Новость общества

В сфере обслуживания лифтов сложился дефицит кадров и некоторых запчастей

В сфере обслуживания лифтов сложился дефицит кадров и некоторых запчастей

Фото © «Московская газета»

29.09.2024 в 12:52:00
965

«Московская газета» выяснила, какое количество лифтов в стране, у которых к февралю 2025 года истекает срок службы, будет продолжать эксплуатироваться по истечении этого периода, ожидая замены. При условии качественного обслуживания и ремонта эти лифты могут оставаться безопасными, но с обслуживанием есть определённые трудности, говорят представители отрасли

На сегодняшний день более 75 тыс. лифтов отработали назначенный срок службы в 25 лет, сообщил «Московской газете» президент Российского лифтового объединения (РЛО) Пётр Харламов.

Напомним, Ростехнадзор обсуждает перенос даты остановки порядка 140 тыс. лифтов с истекшим сроком эксплуатации в жилых домах с февраля 2025 года, об этом сообщила зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева.

«Такие лифты необходимо менять, но тех средств, которые образуются от взносов собственников многоквартирных домов на капитальный ремонт, для этого недостаточно, — говорит Пётр Харламов. — Мы просим правительство выделить на это субсидии и софинансирование из бюджета, но пока ситуация тяжёлая. Особенно для домов на спецсчетах, здесь муниципальные и региональные власти пока не могут помочь. Согласно Техрегламенту ЕАЭС, до февраля 2025 все эти лифты должны быть заменены, Ростехнадзор настроен решительно и намерен приостанавливать работу таких лифтов. Мы надеемся, что этого не произойдёт, потому что лифт — это социальный вид транспорта, он более востребован, чем общественный. Властям надо принимать какое-то решение по этому вопросу, откладывать его нельзя. Скорее всего, срок замены лифтов будет снова перенесён на 5 лет».

По словам представителя отрасли, за последние 5 лет проблему с лифтами решить не удалось.

«Последние годы к черте выхода за срок службы подходило где-то по 10 тыс. лифтов в год. Ближайшие 4 года нас ждёт только рост выходящих за пределы сроков эксплуатации лифтов. Фонды капитального ремонта, региональные операторы содержат у себя график их замены. Но многие лифты не внесены в этот график. И каждый год их количество на замену надо увеличивать. У региональных властей нет на это средств. Одно их предложение состояло в том, чтобы разрешить субъектам списать бюджетные задолженности и направить до ⅔ средств на их погашение на замену лифтов. Но это ещё не означает, что эти средства у регионов есть. Национальный лифтовый союз разрабатывает другие рыночные механизмы. Нами, в том числе, успешно разработан и применяется механизм ускоренной замены лифтов с рассрочкой платежа от 5 до 7 лет. Чтобы расширять эту практику необходимы дополнительные средства из федеральных и региональных бюджетов. В ходе реализации поручения президента РФ по расширению инвестиционной деятельности мы выпустили проект «Инвестиционный займ» с использованием облигаций и пытаемся привлечь на замену лифтов средства инвесторов», — рассказал президент РЛО.

Лифт, отработавший назначенный срок, ежегодно проходит проверку экспертными организациями, техническое освидетельствование, после чего эксперт даёт индивидуальную оценку по каждому лифту, насколько его можно эксплуатировать, и сам ставит срок, сколько еще им можно пользоваться, отметил Пётр Харламов.

«Если лифты импортные, здесь возникают сложности. Пытаемся поставлять запчасти из Китая, но они идут долго, а стоимость выросла из-за проблем с трансграничными расчётами. Поэтому на строительство нового жилья в России надо заводить отечественные лифты. С отечественными запчастями в основном проблем нет, хотя наблюдается рост цен, вызванный инфляцией, колебаниями цен на топливо, металл и т.д.

