Новость политики

Что может спровоцировать новую волну американо-китайской напряжённости

Что может спровоцировать новую волну американо-китайской напряжённости

коллаж «Московской газеты»

21.03.2023 в 19:34:00
4604

У США и Китая, кажется, появился новый формальный повод для эскалации. Президент Тайваня Цай Инвэнь запланировала официальный визит в Центральную Америку, а по дороге намеревается посетить и США, побывав в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. Конечным пунктом поездки тайваньского лидера являются Гватемала и Белиз. Эти две центральноамериканские страны входят в узкий перечень государств, официально признающих суверенитет Тайваня. Однако сколько-нибудь значимых взаимоотношений с КНР у них нет, да и их роль на международной арене крайне ограничена, поэтому посещение президентом Тайваня Белиза и Гватемалы каких-то заметных дипломатических последствий не имеет

А вот с США ситуация иная. Вашингтон формально придерживается «принципа одного Китая», признавая остров Тайвань частью территории КНР. Однако де-факто американская администрация традиционно поддерживает с Тайбэем неформальные контакты и даже поставляет на остров вооружения без разрешения центральных китайских властей, чем вызывает раздражение Пекина. Более того, президент США Джо Байден обещал защитить Тайвань силовым путём, если Китай попытается вернуть фактический контроль над островом с помощью армии. Соединенные Штаты, с одной стороны, декларируют право КНР на суверенитет над Тайванем, но категорически выступают за то, чтобы воссоединение происходило мирными средствами. Однако пока тайваньские власти и население такого стремления не демонстрируют, поэтому тайваньская проблема остаётся одной из наиболее сложных в современной международной политике. Фактор Тайваня обычно называют одной из наиболее вероятных причин, которые могли бы привести к военной конфронтации США и Китая.

В прошлом году на остров прилетала спикер нижней палаты Конгресса Нэнси Пелоси. Тогда этот визит, совершённый без разрешения Пекина, был воспринят в Китае остро негативно. Однако резкого ответа не последовало. Пекин ограничился решительным дипломатическим протестом и военными манёврами неподалёку от Тайваня.

В этот раз уже тайваньский лидер летит в США, формально транзитом, однако есть информация, что Цай Инвэнь может встретиться с нынешним председателем Палаты представителей Кевином Маккарти.

Представитель МИД Китая Ван Вэньбинь уже сделал заявления, в котором выразил протест против официальных контактов США с представителями Тайваня и потребовал соблюдать принцип одного Китая. Однако высокопоставленные источники в правительственных структурах США в разговоре с агентством Reuters напомнили, что Цай Инвэнь уже шестой раз посещает США в статусе президента Тайваня, и ничего нового или особенно значимого в планируемой поездке нет. С прошлогодним дипломатическим скандалом нынешнюю ситуацию также вряд ли можно сравнивать. Ведь тогда третий по статусу человек во властной иерархии Соединённых Штатов лично прибыл на территорию, которую Пекин считает своей, но де-факто не контролирует, тем самым проигнорировав суверенные права КНР, нарушив воздушное пространство страны и т.д. Сейчас же лидер Тайваня, которого в Китае таковым не считают, сам отправился в США.

По сути, американская сторона может принимать у себя кого угодно и в любом статусе. Это не выглядит столь явным попранием суверенитета, как демонстративный визит на сам Тайвань. Поэтому конкретно этот случай вряд ли будет иметь какие-либо последствия, кроме дипломатической протестной ноты.

Однако в целом ситуация вокруг Тайваня остаётся достаточно чувствительной и, похоже, всё меньше устраивает китайские власти. Аналитики японского делового издания Nikkei отмечают, что именно позиция США по тайваньскому вопросу сподвигла Пекин пойти на большее сближение с Москвой. Вероятно, в ходе своего визита в российскую столицу председатель КНР Си Цзиньпин одной из своих целей ставит получение поддержки РФ по вопросу Тайваня.

Китайский лидер находится в Москве с государственным визитом с 20 по 22 марта. Накануне он провёл длительную неформальную беседу с президентом РФ Владимиром Путиным, а сегодня должны пройти основные переговоры. Си Цзиньпин уже заявил, что взаимоотношения с Россией в китайской внешней политике имеют приоритетное значение. Эта встреча выглядит особенно символичной на фоне выдачи Международным уголовным судом ордера на арест Владимира Путина. Пекин не только продемонстрировал готовность укреплять связи с Россией несмотря на обвинения против её президента, но и раскритиковал само решение МУС. В МИД Китая призвали МУС уважать иммунитет глав государств, а также избегать двойных стандартов и политизации своих решений.

