрократическими процедурами и субъективной оценкой, что может приводить к конфликтам между страховщиками и застрахованными. Примером может служить случай в 2021 году, когда в Иркутской области из-за воровства и поджогов было уничтожено более 1000 га посевов, но выплаты страховщикам затянулись на несколько месяцев. В-третьих, неадекватность страховых продуктов: страховые продукты не всегда соответствуют потребностям аграриев и особенностям сельскохозяйственного производства в различных регионах России. Например, в южных регионах страны часто не учитываются риски засухи, тогда как в северных акцент делается на риски, связанные с заморозками. В-четвертых, финансовая нестабильность: недостаток финансовых ресурсов у страховых компаний может препятствовать выплатам компенсаций в случае крупномасштабных катастроф».

Эффективность агрострахования после весенних заморозков 2024 года, которые нанесли значительный ущерб урожаю в ряде регионов России, будет зависеть от нескольких факторов, отметил эксперт.

«От того, насколько полно фермеры застраховали свои посевы и насколько страховые полисы покрывают риски, связанные с заморозками; от скорости и точности оценки ущерба страховыми компаниями; от уровня государственной поддержки в виде субсидий, льгот или прямых выплат, компенсирующих потери аграриев и поддерживающих страховые компании, — перечислил Ярослав Кабаков. — В этом году согласно данным Минсельхоза от заморозков пострадали около 20% посевов в центральной части России, что вызвало необходимость страховых выплат на сумму более 5 млрд рублей».

Напомним, Минсельхоз планирует ввести режим ЧС федерального значения из-за ущерба урожаю от заморозков. Это позволит аграриям, которые застраховали свои посевы, быстрее получить компенсацию прямых затрат и, возможно, рассчитывать на дополнительную федеральную помощь. Внутренний рынок защищен от рисков недостатка продовольствия экспортными пошлинами и квотами, говорят эксперты. Но надо понимать, что дополнительные расходы на пересев и снижение урожая в условиях и без того снижающейся рентабельности растениеводства не могут не отразиться на цене.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Растениеводство, агросектор, ЧС
Поделиться
Похожие новости