Новость общества

Автодилеры, пытаясь выжить в пандемию, выжимают из покупателя до половины стоимости машины

Автодилеры, пытаясь выжить в пандемию, выжимают из покупателя до половины стоимости машины

Фото © «Московская газета»

29.11.2021 в 21:38:00
2564

Коронавирус и мировой дефицит машин заставляют вкладывать в каждый продаваемый автомобиль максимум дополнительного оборудования. Но российским автолюбителям кажется, что на «выживание» наших дилеров стоит обратить внимание ФАС. По словам покупателей, наценка доходит порой до 50% от стоимости новой машины. К тому же, закономерный в этой ситуации интерес потребителя к подержанным автомобилям и продлению сроков их эксплуатации аукнется на безопасности дорожного движения

За первое полугодие 2021-го спрос на автомобили в России вырос на 37%. Однако уровень предложения на российском авторынке, как и на мировом, весьма низкий, и это, похоже, надолго.

«Эта тенденция дефицита машин идёт больше года, носит системный характер и в ближайший год вряд ли как-то глобально разрешится — рассказал «Московской газете» вице-президент Российской ассоциации автомобильных дилеров Денис Мигаль. — Был традиционный предновогодний всплеск: все ждали, что к концу года что-то прояснится, машин станет больше, но машин больше не стало. Дилеры хотят продать больше авто, видя повышение спроса, но не могут. Когда у тебя до конца года 10 новых машин, с этим ничего не сделаешь. Причины тому целый комплекс, они «снежным комом» собрались в одну кучу: начиная с дефицита полупроводников, которые давно являются глобальной проблемой авторынка, продолжая разрывами мировых логистических цепочек – налицо кризис перевозок — и контейнерных, и морских. К тому же западные производители перестраиваются на электромобили, сокращается производство текущих машин. Плюс, всякие ковидные ограничения, которые везде проявляются по-разному: где-то закрываются заводы, где-то – целые страны».

Как себя чувствуют в этой ситуации российские автодилеры и российские потребители автопродукции? Многие СМИ отмечают, что покупка автомобиля со стандартной комплектацией может потребовать ожидания в несколько месяцев. При этом автосалоны очень активно продают вместе с автомобилями дилерское дополнительное оборудование, которое может поднять цену автомобиля на 30%.

«Тема более распиарена, чем есть на самом деле – считает Денис Мигаль. – Дилеры пытаются выживать. Экономика дилерства строится из проданных «штук». Если в среднем до кризиса дилерское предприятие было должно продавать 100 машин в год, а теперь 30, надо понимать, что в этих условиях надо как-то выживать, кормить персонал, окупать огромные инвестиции. Зачастую дилер является заложником этой ситуации. Я как дилер могу сказать, что мы бы хотели больше продавать и меньше зарабатывать. Но при тех «штуках», которые у нас сейчас в доступности, мы просто угробим предприятие, не сможем выполнить свои обязательства, заплатить сотрудникам и партнёрам. Поэтому мы вынуждены больше зарабатывать. Но это не какие-то супернаценки, когда в каждую машину заложен «миллион», когда в каждую машину заложено две цены и т.п., – это не правда. Все что мы называем «дополнительным оборудованием» – это так или иначе полезные штуки: комплект ковриков, комплект вторых колёс, комплект сигнализаций. Но то, что в машину нельзя запихнуть, в неё запихнуть не получится. Условно мы зарабатываем на машинах как дилеры больше, но это не сверхдоход. Да, больше, чем раньше, на «штуку». Но в общем и целом, в глобальной экономике дилерского предприятия не сказать, что мы стали зарабатывать в несколько раз больше. Да, где-то в каких-то процентах зачастую больше, но это связано с сокращением так называемых «костов»: чтобы продавать 30 машин, нужно затрачивать меньше ресурсов, чем для продажи 100 машин. Но объёмы продаж упали в 3-5 раза. И второе: зачастую спекулятивный интерес к автомобилям разгоняют и спекулянты, которые покупают машины на «сером» рынке и продают в три раза дороже, и сами покупатели, которые готовы приплатить, чтобы получить товар здесь и сейчас. И когда у тебя на одну машину десять покупателей, весь процесс неминуемо приведет к тому, что цена будет расти. И даже если мы скажем, что не будем поднимать цены, это тут же сделает «серый» рынок. Я бы не стал обвинять дилеров не потому, что я сам дилер, а потому что я знаю, как устроен бизнес: зачастую всё очень «перегрето». Хотя я соглашусь, что сейчас не все дилеры ведут честную борьбу. Иногда появляются какие-то искусственные «допы» вроде «наножидкости» за 50 000 рублей, какие-то «карты помощи», программы вроде страхования жизни, никак не связанные с автомобилем. Потребитель вправе выбирать. Сейчас он находится на таком рынке, где от каких-то манипуляций дилера надо просто отказываться».

И всё-таки, выходит, что испытывающий проблемы дилерский бизнес очень неплохо зарабатывает на дефицитных машинах?

«Это палка о двух концах – возразил вице-президент РААД. – Помимо маржи, прибыли важны остаются «штуки». Дилерское предприятие – это и будущее обслуживание, и будущие продажи. Нужно не только зарабатывать, но и продавать такой объём, чтобы предприятие жило. Так что это «мина замедленного действия»: если дилеры будут находиться в такой ситуации несколько лет, то дилерский бизнес просядет по другим направлениям: в объёме нагрузки на сервисы, продаж запчастей и т.д. Эта ситуация не выгодна никому. Просто российский потребитель привык к тому, что в последние годы иностранные автомобили стоили дешевле, чем везде в мире. Это было и связано и с курсом рубля, и с ценообразованием, и с другими факторами. Рынок меняется, и потребитель к этому еще не приспособился. К тому же ситуация искусственно раздувается, людям всегда надо находить неких «негодяев», которыми сейчас в их глазах становятся дилеры».

При всём этом автодилеры ощущают себя в данной ситуации гораздо комфортней, чем потребители, вынужденные покупать машины с огромной наценкой либо обращаться к вторичному рынку автомобилей.

«Наценки, которые производятся, автодилеры, по сути, кладут себе в карман, это их сверхприбыль – рассказал «Московской газете» автоблогер, координатор движения «Синие ведёрки» Пётр Шкуматов. – Надо, конечно, смотреть на общий объём продаж автомобилей в «штуках». Но, так или иначе, если раньше у них наценка была абсолютно мизерная, то сейчас это просто «космос»: на некоторые модели она доходит до 50% от стоимости нового автомобиля, это просто безумие. Конечно, для них это очень выгодно. Это «золотое время» для автомобильных дилеров. Но это плохо для покупателей. Люди больше зарабатывать не стали. Тем не менее, автомобили нуждаются в обновлении. Мы придём к тому, что люди будут ездить на более старых автомобилях, растягивать сроки эксплуатации машины, и это негативно скажется на безопасности дорожного движения. Новый автомобиль по определению более безопасен, чем старый. И все в нашей стране заинтересованы в том, чтобы жители ездили на новых автомобилях, а не на старье, которое и экологии вредит, и небезопасно с технической точки зрения, и некомфортно с точки зрения передвижения в летних и в зимних условиях. Нужно находить какой-то баланс. Цены нужно как-то снижать. Может быть, настало время для Федеральной антимонопольной службы как-то вмешаться в эту ситуацию, потому что она перешла разумные границы», – заключил автоэксперт.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
автодилер, стоимость, коронавирус, машины
Поделиться
Похожие новости