Но хуже всего у нас обстоит дело с микроэлектроникой — чипами и микросхемами для станций управления лифтами. Здесь импортозамещение нужно активизировать. Далее — частотные преобразователи, регуляторы. Они уже проектируются и разрабатываются у нас. Минпромторг субсидировал в этих целях предприятие «Метеор Лифт». Плюс, наладили поставки из Китая. Есть российские предприятия, выпускающие редукторные и безредукторные лебёдки, но им нужен гарантированный спрос, чтобы работать на поток, брать кредиты и т.д. Но такого спроса пока нет», — рассказал собеседник издания.

Стоимость замены лифта превышает 3 млн рублей, включая стоимость демонтажа старого лифта и установку нового, заключил президент РЛО.

«Лифты, у которых выходит срок службы — всё-таки не колбаса, у которой может выйти срок годности, — сказал «Московской газете» заместитель директора АДС СО «ЛифтСервис» Алексей Зоточкин. — Они [лифты, — прим.ред.] останутся безопасными и продолжат нормальную работу, у них так же, как и раньше, будет проходить регулярное обслуживание и ежегодное техническое освидетельствование. Российская сторона инициировала внесение изменений в Технический регламент, чтобы продлить на 3-5 лет срок службы лифтов, чтобы за это время всех их заменить. Если эта история заработает, лифты, отработавшие срок службы, пройдут обследование на соответствие требованиям Техрегламента, и будет выдано заключение, можно ли продлить их службу и на какой срок. К новому Техрегламенту есть перечень современных межгосударственных требований, которым лифты должны соответствовать. Мы должны выйти из этой ситуации с минимальными потерями, заботясь о том, чтобы соответствовать современным стандартам безопасности. Но надо понимать, что никто не сможет заставить людей ходить пешком на верхние этажи. Все лифты с истекающим сроком службы получают регулярное технические обслуживание, просто в них нет передовых систем безопасности, отвечающих повышенной высотности домов и скорости движения подъёмников. Но для самих этих старых лифтов требования безопасности старого поколения достаточны при условии, что они эксплуатируются согласно требованиям завода-изготовителя, получают качественное обслуживание, ремонт, проходят освидетельствование», — пояснил представитель отрасли.

В сфере обслуживания лифтов в России наблюдается дефицит кадров, рассказал Алексей Зоточкин.

«Не хватает монтажников, они перемещаются из региона в регион, туда, где есть большие объёмы замены лифтов. Из Самары, Краснодара, Чечни специалисты едут в Москву. Они — такие «вольные каменщики», которые перемещаются сами по себе и едут за большими деньгами. Если замена лифтов начнётся одномоментно по всей стране, в кадрах будет большой затык. Молодой специалист, придя на лифт, не сможет сразу зарабатывать даже 50 тыс. рублей, ему придётся долго осваивать работу, которая тяжела и физически, и морально, и связана с ответственностью за пассажиров, в том числе уголовной. Но надо понимать, что за механиками будущее, без них все люди в высотных домах будут ходить по лестницам пешком. Чтобы получить хорошую зарплату механик берёт на себя много лифтов, соответственно, выполнять регламентные работы качественно в полном объёме он не может», — объяснил замдиректора АДС СО «Лифтсервис».

По словам Алексея Зоточкина, глобальных проблем с запчастями для лифтов в России нет.

«Некоторые наши крупные лифтовые заводы комплектовали лифты итальянскими лебёдками. Сейчас они не поставляются. На внутреннем рынке стоимость одной такой лебёдки может быть выше 1 млн рублей. И даже не новой, а б/у. Наши заводы подбирают аналоги. Есть отечественные, но не в том объёме, который нужен лифтовым заводам. С Китаем есть проблемы в логистике и расчётах, но находится выход через коллег в соседних республиках. С лебёдками из Турции всё проще. Я периодически вижу новости о том, что в России налаживается производство микроэлектроники, плат, процессоров и т.д., но пока не ощущаю этих результатов на практике. Образец отечественного частотного преобразователя на рынке пока не появился», — заключил собеседник «Московской газеты».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
лифт, дефицит, запчасти, кадры
Поделиться
Похожие новости