Экологи сообщили о проблемах с ликвидацией аварии в Керченском проливе
Борьба с нефтезагрязнением продолжается, но есть ряд нерешённых вопросов
К сожалению, авария в Керченском проливе, связанная с распространением мазута и других нефтепродуктов, продолжается, и для ликвидации её последствий необходима откачка нефтепродуктов с потерпевших крушение танкеров, сообщил «Московской газете» исполнительный директор проекта «Земля касается каждого» Владимир Чупров:
«Аналогичная авария в этой же локации, когда в 2007 там затонул танкер «Волгонефть-139», продолжалась как минимум неделю, объём загрязнения составлял около 2 тыс. тонн мазута. Сейчас потерпели крушение 2 танкера, объём загрязнения оценивается в пределах 4 тысяч тонн мазута. То есть все показатели прошлой аварии можно умножать на два. Конечно, всё зависит от погоды, ветра, течения и т.д. Сейчас мазутное пятно в Керченском проливе занимает порядка 100 кв. км. Значительная часть мазута ушла на дно. Около 50 километров побережья загрязнено. Мазут со дна продолжает выбрасываться на берег, и побережье, которое очищают волонтёры, снова покрывается нефтепродуктами. Пока не будет остановлен источник поступления мазутных продуктов, загрязнение будет продолжаться».
На сегодняшний день в этой ситуации есть нерешённые вопросы, отметил Владимир Чупров.
«Например, что делать с остатками танкера «Волгонефть-239», выброшенного на берег, — пояснил эколог. — Этот танкер тоже может стать источником разлива нефтепродуктов или уже таковым является. Мы предлагаем тем, кто занимается ликвидацией последствий разлива, начать откачку нефтепродуктов с танкера «Волгонефть-239», поскольку это относительно легко сделать. В 2007 году откачка была начата на третий день аварии. В 2015, когда на Сахалине потерпел крушение танкер «Надежда», откачка была начата на 3-й день. Откачка ещё не начата ни с танкера «Волгонефть-212», ни с «Волгонефть-239», у первого в 8 км от берега оторвало носовую часть, второй получил повреждения и сел на мель в 80 м от берега. Общее количество нефтепродуктов на обоих потерпевших крушение танкерах может составлять около 8 тыс. тонн. На наш взгляд, откачка нефтепродуктов из танкеров должна быть приоритетом».
Ранее СМИ сообщали, что откачать оставшийся мазут из танкеров, затонувших в Керченском проливе, может оказаться невозможным без поднятия судов на сушу. При этом есть риски нового разлива топлива.
Есть и проблемы с очисткой побережья и, возможно, утилизацией нефтесодержащих отходов, сообщил Владимир Чупров.
«На сегодняшний день уборкой нефтепродуктов с загрязнённого побережья занимаются волонтёры спасательных служб. От волонтёров нам поступает информация о том, что им не хватает техники для вывоза нефтесодержащих отходов, к тому же имеющиеся у волонтёров мешки для сбора отходов не совсем пригодны для транспортировки. Непонятно, куда собираются отвозить отходы. Должен быть региональный план ликвидации разливов нефти и согласно этому плану должно быть предусмотрено место утилизации нефтесодержащих отходов. На сегодняшний день это место неизвестно. А везти на обычный мусорный полигон отходы 3-го класса опасности не стоит. Рабочую группу по координации работ по ликвидации последствий аварии возглавляет вице-премьер Виталий Савельев, также туда входят губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев и профильные министры. Уже сейчас гибнут птицы, значительное количество рыбы, которых уже находят в зоне побережья», — рассказал исполнительный директор проекта «Земля касается каждого».
Площадь загрязнённых пляжей Керченского пролива сейчас составляет от 39 до 49 кв. км, сообщил «Московской газете» эколог Дмитрий Левашов:
«Не все нефтепродукты прибило к берегу — часть ушла на дно. Происходит токсичное воздействие химических соединений, которые находятся в составе нефтепродуктов, на водоплавающих, то есть на рыб, птиц и дельфинов. Накопление вреда может пойти по пищевой цепочке: биопланктон — рыба — большая рыба — человек. На севере Таманского полуострова находится орнитологический заказник».
Любое судно морского класса должно соответствовать требованиям этого класса. Танкеры, потерпевшие крушение в Керченском проливе, превышали средний возраст подобных судов и по своему классу не должны находиться в морской акватории, отметил Дмитрий Левашов.
«Предприятия, владевшие этими судами, вряд ли будут способны выплатить сумму за экологический ущерб, которая может составить несколько миллиардов рублей. Скорее всего, эти предприятия просто закроются. А сумма ущерба будет распределена на региональный и федеральный бюджет. Будет печально, если ответственность за экокатастрофу будет возложена на очередного «стрелочника». Ответственными лицами в этой ситуации является не капитан судна, а капитан порта, судоходная компания и владелец груза. У нас всё еще эксплуатируется устаревший флот. Новые суда производятся, но в недостаточном количестве. А Чёрное море — это район интенсивного судоходства, и вот туда почему-то выпускаются «старые корыта». Что касается волонтёров, ликвидирующих последствия аварии, то они не оснащены средствами для защиты органов дыхания от паров нефтепродуктов, которые выделяются даже в это холодное время. Это ароматические углеводороды и сероводород. Отходы загрязнённого грунта куда-то вывозятся, но куда? На полигоны ТКО их принимать нельзя. При этом в Краснодарском крае нет полигонов промышленных отходов. Здесь можно воспользоваться установками термического обезвреживания отходов, но нагрузка на них может составлять 1-3 тонны или 50-100 кг. На Кубани нет даже 5% мощностей, необходимых для утилизации этих отходов, и очень мало фирм-утилизаторов», — заключил Дмитрий Левашов.
