Новость общества

Российский спортпит: отечественное сырьё подорожало, целевая аудитория — под вопросом

Российский спортпит: отечественное сырьё подорожало, целевая аудитория — под вопросом

Фото © «Московская газета»

05.10.2022 в 10:42:00
4085

В продолжение темы посещаемости российских фитнес-центров «Московская газета» решила разобраться, как обстоят дела с продажами спортивного питания. Выяснилось, что в России довольно много производителей спортпита, но, видимо, все они или многие из них испытывают проблемы с главным сырьём — белком. Один из представителей отрасли сообщил, что есть и проблемы с целевой аудиторией, которая в связи с последними событиями покидает российской рынок в двух противоположных направлениях

Информацией о ситуации поделился с «Московской газетой» гендиректор компании по производству спортивного питания Steell Power Nutrition (Пермь) Алексей Груздев.

«Почти всё в производстве — импортное: компоненты, сырьё, оборудование. У нас более 1500 наименований сырья: белки, углеводы, ароматизаторы, подсластители. В основном всё это производится в Азии. Но белки производит Европа. Углеводы — Азия. Кислоты — Китай. Подсластители — Европа, Китай. Ароматизаторы — Европа», — рассказал предприниматель.

Ввиду того, что число представительств европейских брендов на рынке РФ сильно сократилось, российские производители белка неоправданно высоко задрали цены, сообщил Алексей Груздев.

«Если два года назад российский белок даже по цене 400 рублей за килограмм был никому не нужен, то сегодня при том, что стоимость добычи и переработки молока практически не изменилась, цена на российский белок составляет около 17 евро за килограмм. Это 1200-1300 рублей. Белок добывают из молока или из сырной сыворотки, этим занимаются производители молочной продукции и сыров. Какие-то объёмы производства белка есть в Иране, но ни 150-миллионный Иран, ни Турция не покроют объёмы российского рынка. Производителями белка движет высокий спрос, возможность заработать, быстрее отбить деньги, вложенные в оборудование»,— отметил собеседник издания.

Заводов по производству высококонцентрированного белка в России два, рассказал Алексей Груздев: один в Мордовии и один в Воронеже.

«17 евро за килограмм, при этом  нужных нам объёмов эти заводы не производят, — говорит предприниматель. — Думаю, через пару-тройку лет в России должно появиться 6-8 заводов по производству белка. Мы пробовали сотрудничать с Юговским молочным комбинатом, чтобы открыть собственное производство, но для комбината 10-15 тонн белка в месяц (наши нормы производства) — это неизмеримо мало. Аминокислоты, витамины и вообще farm-grade-сырьё (сырьё для БАД и спортивного питания) в России не производят».

«Экстракты из трав с высоким содержанием компонентов — тоже. По упаковке для спортивного питания — два завода на всю Россию. Пакеты для упаковки делает одна компания, вся плёнка — европейская,  краски — азиатские, — заметил Алексей Груздев. — Оборудование и расходные материалы для производства спортивного питания — тоже в основном азиатские».

По словам эксперта, с Азией удобно работать, здесь проблем нет: 18 дней — и контейнер из Азии пришёл в Россию. Правда, цены тоже поднялись из-за высокого спроса, но не так высоко, как российские.

В последнее время продажи спортивного питания упали, рассказал гендиректор пермского предприятия: «В свете последних событий многие мужчины приняли участие в спецоперации, а часть — уехала из страны. Это молодые люди 18-40 лет с активной жизненной позицией. Процентов 30 из уехавших и мобилизованных — наша целевая аудитория. Отток аудитории составляет где-то 1 млн человек. Два года назад был пик развития спортивного питания в России, было 160 брендов, осталось 90. К тому же, спортивное питание продукт не первого спроса, при потрясениях и кризисах его продажи сразу падают. В начале СВО мы просели по продажам, но в марте сделали двойной план продаж, потом пошло постепенное падение и «яма» после объявления частичной мобилизации. Сейчас, надеюсь, пойдёт подъём».

Информацию о ценах на российский белок и азиатском оборудовании подтвердили «Московской газете» в ГК «Pure».

