Новость общества

Желающего судьба ведёт, а нежелающего — тащит. Психолог Ивановский объяснил, почему люди держатся за старое

Желающего судьба ведёт, а нежелающего — тащит. Психолог Ивановский объяснил, почему люди держатся за старое

Фото © «Московская газета»

19.03.2023 в 20:06:00
3465

Россияне стали намного чаще обращаться к специалистам по ремонту бытовой техники. Статистика свидетельствует о том, что количество обращений за гарантийным ремонтом возросло на четверть. Представители отрасли отмечают, что это может быть связано в том числе с санкциями, которые вынуждают производителей порой использовать менее качественные комплектующие, чтобы сохранить ценовую доступность электроники для потребителей. Однако многие люди в принципе предпочитают до последнего ремонтировать старое и не покупать новую технику. У кого-то нет такой финансовой возможности, кому-то просто не хочется переходить на новое и привыкать к другим вещам. «Московская газета» поинтересовалась у клинического психолога, основателя академии «ТРИЭТТА» Валерия Ивановского, с чем связана такая тяга к сохранению старого и стремление избежать чего-то нового

«С одной стороны, это можно объяснить экономическими причинами и есть соблазн объяснить именно так. И тогда данная статистика будет связана с тем, что происходит в мире, объективно уменьшается покупательская способность людей, поэтому они вынуждены из экономии не покупать новую бытовую технику, а заниматься её ремонтом, что дешевле, чем приобретать новое», — отмечает Валерий Ивановский. Однако, по словам эксперта, если сохранение старого не обусловлено финансовой необходимостью и противоречит чисто экономической выгоде, речь идёт уже о психологических причинах. Ведь каждое новое поколение любой бытовой техники предлагает нам более широкие возможности, новый функционал для более удобного и эффективного использования. А значит сознательный отказ от таких улучшений при наличии возможности позволить себе покупку нового лежит в совсем другой плоскости.

«В этой связи отказ от такой покупки является сигналом того, что человек цепляется за свое прошлое, за свой прошлый опыт. Он живет в окружении каких-то привычных ему вещей, и он не хочет их менять, потому что он боится перемен. Есть несколько психологических состояний, которые, например, описываются такой терминологией как обсессивно-компульсивное расстройство. Это может быть связано с целым рядом акцентуаций характера или дезаптационных поведенческих паттернов, при которых человек очень жестко ранжирует события, предметы, их взаимосвязи в своей жизни. Сюда относятся такие особенности, как сверхпунктуальность, сверхчистоплотность и так далее, при которых человек ограничивает свою жизнь каким-то замкнутым пространством. Оно может быть физическим и представлять собой свой дом, свою комнату, которые человек оберегает в плане расположения вещей, имеющих раз и навсегда установленное местоположение, а также способы их использования, — рассказывает психолог. — Это навязчивое наведение порядка направлено на то, чтобы ничто чужеродное не вторглось в их жизнь. К этой же серии относятся попытки держаться за старое, за какие-то привычные предметы, которые лучше поддерживать в работающем состоянии, чем менять на что-то новое».

По словам эксперта, тот же принцип может относиться не только к вещам, но и к морально-нравственным или идеологическим принципам, которых человек придерживается в течение всей жизни и которые эту жизнь определяют. Так человек оказывается в некоей замкнутой, раз и навсегда определённой системе координат.

«Это все говорит о том, что человек чувствует себя очень неуверенно, он боится того, что у него не хватит сил, чтобы справиться с изменяющимися условиями внешней среды. Он боится, что он будет подвергнут опасности и, например, физическому уничтожению, если он не будет контролировать пространство вокруг себя, если он не будет контролировать обычное привычное для него нахождение вещей на своих местах, контролировать выполнение всеми вещами строго определённой роли. Потому что любое изменение человек воспринимает как угрозу своему физическому существованию. Я думаю, что люди, испытывающие такие навязчивые желания сохранить какие-то вещи, особенно если они относятся к давно ушедшим эпохам, например, советские чайники или радиоприёмники, не могут отпустить саму эту эпоху и увидеть, что основное базовое свойство мира – это его непрестанное движение, развитие, усложнение. И единственный способ не бояться жизни – это идти с ней в ногу. Нужно также развиваться, видоизменяться, усложняться, адекватно реагировать на усложняющееся воздействие мира извне. С другой стороны, меняется, в принципе, парадигма и производства, и потребления. Достаточно часто люди сетуют, что вещи стали одноразовыми, что раньше всё это производилось на века. Это как раз та парадигма, согласно которой мир существует в раз и навсегда застывших формах – когда купленная пара обуви служит 25 лет, и автомобиль продолжает перевозить тебя до конца твоей жизни. Это как раз попытка упростить мир, сделать его понятным и податливым. Но такое мировоззрение и такой способ жить и относиться к вещам не учитывает одного – что мир каждую секунду движется вперед, он каждую секунду видоизменяется, усложняется, он преодолевает себя и становится другим», — объясняет Валерий Ивановский. Психолог подчёркивает, что движение, предполагающее и видоизменение, является основным свойством жизни и материи.

