Новость общества

Школьников предупредили о ловушках в заданиях ЕГЭ

Школьников предупредили о ловушках в заданиях ЕГЭ

Фото © «Московская газета»

04.02.2025 в 11:40:00
307

Готовить школьников к ЕГЭ — непростая задача, сказал в беседе с «Московской газетой» председатель профсоюза «Учитель» Дмитрий Казаков:

«Материал достаточно объёмный и не всегда совпадает со школьной программой. Как учитель обществознания и истории могу сказать, что ЕГЭ по истории более-менее совместим со школьной программой, хотя есть моменты, которые нужно раскрывать, а вот обществознание — более гибридный, сложный предмет, чем материал в учебниках. Поэтому приходится говорить более широко, а времени на это немного. Учителя, которые готовят школьников к ЕГЭ, сами по себе работают с большой нагрузкой, порой на три ставки. Подготовка к ЕГЭ — это обычно последние уроки, когда учитель уже вымотан. При этом педагог несёт ответственность перед учениками за то, чтобы они сдали экзамен, плюс учителей подталкивают в этом плане директора. За успешные показатели ЕГЭ учителей благодарят, директора в этом заинтересованы. Если бы учитель работал на одну ставку и вёл 18 уроков в неделю готовить учеников к ЕГЭ было бы проще. Но отчётность, всевозможные школьные конкурсы, акции иногда не оставляют времени, чтобы вдумчиво готовить учеников к единому госэкзамену.

Если говорить об обществознании, то здесь в первую очередь нужно смотреть на качество выполнения заданий и стараться разобраться в каждом вопросе, обратил внимание Дмитрий Казаков:

«Времени на ответы даётся достаточно. Здесь точно не нужна спешка, нужно делать черновик, потом переписывать, перепроверять, формулировать более чёткие ответы в развёрнутых письменных заданиях, писать аккуратно».

По словам собеседника издания, уровень подготовки у школьников разный.

«Я 17 лет работал в сельских школах и последние 5 лет непрерывно готовил учеников к ЕГЭ. Где-то уровень очень высокий, иногда ребята сдают 90+ баллов, но чаще — средний. Старшие классы обычно более-менее подготовленные, ученики понимают, что надо сдавать ЕГЭ. В 10 класс дети редко приходят спонтанно. Но бывает так, что приходят, потом понимают, что тяжело и уходят. Есть и проблема ОГЭ: в 9 классе дети порой просто списывают этот экзамен благодаря всевозможным «сливам» в Сеть правильных ответов, и у них создаётся впечатление, что и ЕГЭ будет такой же простой. У меня были случаи, когда дети очень успешно сдавали ОГЭ, потом два года не готовились, думая, что спишут, и в итоге проваливали экзамен. Хочется предупредить учеников и родителей, что ЕГЭ — более сложный экзамен, чем ОГЭ, а переход в 10 класс — ответственный шаг», — подчеркнул учитель.

Другая проблема заключается в том, что дети, как и учителя, бывают перегружены не всегда сбалансированным образовательным процессом, отметил Дмитрий Казаков.

«Бывает так, что дети и по моему предмету ходят к репетиторам. Загруженность у них очень высокая. 7 уроков в день, домашние задания, которые бывают большими по той причине, что загруженные учителя компенсируют таким образом то, что не успели преподать детям сами. Все находятся эмоционально и физически в довольно тяжёлом режиме. Но на ЕГЭ дети срезаются чаще всего из-за беспечности, иллюзии того, что ОГЭ — то же самое, что ЕГЭ. То есть, дети не готовятся должным образом. Но если нормально готовится 2 года, обеспечить себе результат в 70-80 баллов вполне возможно», — заключил председатель профсоюза «Учитель».

Подготовка к ЕГЭ идёт в двух направлениях, рассказала «Московской газете» репетитор по английскому языку из Новосибирска Лариса Балан:

«Мы повышаем уровень языка, доводим его хотя бы до хорошего B2. Некоторые задания у нас идут уровня C1. Если надеяться на высокие баллы, уровень B2 надо иметь. Также мы работаем над форматом экзамена. Если ребёнок приходит уже с хорошим уровнем языка, мы работаем только над форматом. Если ученик уже в 10 классе определился с выбором экзамена, остаётся больше времени, чтобы поднять уровень знания предмета. А если он определился только в 11 классе, а уровень языка слабоват, то это уже «задача со звёздочкой». До февраля работаем над тестовой частью и письменной частью эссе, а с февраля плотно переходим к устной части и работаем над говорением».

Скорость выполнения заданий важна, но качество выполнения — важнее, отметила репетитор.

«Всегда читаем тексты, если делаем упражнения по лексике, грамматике и словообразованию. Дети часто хотят выполнять эти задания сразу, не читая. И в итоге делают ошибки. Основные трудности возникают со слабыми уровнями языка, если времени мало. В остальном — всё по силам. Своих ребят, которые пришли в 6-7 классе просто учить язык, всегда готовить легко. Особых сложностей в общении с ними не возникало. На ЕГЭ идут, как правило, мотивированные ребята. Их просто нужно направлять и рассказывать, где их ждут ловушки и как их избежать. Например, при чтении текста или в задании по аудированию ребёнок читает или слышит слово, которое фигурирует в вопросе. Он фокусируется на нем, а это, скорее всего, ловушка. Правильный смысл будет выражен синонимичным словом или выражением, а слово из вопроса будет являться дистрактором. Бывают проблемы с РКЗ (решением коммуникативной задачи). Ученик думает, что главное сказать или написать много, но часто многословие может увести его от темы. Ответ должен быть точным на четко поставленный вопрос. Главное, соблюсти минимум (например, в устной части 2-3 коммуникативных единицы), не нужно 10 фраз не по теме. Нужно 2 — по теме. А репетитору нужно внимательно читать материалы сайта ФИПИ, изучать методические рекомендации, каждый год вносятся дополнения и комментарии. В целом экзамен достаточно формальный, нужно играть по правилам. Не усложнять там, где не нужно, чётко следовать рекомендациям», — заключила собеседница «Московской газеты».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
ЕГЭ, экзамен, школа, ОГЭ
Поделиться
Похожие новости