Новость общества

Российский «теневой» флот давно вышел из тени?

Российский «теневой» флот давно вышел из тени?

Фото © «Московская газета»

11.02.2024 в 16:28:00
1148

Постоянные собеседники «Московской газеты» рассказали о том, что может, а что не может существенным образом повлиять на российский экспорт нефти. Попытки контроля за судами, перевозящими отечественные углеводороды, страх зарубежных контрагентов перед вторичными санкциями, увеличение добычи нефти в США… По крайней мере, организаторы морских нефтеперевозок, похоже, находят новые способы обхода ограничений, помимо ставшего притчей во языцех «теневого» флота

«У нас было консультативное совещание со специалистами по оперированию флотом, брокерами, трейдерами, управленцами. Вопросы касались, в том числе круга компаний, задействованных в снабжении и обслуживании судов, — рассказал «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» (Санкт-Петербург) Кирилл Маслов. — Так вот, «инфраструктура» большинства судов в целом полностью исключена из санкционной сферы давления и обслуживает ключевых потребителей в дружественных странах. Это большая правовая работа, которая регулярно выполняется, и ведется мониторинг. В зоне риска только флот, связанный с западными и соседними портами. Поэтому даже если говорить о новом аналоге американского SDN-листа, в котором вдруг окажутся все задействованные суда, то это не повлечет выбытия флота из работы. Но даже если это и произойдет, то очевидно какое-то время будет перестройка организационной и правовой инфраструктуры, перерывы в рейсах, рост цен на нефтепродукты, фрахт и опять же это все сыграет против западных рынков, а отгрузки морем вряд ли прекратятся».

Если страны «Большой семёрки» введут запрет на покупку судов неизвестными владельцами, как будет перестроена структура перевозок?

«Она уже давно перенастроена, фактически уже год сделки с «тенями из интернета» в высоко рисковых сегментах не проводятся или минимальны», — отметил владелец морского брокера.

Теперь суда, перевозящие российскую нефть, принадлежат неанонимным и нероссийским владельцам?

«В целом, примерно так», — сказал Кирилл Маслов.

Пока на выходе в международные воды все суда не встречает проверка в лице военно-морского флота, меры контроля за теневым экспортом российской нефти носят очень ограниченный характер, отметил в беседе с «Московской газетой» экономист Сергей Хестанов.

«Те суда, которые предполагалось купить, давно куплены, с момента анонсирования ограничений прошло много времени, определённый тоннаж теневого флота уже существует, — сказал эксперт. — В плане контроля многое будет зависеть от строгости инспекции. Даже в эпоху Холодной войны степень жёсткости западных партнёров сильно менялась. Представьте себе: во времена Карибского кризиса советское судно идёт по Атлантике, и его среди моря останавливает корабль береговой охраны США и высылает на борт комиссию для проверки. Это происходит не у побережья, а глубоко в океане. Капитан мог не остановить судно, но тогда американцы надавили бы на портовые власти других стран, и судно нигде не приняли бы. С другой стороны, были и периоды, когда контролирующие органы смотрели на всё «сквозь пальцы». В бывших английских колониях в Африке досмотры и проверки были жестче, а в бывших французских колониях, таких как Сенегал, мягче. Скорее всего, и сейчас будет нечто подобное. Кто-то будет жёстче следовать рекомендациям G7, кто-то мягче, а кто-то будет их игнорировать».

Большей проблемой может стать то, что под угрозой вторичных санкций наши контрагенты в банковской сфере и не только начинают бояться иметь с нами дело, считает Сергей Хестанов.

«Объём сделок с Россией не очень велик. Уровень комиссионных доходов, которые приносят банкам сделки с РФ, умеренный, а потерять в случае санкций можно гораздо больше. Так же может быть и с танкерами. Например, про определённое судно идёт сообщение во все порты, и все, кто принимает это судно, попадают под санкции. Но тут возможна масса вариантов: судно, находясь в море, может сменить название; можно перекрасить судно в море, изменить его силуэт или перекачать нефть на другое судно. Пока мировой рынок не может глобально отказаться от российской нефти, теневой экспорт будет продолжаться. Если бы за теневой флот как-то серьёзно взялись, мы бы увидели серьёзное снижение российских экспортных доходов. А снижение по итогам 2023 года на 22-23% указывает, что большого падения нет», — рассказал экономист.

На российский нефтяной экспорт, как и на ситуацию на мировом рынке, может повлиять увеличение добычи нефти в США, считает Сергей Хестанов.

«В Штатах большими темпами растёт производство нефти. И тут возникает вопрос, до каких пор страны ОПЕК+ будут сокращать добычу? Три основных производителя нефти в мире – США, Саудовская Аравия, Россия. Но США и сами потребляют много нефти, а Россия и Саудовская Аравия в основном экспортируют. Не думаю, что в условиях увеличения добычи в США саудиты будут вечно ограничивать добычу нефти у себя. Вспомните сентябрь 1985 года, когда они внезапно нарастили добычу нефти, цены на неё рухнули до 5 долларов за баррель, и Советский Союз с этой ситуацией просто не справился. Сейчас цены на нефть на уровне 80 долларов за баррель держатся только на сделке ОПЕК+. У всех стран, входящих в ОПЕК+, совершенно разные интересы. Главный вопрос – как долго будет расти добыча нефти в США, и что это обострит в ОПЕК+», — заключил собеседник «Московской газеты».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, теневой флот, добыча нефти, Россия
Поделиться
Похожие новости