Новость общества

«Мастер-класс» от Узбекистана: «Виза» на Запад для россиян по цене туристического тура

«Мастер-класс» от Узбекистана: «Виза» на Запад для россиян по цене туристического тура

коллаж «Московской газеты»

24.03.2022 в 13:38:00
3437

Россияне могут получить банковские карты Visa и Mastercard в Узбекистане в обход западных санкций: московская туристическая компания «Веди Тур», имеющая филиалы на Урале и в других регионах России, запустила для этого специальные туры в Узбекистан

«Московская газета» обсудила с экспертами данную инициативу, а также поведение стран Средней Азии относительно России и Запада в текущей международной ситуации.

«Наши узбекские партнеры предлагают встречу в аэропорту, трансфер до отеля, заселение в отель на две ночи, питание — завтрак, — рассказали журналисту издания в турфирме «Веди Тур». — На следующий день после прилета вас повезут в банк для оформления карты – процедура займет час, так как документы будут заранее подготовлены. Далее сопровождающие отвозят вас в отель, и на третий день — в аэропорт. Билеты на узбекские авиалинии вы покупаете самостоятельно. Проживание в отелях начинается от двух ночей. Размещение в самый экономичный одноместный номер в отеле – 28 тысяч. При двухместном размещении – 23 тысячи за человека. При бронировании выбираете отель и сообщаете, какую карту будете оформлять. Программа вступает в действие с 3 апреля».

Карты Visa и Mastercard россиянам будет выдавать «КапиталБанк» в Ташкенте, сообщили в турфирме. Названия принимающей компании в «Веди Тур» назвать «пока не смогли». Почему россиянам выгоднее пользоваться услугами турагентства (и его неизвестного партнера), плюсуя их стоимость к весьма подорожавшим авиабилетам в Узбекистан, а не оформлять получение банковской карты в Узбекистане самостоятельно, корреспонденту «Московской газеты» тоже не ответили.

«Молодцы узбеки, — прокомментировал изданию ситуацию эксперт по Центральной Азии и Ближнему Востоку, сотрудник Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. — Интересно, какое количество народа туда поедет. Кстати, если я не ошибаюсь, в тур включен еще и осмотр местных достопримечательностей. Будет ли это регулироваться местной властью, согласится ли она на продолжение таких туров — не знаю, но думаю, что согласится, несмотря на возможное недовольство Запада: дескать, они закрывают наши карты, а узбекский вариант все равно проходит. Ситуация показывает, как можно обойти если не всё, то многое. В общем-то, все ищут способ обойти санкции. А узбеки гордятся своей многовекторной политикой. Мы видим, как они делают бизнес, пользуясь любой ситуацией».

В данном случае Узбекистан пытается воспользоваться экономическими преимуществами ситуации: большое количество потенциальных туристов могут использовать возможности республики, чтобы сделать себе банковские карты, сказал «Московской газете» эксперт по Узбекистану, доцент кафедры международных отношений на постсоветском пространстве Константин Мещеряков:

«Не думаю, что это приведет к серьезному увеличению туристического потока и экономического сотрудничества, это краткосрочный вопрос конъюнктуры. Есть более широкие сферы взаимодействия Узбекистана с Россией, например, поставки сельхозпродукции в Россию. В Узбекистане существует специальная сельскохозяйственная программа, рассчитанная на конкретные российские регионы с их потребностями в сельхозпродукции в области авиастроения, транспорта, энергетики, сферы образования и культуры. Однако Ташкент действительно задействует все возможности, чтобы привлекать туристов, эта задача поставлена президентом страны Шавкатом Мирзиёевым».

Большая часть акций узбекского «КапиталБанка», который будет выдавать россиянам карты Visa и Mastercard, ранее принадлежала бизнесмену Алишеру Усманову. Не так давно он избавился от акций банка; В начале марта СМИ сообщили, что активы компании Алишера Усманова выведены из-под блокирующих западных санкций.

«Алишер — очень умный человек, не любит рисковать и всё, что делает, тщательно продумывает, — отметил Алексей Малашенко. — Я думаю, у него имеется информация о новых туристических направлениях из России в Узбекистан».

Возможно, в текущей экономической ситуации Запад будет пытаться реализовать свои интересы в Средней Азии?