«Всё, что находится вокруг нас, демонстрирует нам как бы единство двух противоположностей — оно меняется постоянно, но остается самим собой. Каждый день — абсолютно новый, он несёт и новые вызовы, новые возможности. За днем приходит ночь, за ночью наступает день. Жизнь проходит в сменах времён года, когда за зимой приходит весна, за летом осень и так далее. И это непрестанное видоизменение при постоянном сохранении своих базовых качеств – это и есть принципы нашей жизни. Поэтому и получается, что всё постоянно видоизменяется, оставаясь тем же. Например, автомобиль остается средством передвижения, но тем не менее, машины, которые были выпущены 20 лет назад и сейчас – принципиально разные. То же относится к бытовой технике, одежде и т.д. А где-то меняется не только внешний вид и качества каких-то предметов, но видоизменяется их функциональность, когда значительно расширяются рамки использования каких-то предметов. Поэтому эта критика того, что всё стало одноразовым, верна лишь отчасти. С другой стороны, она является не негативной оценкой, а отражением базового свойства функционирования мира. Потому что не только экономически, но и психологически это позволяет нам чувствовать биение жизни, чувствовать ее ритм, видеть, что даже на уровне вещей всё развивается, всё видоизменяется, — поясняет Валерий Ивановский. — И мы должны делать то же самое. Через такое объективное принуждение жизнь дает нам обратную связь. Она показывает нам, к чему мы должны стремиться. Ведь недаром есть такое известное греческое изречение — «Ducunt volentem fata, nolentem trahunt» (Желающего судьба ведёт, а нежелающего — тащит). В этой связи гармония, удовлетворение жизнью, всё-таки находится ближе к той идее, которая позволяет нам развивать свои знания, свой опыт, свое описание мира, стремиться стать более сложными, более разными, более противоречивыми, не потеряв при этом свое внутреннее единство, как за время нашей жизни абсолютно все клетки нашего тела меняются несколько раз, но это не мешает нам оставаться именно той персоной, той личностью, основные характеристики которой прописаны в нашем паспорте, в нашей биографии и в траекториях нашего жизненного пути».

Психолог призвал следовать тезису «давайте же меняться, не изменяя себе и жизни» и ещё раз подчеркнул, что люди, категорически не желающие менять старые вещи на новые, просто боятся не прижиться, не найти себя в новых реалиях, пытаясь всеми силами сохранить то прошлое, где они уверены в себе.

Валерий Ивановский также напомнил про царя Соломона, на кольце которого была написана фраза «Всё пройдёт».

«Как правило, это интерпретируется с тех позиций, что это некая формула, которая облегчает нам наш путь сквозь жизнь. Потому что когда мы читаем это изречение, находясь в периоде каких-то сложных обстоятельств, это дает нам надежду на то, что они скоро переменятся к лучшему. А если мы находимся в благоприятных обстоятельствах, помнить о том, что не надо расслабляться. Но я думаю, что это изречение было гораздо глубже и в двух словах как раз говорило о всём том, что мы сказали выше. Это изречение гласит — где бы ты ни находился, это всё изменится, потому что всё изменяется, движется вперед, усложняется, идёт по пути эволюции. Поэтому понимая, что все меняется, должен меняться и ты. Но меняться в том плане, что ты должен становиться сильнее физически, делая какие-то физические упражнения, уделяя внимание развитию своего тела, его мускульным реакциям. Ты должен постоянно совершенствовать свой интеллект, быть любознательным, стремиться узнать новое, установить новые взаимосвязи между предметами, явлениями мира, между собой и внешним миром. Ты должен развиваться духовно, то есть ты должен идти по пути нравственного самосовершенствования. Ты должен вносить лепту в торжество добра, ты должен становиться великодушней и терпимее, ты должен любить людей также, как и себя. Всё изменяется! Я думаю, это символ того, что ты не можешь почивать на лаврах. И то, каким хорошим ты сегодня являешься, уже завтра может оказаться недостаточным. Этот путь самосовершенствования, самоусложнения, самоактуализации – это единственный способ жить полноценной жизнью», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, ивановский, триэтта, старое
Поделиться
Похожие новости