Результатом Си Цзиньпина в Москву должно стать заключение целого ряда экономических и политических соглашений. Однако чуть ли не главный итог этого события – публичная демонстрация поддержки России со стороны КНР, возможно, самая яркая с момента начала СВО в Украине. И такое сближение, похоже, вызывает серьёзное недовольство уже у США и их союзников. Именно поддержка России, которая может приобрести и материальное выражение, является куда более важным фактором в американо-китайских отношениях, чем демонстративные контакты с тайваньскими чиновниками.

Важность встречи Си и Путина подчёркивается большим вниманием, которое к ней приковано со стороны западной прессы. Американские власти также намерены внимательно следить за её итогами. Пресс-секретарь Совета национальной безопасности США Джон Кирби заявил, что мирный план по Украине, который может быть обсужден на встрече в Москве, выгоден исключительно России и потому неприемлем для западных партнёров Киева. Также в Вашингтоне обеспокоены возможностью начала поставок в РФ китайских вооружений.

Обозреватель The Hill Эллен Митчелл назвала визит Си Цзиньпина в Москву вызовом для США и их союзников, которые, наоборот, пытались отдалить Китай от России.

Многие эксперты сходятся во мнении, что демонстрация китайской поддержки России и возросшая вероятность углубления военно-технического сотрудничества двух стран повлекут за собой экономическое давление западных государств на Пекин. Причём механизмы такого давления могут оказаться асимметричными. Профессор ВШЭ Марат Баширов обратил внимание на то, что как раз 20 марта, в день приезда Си Цзиньпина в Москву, президент США Джо Байден подписал закон о раскрытии развединформации о происхождении коронавируса. Предполагается, что американская разведка может обвинить китайские власти в действиях, приведших к началу пандемии. Политолог пояснил, что после обнародования разведданных будут начаты слушания в Конгрессе и прокурорское расследование. Если в Вашингтоне сочтут вину китайского государства доказанной, могут быть введены санкции против госчиновников и научных сотрудников, но главное – могут быть поданы иски в суд о многомиллиардных компенсациях ущерба, нанесённого пандемией. Также может начаться разбирательство в суде ООН.

Политолог Сергей Марков добавил, что сближение Китая с Россией может стать поводом для введения торговых ограничений против КНР. В Конгрессе уже зарегистрирован соответствующий законопроект. Эксперт подчеркнул, что этот документ пока не обрёл окончательных очертаний, но тенденция усиления давления на Китай продолжится. Её причиной являются не только тесные связи Китая с РФ, но и настроения в американском обществе. Большинство граждан США уверены, что слишком свободная торговля с Китаем снижает конкурентоспособность американской экономики и лишает самих американцев рабочих мест. Власти вынуждены в том числе идти на уступки требованиям электората. Но наказание за поддержку России играет тут не последнюю роль.

Таким образом, усиления противостояния США и Китая можно ожидать с достаточно большой вероятностью. Однако до военной эскалации дело пока вряд ли дойдёт. Научный руководитель Института Китая и современной Азии РАН Александр Лукин считает, что в тайваньском вопросе США и Китай пока просто испытывают реакцию друг друга на различные действия, но к вооружённому столкновению никто не готов, в том числе Китай. В Пекине осознают, что такой конфликт будет носить общемировой характер и приведёт к непредсказуемым последствиям. Кроме того, в Китае опасаются последствий в виде глобального кризиса и большого ущерба собственной экономике. К слову, этой же разумной логикой Китай обычно руководствуется и при формировании своей внешнеэкономической политики, в том числе во взаимоотношениях с Россией. КНР сохраняет обширные связи с Москвой, в некоторых отраслях использует схемы обхода санкций, но на открытое и полное пренебрежение западными ограничениями не идёт. Это означает, что как по тайваньской проблеме, так и по другим аспектам американо-китайских отношений стороны не хотят перехода к неконтролируемой эскалации. США и Китай остаются соперниками на международной арене, а в ближайшее время мы, с большой долей вероятности, будем наблюдать охлаждение их отношений. Но «красные линии», которые обе стороны осознают и вряд ли намерены пересекать, по-прежнему существуют и уберегают мир от крупномасштабного конфликта двух ядерных держав.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
китай, америка, тайвань
Поделиться
Похожие новости