Новость общества

Клинический психолог рассказал, поможет ли закон против буллинга искоренить травлю в детском коллективе

Клинический психолог рассказал, поможет ли закон против буллинга искоренить травлю в детском коллективе

Фото © «Московская газета»

13.10.2022 в 07:06:00
3714

В Госдуме началась разработка законопроекта о противодействии буллингу в школах. Об этом рассказала первый зампред комитета ГД по просвещению Яна Лантратова

О конкретных нормах будущего законопроекта пока известно немногое, однако тот факт, что его инициаторами стали представители сразу четырёх крупнейших фракций нижней палаты парламента, позволяет рассчитывать на активную работу над проектом документа и его будущее принятие.

Среди авторов инициативы значатся лидер «Справедливой России – За правду» Сергей Миронов, члены КПРФ Нина Останина и ЛДПР Ярослав Нилов, а также сразу несколько парламентариев от «Единой России», включая Сергея Неверова, Петра Толстого и экс-уполномоченного по правам ребёнка в РФ Анну Кузнецову.

Некоторые СМИ написали о том, что новая норма будет предполагать штрафные санкции в размере от 50 до 150 тысяч рублей в отношении должностных лиц образовательного учреждения за непринятие мер по предотвращению школьной травли или за ненадлежащее расследование произошедших инцидентов. Однако представляется, что главное в будущем законе не это.

Лантратова уточнила, что, среди прочего, в законе предлагается прописать юридическое определение травли, охватывающее все виды физического или психологического агрессивного поведения, а также понятие субъекта травли. Кроме того, планируется заложить законодательные основы программы по профилактике буллинга, что выглядит куда более необходимой мерой. Ведь лучше предотвращать значительную часть подобных случаев, чем потом искать и наказывать виновных. Наконец, ожидается принятие нормы о необходимости создавать специальные комиссии из сотрудников школы для разбирательства в случае выявления систематической травли кого-либо из учащихся.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что новый закон необходим для обеспечения безопасного доступа всех детей к образованию и уважения к личности каждого учащегося. Сейчас, по данным авторов инициативы, многие родители, сталкиваясь со случаями травли своих детей, предпочитают переводить их в другие школы, однако это сложно с организационной точки зрения и не решает саму проблему. Вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова добавила, что психологический климат в образовательном учреждении напрямую влияет как на освоение школьной программы, так и на развитие ребёнка в целом.

О необходимости совершенствования законодательства в данной области ещё в прошлом году говорила уполномоченный по правам ребёнка при президенте РФ Мария Львова-Белова. Она отмечала, что в ФЗ об образовании нужно ввести нормы, регламентирующие развитие в школах т.н. института медиации, механизма урегулирования конфликтов между несовершеннолетними на основе психологических технологий примирения. Львова-Белова привела результаты исследования ВЦИОМ, согласно которому 18% опрошенных в той или иной форме сталкивались со школьной травлей. Кроме того, детский омбудсмен указала, что в рамках комплексной программы по борьбе с травлей детям необходимо прививать навыки безопасного пользования интернетом, чтобы они могли избежать последствий кибербуллинга.

Стоит отметить, что определённые юридические механизмы защиты детей от агрессии со стороны окружающих существуют и сейчас. Коммерческий директор ГК «Европейская юридическая служба» Александр Хорошилов объяснял, что в РФ действует целый ряд статей административного и даже уголовного кодекса для наказания виновных в различных видах психологического и физического насилия. С 14 лет подростка могут наказать за побои или склонение к самоубийству. Также через суд можно возместить вред имуществу ребёнка, который был нанесён в процессе травли. Если участникам буллинга ещё нет четырнадцати, ответственность за их действия несут родители, которые могут понести наказание за ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребёнка. Свои механизмы существуют и для менее тяжёлых случаев, когда дело ещё не дошло до причинения физического вреда здоровью или имуществу школьника. Хорошилов напомнил, что по закону об образовании руководство школы обязано обеспечивать условия для безопасного обучения. Даже если травля выражается исключительно в психологических издевательствах, через департамент образования региона, прокуратуру или районную управу можно заставить директора, классного руководителя и психолога школы принять меры для прекращения буллинга.