«Мы закупаем как сырьё для питания по классическому бодибилдингу, так и для различного «баловства»: печенья, фитнес-напитков, фитнес-коктейлей, — рассказала «Московской газете» учредитель ГК «Pure» Екатерина Веселова. — Многие ингредиенты уже начинают производить в России. Например, значительную часть - для фитнес-выпечки. Важный компонент в производстве спортивного питания — концентрат белка. Он производится в Европе и в Новой Зеландии. В последние время в обход санкций открывались конторы по параллельному импорту, чтобы грузить контрсанкционное сырьё в Россию. Появились и российские производители. Да, они задрали цены. Не знаю, какие у этих предприятий особенности и условия жизни, не знаю, адекватные ли это цены на белок. По ощущениям, задрали очень сильно. Да, 17 евро за килограмм».

ГК «Pure» производит средний, эконом-сегмент спортивного питания, отметила Екатерина Веселова: «Мы понимаем, что кошелёк у российского потребителя пустеет, и стараемся не повышать цены. Мы приняли решение включить белковую сыворотку в матрицу наших продуктов, но это не тот продукт, на котором мы зарабатываем».

По словам Екатерины Веселовой, для производства спорпита в России оказалось удобнее брать оборудование у китайских поставщиков, они пооборотистей, и сервис предлагают лучше.

Сильного падения продаж в ГК «Pure» пока не почувствовали, сказала учредитель группы компаний.

«Был временный рост продаж весной, когда все боялись повышения цен и скупали всё подряд. Сейчас может быть некоторый «откат»: клиенты «перезатарились» продукцией, а у спортивного питания большой срок хранения. Наш клиент вряд ли уехал в большом количестве за границу. Уезжали те, у кого есть запас денег и возможности. А мы стараемся обеспечить спортивным питанием тех, кому надо платить кредиты и кормить семью», — заключила Екатерина Веселова.

Отрасль спасёт только белок из гороха?

Изначально всё спортивное питание в России было иностранным, сказал «Московской газете» член генерального совета «Деловой России», уполномоченный по защите предпринимателей в сфере бизнеса спортивного питания, БАД по городу Москве Юрий Клюшенков.

«Так было до 2015 года, пока не ввели санкции, — отметил эксперт. —Тогда российские торговцы спортпитом потихоньку начали пытаться его производить. На первом этапе, ввиду отсутствия сырьевой базы, это зачастую был полностью иностранный, вплоть до упаковки, продукт под российским брендом. Такой продукции много и сейчас. На первых порах использовали в производстве пшеничную муку, соевый белок — старались как могли за счёт использования более дешёвых ингредиентов или их подмены. В 2020 году появилось первое производство концентрированного белка на заводах в Саранске и Воронеже. Однако наше производство всё равно не соответствует всем необходимым параметрам для изготовления качественного протеина, не хватает полноценного аминокислотного профиля и других компонентов, к тому же, белка у нас производится всё равно мало».

Почему российские заводы по производству белка так подняли цены, есть ли у этого обоснование?

«В-первых, цена на протеин, в производстве которого главный ингредиент, — белок, в мире выросла колоссально, — говорит Юрий Клюшенков. — Причины роста: стоимость электроэнергии. В производстве любой сухой смеси основной составляющей будет стоимость энергоресурсов, и она растёт во всём мире. Плюс расходы на воду при производстве — цены на воду тоже выросли. Всё это влияет на производство протеина. Если бы я был производителем протеина и обнаружил, что цена продукции у моих конкурентов растёт, я бы тоже её поднял. Второй фактор: сыворотка делается из вторичных продуктов, например, при производстве твёрдого сыра. Не из каждого сыра эту сыворотку можно получить, тут есть ограничения. Если возить сыворотку в жидком виде на переработку из разбросанных по стране сырных заводов, это будут колоссальные логистические затраты. И в-третьих, спрос на белок в России превышает предложение, цена от этого подскакивает».

Каковы реальные перспективы развития спортпита в России? Только растительный белок, считает эксперт: «Есть такая компания, «УралХимИнновации». Это партнёр фонда «Сколково». Ребята уже сделали экспериментальную установку по производству растительного белка из гороха. У изолята горохового белка очень много плюсов, из него можно получить полноценную замену молочной сыворотки. В нём практически нет жира, разработчики нашли специальный фермент, чтобы этот белок легко переваривался, нашли варианты, как скрывать неприятные запах и вкус. Для России это глобальный выход, у нас ежегодно выращивается несколько миллионов тонн гороха. А «молочка» всегда будет дорогая, и производить белок таким образом тоже будет дорого. Сейчас планируется строительство завода, который производил бы 5 тыс. тонн горохового белка в месяц. Для отечественного спортпита этого было бы достаточно».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
спортпит, спорт, ифтнес, сырье
Поделиться
Похожие новости