Новость общества

«Доверчивых людей хватает»: как современные «валютчики» пользуются неграмотностью населения

«Доверчивых людей хватает»: как современные «валютчики» пользуются неграмотностью населения

Фото © «Московская газета»

06.08.2022 в 19:01:00
3526

Эксперты назвали условия, при которых нелегальный обмен валюты уйдет в прошлое

В Москве задержали четверых жителей столицы по подозрению в организации сети нелегальных пунктов обмена валюты.

«Для этого они арендовали более 10 помещений в различных районах столицы, где разместили расчетно-кассовое оборудование и приборы для автоматического подсчета купюр. По данным оперативников, совокупный доход от криминального бизнеса превысил 25 миллионов рублей», — сообщила Интерфаксу представитель МВД Ирина Волк. В отношении подозреваемых возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 172 УК РФ (незаконная банковская деятельность).

Интересно, что совершенно внебанковский обмен валюты — вещь в своём роде популярная и процветающая даже в соцсетях. «Московская газета» обсудила с экспертами, почему это явление до сих пор существует.

Нелегальный обмен валюты существовал всегда и не является чем-то новым сейчас, рассказал «Московской газете» экономист Сергей Хестанов.

«Даже в советские времена существовал определённый рынок обмена валюты, даже когда это было запрещено законом. Потом, когда появилась биржевая торговля валютой, а граждане получили к ней доступ, популярность нелегального обмена радикально снизилась. К середине 2000-х, если не брать совсем уж дремучие регионы, смысл в такого рода вещах пропал, этот бизнес сошёл на нет из-за падения спроса», — пояснил экономист.

Но сейчас, по словам эксперта, когда есть некоторый дефицит валюты в отделениях банков, какой-то «ренессанс» будет — скорее в регионах, чем в Москве.

«Думаю, правоохранительные органы довольно быстро учатся ловить «валютчиков». Большого масштаба это явление, скорее всего, не достигнет. С другой стороны, даже в благополучные годы в регионах определенный сегмент рынка «валютчики» занимать будут. Но экономически значимой их деятельность ни в советское время, ни сейчас назвать нельзя», — сказал Сергей Хестанов.

Даже в 90-ые годы нелегальный обмен валюты был второстепенным явлением, добавил экономист: «Тогда нелегальный обмен валюты аффилировался с банками. Приходит в обменный пункт банка человек, просит разменять высокую сумму. А у банка — высокий «спрэд» (разница между ценой покупки и продажи). Человеку говорят: за углом, мол, у Иван Иваныча можно поменять с меньшей разницей. И кассир банка или начальник кредитного отдела, в зависимости от местных традиций, получал за это комиссионные. Сейчас это вряд ли происходит так же. Сегодня уровень зарплат банковских сотрудников не такой, как в 90-ые, и уровень работы служб безопасности выше. В основном сейчас нелегальный обмен валюты происходит в регионах».

Почему же тогда такой громкий и показательный случай произошёл в Москве?

«В этом нет ничего странного. Москва — огромный город, и доверчивых людей тут хватает. Это шумное событие, но экономического смысла в нём немного», — считает Сергей Хестанов.

Очевидно, что банковские условия, особенно для не слишком мелких клиентов — банально лучше, чем условия нелегального обмена валюты, подчеркнул собеседник «Московской газеты».

«До введения ограничений человек открывал в банке брокерский счёт и менял валюту с комиссией в сотые доли процента. Зачем ему в таких условиях какой-то сомнительный обмен валюты? Если речь идёт о регионе, человек, который хочет купить 10 000 долларов или 10 000 евро, — уже не слишком мелкий клиент. Можно попросить менеджера устроить аудиенцию с начальником отдела, и он примет решение о предоставлении индивидуального курса, который более интересен. Вот и всё. До 24 февраля можно было открыть брокерский счёт, подав нужные бумаги и подождав сутки, после чего открывался прямой доступ на биржу. Человек, хоть немного понимающий, что такое биржа, не станет платить 5%, когда можно заплатить комиссию в сотые процента» — заключил Сергей Хестанов.

В настоящее время валютное регулирование выглядит довольно громоздко и сложно, поэтому воспринимается абсолютным большинством граждан как нечто непонятное, сказал «Московской газете» управляющий партнёр адвокатского бюро Nordic Star, резидент экспертного клуба ЦСР Андрей Гусев.

«Более того, средний обыватель считает, что почти всё запрещено, кроме покупки в обменных пунктах наличной валюты (когда она там есть). Отсутствие внятных и простых разъяснений регулятора, дефицит наличности и невысокий курс подталкивают население к чёрному обмену. Валютные ресторации безусловно подталкивают к схемам и в безналичной сфере, среди физических и даже юридических лиц», — отметил эксперт ЦСР.

Пока будут существовать жёсткие валютные рестрикции, будет работать чёрный наличный и безналичный рынок, подчеркнул Андрей Гусев.

«Причём, чем сильнее будут такие ограничения, тем более он будет развит и тем сложнее и хитрее будут предлагаемые пути обхода. Нелегальные схемы постепенно уйдут по мере либерализации валютного регулирования», — заключил эксперт.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
валюта, население, обмен
Поделиться
Похожие новости