Однако вся эта борьба требует, во-первых, наличие у родителей достаточного количества свободного времени, а во-вторых, юридической подкованности и знания всех этих законов. В этом смысле новый законопроект, который призван свести в единый комплекс все нормы по противодействию травле, может сыграть определённую позитивную роль. О том, что инициатива депутатов Госдумы является крайне полезной и даже необходимой, заявила заслуженный учитель России, руководитель Общественного совета по модернизации образования Людмила Павлюченкова. Она отметила, что, учитывая вопиющие случаи избиения до смерти или доведения подростков до самоубийства, государство должно усилить контроль за таким явлением, как буллинг, чтобы предотвращать наступление самых тяжких и непоправимых последствий.

При этом полностью искоренить травлю в детских коллективах, по мнению ряда экспертов, невозможно. Консультант благотворительной организации «Детская деревня SOS» Алина Чернова объясняет, что в любом коллективе может найтись зачинщик и ребёнок, психологически более склонный к поведению жертвы. Однако подобные конфликты можно достаточно быстро разрешать и, главное, не допускать их перерастания в коллективную и долгосрочную травлю. Для этого, по словам Черновой, у детей необходимо последовательно формировать негативное отношение к силовым решениям конфликтов. Если выстроить правильную психологическую работу в стенах школы, класс в целом просто не поддержит попытки одного из учащихся подвергнуть буллингу другого. Тогда случаи травли можно будет, конечно, не искоренить полностью, но свести к минимуму по масштабу последствий.

Поспособствует ли этому новый закон, пока сказать сложно. Депутат Госдумы от КПРФ Нина Останина также признала, что никакой закон не может искоренить травлю в принципе, однако первый шаг в правильном направлении необходим. Кроме того, дело не только в формулировках самого документа, но и в его исполнении. Психологическая работа с детьми не терпит формалистского подхода, который нередко наблюдается в отечественном образовании. Конечно, формальное создание комиссии по расследованию случаев травли и один классный час в году на тему недопустимости буллинга проблему не решит. Наконец, нужно наладить информирование родителей о плане действий на случай, если их ребёнок подвергся систематической травле. Однако в любом случае неплохо, что государство обратило внимание на эту застарелую проблему и задумалось над усилением контроля в данной сфере, причём не только в плане ответственности за нарушения, но и путём профилактики конфликтных ситуаций.

«Как показывает практика, в сложноорганизованных социальных системах чиновники нередко пытаются вводить наказание за то, что у них не получается регулировать на основе научного подхода – не хватает квалификации, времени или терпения», — считает клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский.

По словам эксперта, в контексте данного законопроекта необходимо помнить об особенностях психологии ребёнка: «С рождения и до младших классов школы всю информацию о себе, о мироустройстве, о правильном поведении и о том, что такое хорошо и плохо, дети получают фактически исключительно от родителей. С 8-10 лет ребёнок становится более зависимым от мнения коллектива сверстников, в котором он находится. До старших классов дети находятся преимущественно под этим влиянием и становятся всё менее восприимчивыми к мнению родителей и учителей. Лишь к студенческим годам ситуация постепенно выравнивается, и молодые люди начинают оценивать происходящее с учётом полученных в предыдущие годы знаний. Я боюсь, что запрет является наименее результативным инструментом исправления любой ситуации. Кроме того, угроза каких-то штрафов или моральной ответственности дополнительным грузом ложится на родителей, у которых и так существует работа и много других забот», — считает Валерий Ивановский.

Клинический психолог подчеркнул, что угроза наказания вряд ли позволит найти новые аргументы и подходы, с помощью которых родители смогут привить ребёнку правильное с точки зрения школы поведение, если они не смогли сделать этого раньше.

По мнению специалиста, акцент на наказании и штрафах не приведёт ни к чему хорошему, а может лишь усугубить ситуацию, ведь чрезмерное давление на ребёнка со стороны взрослых, подстёгиваемых новыми законами, может спровоцировать лишь отчуждение и противостояние.

«Во всём, что касается школы и воспитания подрастающего поколения, нет места каким-то экспериментам. Поскольку ценой ошибки здесь является жизнь человека. В этой сфере всё завязано на надлежащем функционировании государства, и любая наша ошибка умаляет возможности его будущего развития», — заключил Валерий Ивановский.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, валерий ивановский, буллинг
Поделиться
Похожие новости