Новость политики

В российско-азиатском «подбрюшье» могут возникнуть опасные «колики»

В российско-азиатском «подбрюшье» могут возникнуть опасные «колики»

Фото © «Московская газета»/ Алёна Черепкова

03.04.2021 в 22:18:00
6366

Внешняя политика России ставит все больше вопросов

Когда российские власти сетуют на недружелюбное Ближнее Зарубежье, как, к примеру, сейчас, в рамках разворачивающейся в последние дни истерии из-за якобы готовящегося военного конфликта между Донбассом и Украиной, можно вспомнить предысторию.

2,5 года назад президент Владимир Путин в ходе ежегодной пресс-конференции, рассуждая о принятом во времена СССР решении привязать определенные этносы к конкретным территориям, заявил следующее.

«Территории нарезаны были так, что они не всегда соответствовали традиционным местам проживания тех или иных народов. Поэтому сразу возникли болевые точки, они и сейчас еще между республиками бывшего Советского Союза имеют место быть и даже внутри Российской Федерации. Две тысячи таких точек, стоит только отпустить на секунду — мало не покажется». В ходе создания СССР «исконно русские территории», не имевшие отношения к Украине, были переданы Киеву с формулировкой «для повышения процентного соотношения пролетариата».

На Украине оценки этого высказывания были ожидаемыми. «Мы однозначно это осуждаем, и никакой нарратив Путина и никакие его выдумки не будут работать для нас», — заявил в частности замглавы украинского внешнеполитического ведомства Василий Боднар, уточнив, что «в свое время Москва была подчинена Киеву».

А полмесяца назад Путин продолжил свою линию. На концерте в честь годовщины воссоединения Крыма с Россией он заявил: «В 20-е годы прошлого века большевики, формируя Советский Союз, по каким-то причинам, непонятным до сих пор, передали значительные территории, геополитические пространства в адрес квазигосударственных образований. А потом, развалившись сами, развалив свою партию изнутри, развалив Советский Союз, привели к тому, что Россия утратила колоссальные территории и геополитические пространства».

Как могут реагировать соседние страны, когда их называют «квазигосударственными образованиями»? Кроме Украины, обычно молчат и потихоньку выстраивают самостоятельную политику.

На юге – самый большой сосед России — Казахстан. В марте вступило в силу соглашение о военном сотрудничестве между этой страной и Турцией, входящей в НАТО, нижняя палата парламента ратифицировала его еще 1,5 года назад. Казахстан планирует включить свои вооруженные силы в оборонительный союз в рамках «Тюркского совета», созданного Турцией. Другая крупная центральноазиатская страна — Узбекистан — также подписала соглашение о военном сотрудничестве с Турцией. Любопытно, что ранее Анкара заявляла о создании единой «армии Турана», в который будут входить все тюркоязычные государства. 

Самый главный азиатский союзник Китай уворачивается от объятий России. В этом убедился министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров в ходе недавнего визита в Поднебесную. Вернувшись, он признал, что Россия и Китай не будут предпринимать совместные действия в ответ на санкции Запада.

«Не думаю, что будем синхронизировать наши ответы на санкционные «выходки», — сказал Лавров в интервью «Первому каналу». Военного союза между странами также не предвидится.

На предложение отказаться от SWIFT министру фактически ответил ЦБ Китая, который в дни его визита объявил о расширении сотрудничества с этой системой. Не ожидается и роста инвестиций Поднебесной в Россию, которых Кремль ждет с момента развала отношений с Западом.

По данным ЦБ, объем прямых инвестиций из КНР на октябрь 2020 года составлял символические $1,8 млрд, или 0,4% от общего объема вложений иностранцев в реальный сектор экономики РФ. По сравнению с 2014 годом эта сумма упала в 2,3 раза.

Невооруженным взглядом видно, что от России союзники разбегаются. Министр Лавров, чьими прямыми обязанностями является улучшение отношений с другими странами, когда говорит о Западе, этого и не скрывает.

Вот как это оценил журналист Александр Невзоров: «Лавров демонстрирует загадочную гордость пьяного водопроводчика, который показывает клиенту отломанные краны, разбитые вентили, оторванные муфты и рассказывает, что воды теперь в доме не будет никогда, и трубы еще он о коленку порвет и разогнет: не подлежит водопроводная система восстановлению, – вот эта гордость в голосе Лаврова, она подозрительна. Потому что лично он, водопроводчик Лавров всё и ломал. Вообще-то, мы ему деньги платим за диаметральное противоположное дело, не за то, чего он добивался и добился. Он бахвалится крахом и абсолютной своей профнепригодностью, а мы ему платим за то, чтобы отношения были хорошими со всеми и, по возможности всё лучше и лучше». 

В термине «мягкое подбрюшье», которым мы с подачи Александра Солженицына называем азиатских соседей, есть легкое высокомерие, но его все меньше и меньше. Скоро расклад может диаметрально поменяться.

Начиная с Мюнхенской речи президента, российская внешняя политика является примером выражения «ломать – не строить». Складывается ощущение, что Россия под видом отстаивания собственных интересов испортила отношения чуть ли не со всеми странами. И действительно: выстраивать, создавать, созидать сложное, многовекторное — это всегда труд, а разрушать — это намного легче и не требует никаких усилий.

Говорят, однажды царь Соломон попросил мудреца помочь ему справиться со страстями. Мудрец принес ему кольцо: «Именно в кольце твое спасение от бурных эмоций. И, действительно, в первом же порыве отчаяния, Соломон внимательно взглянул на кольцо и прочитал надпись «всё пройдет». Хочется надеяться, что проблемы с российской внешней политикой тоже пройдут, но, похоже, решать их будет в период созидания уже другая команда.

Автор: Борис Куркин
ТеГИ
Россия, Китай, внешняя политика
Поделиться
Похожие новости