«Думаю, речь идет о конкретных странах. Коллизии будут возникать, прежде всего, в отношениях с Казахстаном, — считает Алексей Малашенко. — 16 марта уже было большое выступление президента Токаева, намечаются и политические, и экономические реформы. В Казахстане, который тоже многовекторный, обсуждается идея, что кое-какие западные товары могут пойти через Турцию и Казахстан в Россию. Пока всё это только на словах. Но тут Запад может даже оказаться недовольным, что Казахстан «портит санкции». Токаеву будет непросто, придется лавировать и добиваться консенсуса. Многовекторность Казахстана обострится. Вторым интересующим Запад регионом может стать Узбекистан».

С 2001 по 2014 годы США и ряд стран НАТО, в первую очередь, Германия, стремились укрепить позиции в Центральной Азии, напомнил Константин Мещеряков.

«После событий 11 сентября 2001 года предпринимались очень активные попытки устроиться в регионе. Но по мере того, как усилия США что-то сделать в Центральной Азии становились безрезультатными, они вроде как стали терять интерес к данному региону. Но я думаю, это временное явление. Ещё с 19-го века ЦА — регион «большой игры». Сейчас здесь пересекаются долгосрочные интересы Российской Федерации, КНР, США и даже региональных игроков — Турции, Ирана, Индии, Японии и Южной Кореи. Запад в долгосрочной перспективе, я думаю, будет совершать попытки сюда вернуться под разными предлогами. Однако сам регион в этом смысле будет действовать осторожно: в рамках ОДКБ военное сотрудничество с другими государствами, не входящими в соглашение, возможно только с согласия всех членов ОДКБ.

Большинство стран ЦА уже прошли через сотрудничество с Западом. Для Киргизии это была «революция тюльпанов», для Узбекистана — андижанские события. Не вполне понятно, что произошло в Казахстане в начале этого года и не имеют ли к этому отношения западные страны. Но та форма сотрудничества, которую предлагают США, вызывает у местных режимов и населения стран региона протест», — отметил эксперт.

Как уже писала «Московская газета», в связи с санкциями, введенными после начала спецоперации РФ в Украине, ожидается значительное снижение притока трудовых мигрантов из Средней Азии в Россию. В этих условиях страны региона сменят приоритеты и станут налаживать сотрудничество с Западом?

«Различные экономические кризисы были и раньше: после каждого кризиса в течение пары лет наблюдается спад притока мигрантов. Потом люди адаптируются к новым реалиям, и спад компенсируется, — сказал Константин Мещеряков. — России будет необходимо импортозамещение в промышленности, сельском хозяйстве, для этого потребуется много рабочей силы. Я думаю, ситуация стабилизируется, Россию ожидает экономический рост, и приток трудовых мигрантов увеличится — даже в тех сферах, где их прежде было довольно мало», — считает эксперт.

Кардинальной смены приоритетов в ближайшие месяцы не предвидится, считает собеседник издания: «Да, денег в России трудовые мигранты будут получать меньше. Будут проблемы с осуществлением денежных переводов. Но куда они еще поедут, кроме России? Обратите внимание, какая длинная граница у Казахстана с Россией».

Страны Средней Азии будут продолжать в игру многовекторности, но всё-таки тяготеть к России, сказал «Московской газете» научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин.

«Базовые вводные по Узбекистану, Таджикистану: посмотрите, какую долю в их ВВП составляют переводы от трудовых мигрантов, работающих в России. Больше 30%. Ехать трудовым мигрантам больше особо некуда. Да, будет сокращение платежей, будет меньше денег, но объективная реальность такова, какова есть. Все бы хотели оставаться нейтральными и сохранять позицию многовекторности, но Запад старается максимально осложнить такую жизнь. Давление растет, но с точки зрения инвестиций, экономики куда-то деться от России этим странам сложно.

Запад не готов обеспечивать безопасность ЦА, как показал пример Афганистана, не готов приходить с серьезными инвестициями. В 90-х туда пришли крупные нефтегазовые компании — и всё. Страны ЦА предпочитают играть на нейтральной стороне, чтобы на Западе их не могли ни в чем обвинить, но против России пойдут навряд ли», — подчеркнул Станислав Притчин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
узбекистан, Visa, Mastercard, банковские карты
Поделиться
Похожие новости