Новость общества

Регулирование деятельности маркетплейсов: что глобально изменится в случае изменения законодательства

Регулирование деятельности маркетплейсов: что глобально изменится в случае изменения законодательства

Фото © «Московская газета»

01.10.2023 в 11:52:00
4107

«Московская газета» узнала о возможных планах частичной национализации маркетплейсов в России и поговорила об этих планах с предпринимателем Павлом Литваком, принявшем участие в обсуждении данного вопроса в Госдуме. В Ассоциации компаний интернет-торговли изданию рассказали, что национализация – опасная тема для рынка в текущей ситуации. В Wildberries и Ozon информацию комментировать не стали

Национализация Wildberries в свете недовольства сотрудников ПВЗ условиями работы и создание закона о маркетплейсах обсуждалось весной 2023, писал Life. Законопроект о регулировании деятельности маркетплейсов внесён депутатами Госдумы на рассмотрение в нижнюю палату парламента 25 сентября, сообщили «Ведомости».

Вопрос о национализации маркетплейсов пока только обсуждается в частных беседах некоторыми депутатами Госдумы, рассказал «Московской газете» предприниматель, совладелец компании Fulfillment Павел Литвак.

«Маркетплейсы стали практически стратегическими компаниями в России, как стал в своём время «Яндекс», — сказал Павел Литвак. — Как вы помните, во времена ковида ограничения коснулись всех, но Wildberries и Ozon работали без ограничений даже в пандемию. Через эти компании проходит невероятное количество трафика, они популярны, и это выводит из формата просто бизнеса в социально-политический формат. Это уже политическая история, а не просто экономическая. Это компании национального уровня, поэтому государство может рассмотреть для себя их частичную национализацию».

Что означает «частичная» национализация»?

«Кто-то из больших чиновников может войти в состав учредителей компаний», — пояснил Павел Литвак.

Что ещё, кроме «политического капитала» маркетплейсов, может побудить государство задуматься о их национализации?

«В последнее время маркетплейсы стали серьезными источником беспокойства: происходят забастовки работников, немалое количество предпринимателей недовольно взаимодействием с этими торговыми площадками. Если вы помните, в нашей стране долго мелькала история с обманутыми дольщиками, которые искали любые способы вернуть свои деньги. То же самое сейчас происходит с российскими поставщиками товаров для маркетплейсов: они теряют свои товары и получают штрафы. В этот сектор сейчас понемногу входит и Китай, но для китайских поставщиков рисков пока нет. В целом, ситуация начинает выходить из-под контроля. Суды завалены исками к компании Wildberries, это усложняет их работу. И государству всё это не нравится», — рассказал Павел Литвак.

Понятно, что дешевизна и доступность товаров в маркетплейсах объясняется, в числе прочего, отсутствием в этой сфере торговли издержек, в том числе по контролю за качеством товаров. В случае прихода в эту сферу государства вырастут и контроль, и издержки, и цены для российского потребителя, а количество и ассортимент товаров могут снизиться?

«Не совсем так, — считает собеседник «Московской газеты». — Огромное количество поставщиков, которые продают свою продукцию через маркетплейсы, сами устанавливают цены. Например, Wildberries является всего лишь мостом между производителем и покупателем. То есть, цену здесь устанавливает сам поставщик, исходя из своей финансово-экономической модели. Издержки у маркетплейсов появляются только на те товары, которые они у кого-то закупили и перепродают. В остальных случаях цены устанавливает поставщик. Государство не будет вмешиваться в процесс ценообразования».

Но, возможно, возникнут условия, в которых поставщикам придётся поднимать цены?

«Мне кажется, сейчас государство ведет осторожную политику, не делая никаких резких движений, — отметил предприниматель. — Государству сейчас, в условиях санкционной политики, не нужны волнения ни со стороны поставщиков, ни со стороны потребителей. У государства стоит задача не обанкротить маркетплейсы, а помочь им выстроить нормальные отношения с поставщиками в рамках закона и сделать так, чтобы маркетплейсы не умерли как бизнес-модели, потому что они крайне важны для нашего рынка. Глобально от этого должен выиграть потребитель, потому что те инициативы, которые мы проводим, нацелены на то, чтобы покупатель имел доступ к качественной продукции, чтобы с маркетплейсов исчезла продукция дешёвая, низкокачественная, которая поставляется с рынков или «серым» импортом из Китая. Мы хотим сделать наши маркетплейсы более цивилизованными, во всех отношениях клиентоориентированными, какими они и были в доковидные времена: после пандемии количество продавцов сильно увеличилось, а требования к ним сильно снизились».

Планирует ли государство получать информацию о поставщиках, взаимодействовать с ними, отслеживать всю цепочку поступления товара?