В России в рамках законодательства, наряду с планами гражданской обороны, на разных уровнях должны быть подготовлены, утверждены и приводится в действие планы ЛАРН (ликвидации аварийных разливов нефти), сказал в беседе с «Московской газетой» эколог Дмитрий Лисицын:
«Такие планы должны быть везде, где есть угроза загрязнения среды нефтепродуктами, особенно там, где происходит крупномасштабная транспортировка нефтепродуктов по воде, то есть в Краснодарском крае и в Крыму. Эти планы должны быть на региональном и муниципальном уровнях, также они должны быть у крупных компаний, которые совершают операции с нефтепродуктами. И каждый порт должен иметь такой план. Это подробное описание того, как должны действовать все участники процесса, когда произошёл разлив: кто и как будет действовать, где брать на это средства, как их мобилизовывать и как использовать. Но на практике мы видим, что эти планы обычно не действуют. Основную часть задач по ликвидации последствий аварии выполняют обычные люди, а не властные структуры с привлечением заранее определённых мобилизованных сил и средств. Участие специальных аварийно-спасательных формирований в ликвидации последствий аварии сейчас тоже происходит не через план ЛАРН, а через добрую волю заинтересованных сторон. Большую роль здесь играет общественность и неравнодушные граждане».
В любой стране особенно уязвимыми для подобных аварий участками являются входы в лиманы — узкие входы в большие глубокие заливы или речные эстуарии, отметил эколог.
«Нормальной практикой является установка так называемых боновых заграждений в этих «узких горлышках», чтобы разлив туда не пошёл. Эти заграждения необходимо было установить сразу. Но сейчас об этом не идёт и речи. Если лиманы не защитить от разлива нефтепродуктов, туда может зайти большее количество мазута, и там он будет наносить больше вреда и сохраняться гораздо дольше. Если активность моря снижает концентрацию нефтепродуктов и соответственно вред, который они приносят, то в лиманах такого не происходит, там всё впитывается в донные осадки в растительность, остаётся плёнкой на воде. А лиманы — это водоболотные угодья, важные для водоплавающих птиц. При этом непонятно, как сейчас происходит подсчёт количества погибших в ходе экокатастрофы птиц. Без этих данных, опять же, будет непонятно, как определять экологический ущерб и какую сумму нужно будет выплачивать его виновнику», — рассказал Дмитрий Лисицын.
Потерпевший крушение танкер «Волгонефть-239» с несколькими тысячами тонн нефтепродуктов на борту находится в близости побережья Керченского пролива, при этом постоянное воздействие прибрежных волн влияет на прочностные характеристики его бортового металла, отметил эколог.
«Нефтепродукты оттуда необходимо срочно откачивать. При проведении спасательной операции по откачке мазута необходимо насыпать дамбу, как в своё время было сделано на Сахалине, потому что тогда на этом жёстко настаивал тогдашний губернатор Сахалина Олег Кожемяко. Дело осложняется тем, что при откачке мазута его надо разогревать до 30-40 градусов. Всё это нужно делать как можно скорее», — подчеркнул собеседник «Московской газеты».
Ранее президент России Владимир Путин назвал произошедшее в Керченском проливе экологической бедой и потребовал оперативно убрать разлившийся мазут. Глава государства отметил, что с этим работают службы разных ведомств — Министерство природных ресурсов, Минтранс, МЧС.
«Эта работа должна координироваться. Я попросил председателя правительства организовать рабочую группу, ее возглавляет Савельев Виталий Геннадьевич — вице-премьер по транспорту. Все службы работают, регулярно мне докладывается о том, что происходит», — заявил Владимир Путин.
Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев уверяет, что ликвидация выброшенных на побережье Краснодарского края нефтепродуктов займет не более месяца.
«Но мы должны все понимать, процесс не остановится, потому что периодически море будет все время выбрасывать и выбрасывать нефтепродукты», — сказал он.
Напомним, капитанам танкеров «Волгонефть-239» и «Волгонефть-212» 18 декабря предъявили обвинение, сообщили в Следственном комитете России. Возбуждено уголовное дело по ч. 1 и 2 ст. 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта»).
На инцидент отреагировали в ВООП. Председатель Всероссийского общества охраны природы Вячеслав Фетисов призвал наказать виновных в экологической катастрофе в Чёрном море.
«Московская газета» отправила редакционные запросы губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву, в Росприроднадзор, Министерство транспорта РФ, компаниям, владеющим танкерами «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» — ООО «Кама Шиппинг» и ЗАО «Волгатранснефть» соответственно.
-
Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой во вторник, 21 марта, проведет открытый урок с учащимися школы № 1263...17.03.2017 в 13:34:003505
-
В столице примут Экологическую стратегию города до 2030 года.13.03.2017 в 14:06:003123
-
Об этом сообщили эксперты Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» по итогам анализа проб а...02.12.2016 в 17:59:006322
-
Соответствующий акт получила сегодня общественная организация «Экологическая вахта Сахалина». ...02.11.2016 в 11:18:003414
-
92% жителей нашей планеты дышат загрязненным воздухом, - такие данные обнародовала во вторник Всемирная организаци...27.09.2016 в 14:04:003611
-
Воздух в Москве в целом соответствует норме....29.07.2016 в 13:52:003463