Новость общества

В экосистеме Керченского пролива могут произойти фундаментальные изменения

В экосистеме Керченского пролива могут произойти фундаментальные изменения

Фото © «Московская газета»

16.12.2024 в 19:54:00
742

Экологи Краснодарского края в беседе с «Московской газете» сравнили крушение танкеров в Керченском проливе с крупной экокатастрофой, произошедшей в этом же районе в 2007 году. Как рассказал изданию региональный эксперт Антон Чаблин, нефтезагрязнения на Кубани происходят регулярно, а глава региона Вениамин Кондратьев реагирует на них не слишком активно

15 декабря 2024 г. два танкера, принадлежащих пермской компании «Кама Шиппинг» и московской компании «Волготранснефть», потерпели крушение в Керченском проливе. Оба танкера везли около 9,2 тысяч тонн мазута. В июле 2024 они проходили проверку пригодности для перевозки опасных грузов.

«Оценить экологический ущерб от произошедшей катастрофы пока не представляется возможным, — рассказал «Московской газете» член экологической комиссии совета при губернаторе Краснодарского края по развитию гражданского общества и правам человека Евгений Витишко. — Но можно сказать, что это событие соизмеримо с экокатастрофой 2007 года, когда в Керченском проливе потерпели бедствие 8 крупных судов. Тогда в Керченский пролив попало более 2 тысяч тонн нефти, я лично участвовал в ликвидации последствий этой аварии (СМИ называли экокатастрофу в Керченском заливе 2007 года беспрецедентной по степени экологической опасности — прим. авт.). Теоретически, море способно восстанавливаться после таких загрязнений, но для животных и микроорганизмов это в любом случае огромный ущерб. На мой взгляд, последствия экокатастрофы 2007 года для биосферы и биологического разнообразия в регионе до сих пор не закончились, а теперь к ним присовокупились и последствия нынешней катастрофы. Уже в 2007 было понятно, что суда подобного класса не должны были заходить в залив при штормовой погоде. Но власти снова наступили на те же грабли. Больше всего пострадают береговые птицы в Азовском море и Керченском проливе в том числе краснокнижные: мазут тяжело растворяется, и основную его часть прибило к берегу. Ущерб для рыб и морских животных будет минимальным, но их питательная среда (планктон, микроорганизмы) пострадают сильно. Также пострадают перелётные птицы, пролетающие сейчас над этой территорией на юг, в сторону Турции. Всё это приведёт к фундаментальным изменениям в экосистеме Керченского пролива. Вероятно, для ликвидации последствий аварии в проливе установят донные заграждения, а на месте аварии будет рассыпан сорбент. Всё зависит ещё от того, удастся ли и насколько быстро поднять обломки затонувшего танкера. Мазут прибивается к берегу, его собирают вместе с водорослями. Это отходы 3-го класса опасности, на обычную свалку их отвозить нельзя. Предполагаю, утилизацией будут заниматься предприятия в Северском и, возможно, Темрюкском районе Краснодарского края».

«В 2007 году произошла совершенно аналогичная катастрофа, — подтвердил «Московской газете» природозащитник Дмитрий Шевченко. — Тот же тип аварии, когда плоскодонный и длинный танкер при сильном шторме на сильных волнах ломается под собственным весом. Тогда в Керченский пролив по самым скромным оценкам попало более 2 тыс. тонн нефти. В 2007 г. от загрязнения пострадал берег Таманского полуострова, загрязнение растянулось примерно на 100 километров по берегу, в меньшей степени досталось Крыму. Где-то мазут удалось собрать, а вот там, где к берегу подходила растительность, камыши и тростник впитали загрязнение, как губка. Сейчас, в 2024-м, один из танкеров надломился, а один выбросило на мель. Необходимо предпринимать меры по локализации загрязнения, устанавливать донные заграждения. Не представляю, как это сейчас будет осуществляться в условиях штормящего моря: мазут разнесло по морю, и сложно сказать, куда может растянуться загрязнение, возможно, в сторону Крыма, в сторону Анапы, в Азовское море, всё зависит от ветра и локальных течений. Мазут — тяжёлое вещество, в холодной воде он коагулирует, и то, что не выброшено на берег, в конечном счёте оседает на дно. Потом море выбрасывает этот осадок на берег, и происходит вторичное загрязнение. С мазутом очень сложно бороться. Сейчас всё зависит от того, будут ли приняты оперативные меры по откачиванию мазута из пострадавших танкеров. В целом, весь комплекс необходимых действий прописан в мерах по ликвидации нефтяных разливов, они хорошо отработаны: установка донных заграждений, откачка мазута, буксировка тонущего суда для ремонта или утилизации. Вопрос только в оперативности и качестве проведения этих работ».

Основные последствия будут, конечно, для черноморского побережья Краснодарского края, считает региональный эксперт, политолог, руководитель издания «Акценты», директор ЦПОГИ Антон Чаблин.

«А Краснодарский край является экологически уязвимым регионом, — сказал политолог в беседе с «Московской газетой». — Я напомню про предыдущие катастрофы, связанные с разливами нефти, у берегов Кубани. В августе 2021 года гигантское нефтяное пятно образовалось при разгрузке танкера в порту Новороссийск. В декабре 2022 года более 3 тонн мазута вылилось на берег и в Таманский залив, в апреле 2023 года разлив произошел в порту Новороссийска, в октябре 2024 года — близ Туапсе, на участке от Гизель-Дере до Южного. В августе 2021 года губернатор Краснодарского края на вертолете облетал побережье и не заметил нефтяное пятно. При этом Росприроднадзор в сентябре 2021 выявил загрязнение нефтепродуктами акватории Чёрного моря. От разливов нефти страдают курортные места в Анапе, Геленджике и даже в Сочи».

Читайте также: Что замутняет «туристическую жемчужину» Краснодарского края

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Керченский пролив, Кубань, Краснодар, экология
Поделиться
Похожие новости