«Государство делает это и сейчас. Все денежные операции проходят через банки. Маркетплейсы постоянно отправляют информацию в налоговую. Просто пока у государства не доходят руки до поставщиков, которые уклоняются от налогов или как-то ещё проявляют недобросовестность. Но в целом здесь для государства и так всё прозрачно», — рассказал Павел Литвак.

Планируется ли повысить налоговую нагрузку или усилить налоговый контроль за маркетплейсами и поставщиками товаров?

«Изменение налоговой части относится к другому профильному комитету Госдумы, не к тому, с которым взаимодействую я, — пояснил эксперт. — Налоговое обложение маркетплейсов пока не обсуждалось. Речь идёт только о регулировании деятельности этих торговых площадок, чтобы она происходила без ущемления прав как предпринимателей, так и потребителей».

Как будет действовать механизм этого регулирования?

«Во-первых, основная задача – это залатать определенные дыры в законодательстве, — отметил предприниматель. — У нас в законодательстве даже пока нет такого понятия, как маркетплейс. Нет выделенного законодательства для электронной коммерции. Надо ввести само понятие, что такое маркетплейс, и ответственность, которую на данный момент маркетплейс с себя очень легко снимает. Регистрация покупателей через Госуслуги – тоже одна из возможных мер для прозрачности, только уже покупателей. Пока в маркетплейсах регистрация покупателя очень формальная: сим-карта и имя, которое чаще всего не настоящее, поддельное. И когда происходят различные мошеннические схемы, которых очень много, то их практически невозможно отследить, потому что телефон может быть непонятно на кого оформлен, имя – не настоящим… Если регистрация на данных площадках будет через Госуслуги, то всё станет прозрачно, покупатель станет конкретным, и желание проводить какие-то мошеннические схемы тоже будет пропадать».

Что это за схемы?

«Их огромное количество: новые товары покупателями могут подменяться старыми, вместо iPhone продаётся какой-то муляж, поставщик даёт один товар, возвращается совершенно другой, — рассказал Павел Литвак. — Со стороны поставщиков тоже в силу этого есть определенные мошеннические схемы: они иногда накручивают себе рейтинги, делают фальшивые отзывы. Потому что система регистрации на маркетплейсе, опять же, несовершенна, там кто угодно может регистрироваться, накручивать продажи, делать фейковые отзывы и так далее. Поэтому регистрация через Госуслуги, скажем так, усложнит все эти схемы».

Данные россиян на Госуслугах могут подвергаться взлому, в чём убеждались знакомые журналиста «Московской газеты», данные которых мошенники пытались использовать для оформления кредитов и микрозаймов. Надёжно ли будут защищены в этом смысле покупатели?

«Государство считает, что Госуслуги – это надёжно», — ответил Павел Литвак.

Возьмет ли государство под свой контроль размещение пунктов выдачи заказов, будут ли введены какие-то требования к ПВЗ и их работе?

«Это вопрос у нас поднимался, — отметил собеседник издания. — Тут тоже есть проблемы, особенно в плане того, как на сотрудников ПВЗ вешаются необоснованные штрафы. Но это уже следующий этап работы, «второй эшелон», пока мы пытаемся урегулировать отношения между маркетплейсами и продавцами товаров. В принципе, вопрос зарплат и условий труда сотрудников ПВЗ должен и так регулироваться действующим законодательством».

По поводу всей этой интригующей информации журналист «Московской газеты» связался с пиар-службами компаний Wildberries и Ozon и спросил, необходимо ли присутствие государства в этой сфере, учитывая многочисленные случаи мошенничества и контрафакта в ней, и может ли это присутствие привести к росту цен или сокращению ассортимента товаров.

«К сожалению, не готовы комментировать – о проработке таких законопроектов нам ничего не известно», – сказали в пресс-службе Wildberries. В Ozon комментировать информацию тоже не стали. На дополнительные вопросы ответов не поступило.

Краткий комментарий «Московской газете» дали только в Ассоциации компаний интернет-торговли.

«Идея национализации самого быстрорастущего сектора торговли кажется маловероятной и не имеет понятной цели как для государства, так и для россиян. Национализация буквально – это переход частной собственности в статус государственной, поэтому в любых условиях (а у нас они сейчас не самые простые) это опасная для рынка тема, даже слухи о которой наносят вред всем его участникам, включая сотни тысяч предпринимателей и миллионы потребителей», — сказал президент АКИТ Артём Соколов.

Что ж, забастовка работников ПВЗ Wildberries и другие волнения вокруг маркетплейсов определённо сослужили им в итоге плохую службу: повод для степени вмешательства государства в интернет-торговлю появился весомый. Но вопрос, необходимо ли для защиты прав сотен тысяч предпринимателей и миллионов потребителей присутствие крупного чиновника в учредителях торговой площадки, остаётся открытым.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
маркетплейс, деятельность, законодательство
Поделиться
Похожие новости