Психолог Ивановский рассказал, почему люди хотят слушать музыку и о ее роли в жизни человека
«Прежде всего хотелось бы отметить, что человек своей жизнедеятельностью, своим взаимодействием с окружающим миром, усложняя его, создавая огромное количество вещей и явлений, которых до человека в природе не существовало, создает одновременно потребность в этих вещах и те требования, которые мы к ним предъявляем. В этом плане музыка не является исключением. Ведь музыка как явление возможно только в мире людей. И за пределами человеческого уха она не существует. С одной стороны, человеческая деятельность, которая приводит к усложнению слуха, явилась во-многом причиной создания музыки. Потому что именно фонематический слух, необходимость которого возникла после того, как человек в своей жизнедеятельности стал использовать речь, привела к тому, что, в отличие от других животных, человек способен различать огромное количество звуковых характеристик, которые недоступны другим живым организмам. С другой стороны, музыка, как эстетическая категория, как категория искусства, подразумевает под собой такие понятия, как «красота», «гармония», «ритм» — опять же вещи, которые создаются человеком в рамках его социальной эволюции. Ведь если говорить о природе, то изначально в ней не существует музыки, в ней не существует гармонии именно в том смысле, который придает этому человек. Потому что природа – это всегда ежесекундное невероятное изменение, видоизменение форм и содержания. И в этой связи естественное, свойственное природе качество, это отличие. Потому что каждую секунду материя видоизменяется и отличается от себя секунду назад. А гармония предполагает симметрию, соразмерность и похожесть, похожесть в смысле равенства. Ведь гармония музыки и ритма во многом в том числе заключается в соразмерном повторении одних и тех же ритмов, одних и тех же музыкальных звучаний», — рассуждает Валерий Ивановский.
«В этой связи музыка — это отражение человеческого в человеке, отражение всей его совокупной культуры, отражение его знаний о мире, основанное на его философско-научных представлениях. На высшем этапе за образец мы принимаем музыку классическую», — продолжает психолог.
По мнению эксперта, классическая музыка является невероятно сложным произведением, поскольку в ней участвует большое количество ударных, струнных, духовых и других инструментов, и нужно большое мастерство, чтобы увязать эти звуки в единую мелодию и проявить её глубинный смысл. Как и любое искусство, музыка является отражением взгляда творца на мир.
«Но этот взгляд, в данном случае музыканта, например, композитора, он сочетает в себе, с одной стороны, глубину понимания того, что он видит, а с другой стороны, определенные навыки и умения, которые предполагают занятие той или иной сферой искусства. Ведь в музыке, в живописи, в танцах есть определенные каноны или определенные требования, которые должен выполнить человек, прежде чем он сможет называться профессионалом в той или иной сфере. Для того, чтобы стать художником, актёром или музыкантом, необходимо достаточно долго учиться. Необходимо приобрести определённый набор умений и навыков, чтобы играть музыку или писать картины. А потом уже требуется недюжинное глубокое проникновение в реальность, чтобы ее каким-то индивидуальным образом отразить, преломить, подчеркнуть, выразить к ней свое отношение. Получается, что воспринимать и наслаждаться классической музыкой способны только люди, которые имеют весьма развитый, сложный, глубокий взгляд на мир. Это предполагает и недюжинный интеллект, и хорошее образование, и богатый жизненный опыт», — объясняет Валерий Ивановский.
Говоря о роке, клинический психолог заметил, что эта музыка находится на порядок ниже, поскольку ей свойственны более простые ритмика и исполнения. А рэп представляет собой наиболее простое, незамутнённое отражение мира, подобное фотографии:
«Они поют о достаточно простых вещах, о том, как трудно, например, молодому, делающему первые шаги в жизни человеку, без поддержки, без достаточных знаний о мире, в достаточно сложных условиях. Получается, что рэперами могут быть многие, рокерами уже меньше, а, допустим, быть классическими музыкантами — достаточно небольшое количество людей. Потому что к ним предъявляются большие требования, в том числе в плане их музыкального образования. Это и владение инструментом, и умение играть в коллективе. Поэтому музыка сама по себе – это степень и глубина проникновения человека в этот мир, и это умение видеть в изменчивости мира, в его постоянном видоизменении, в его противоречивости некие повторяющиеся гармоничные явления, умение эту гармонию вычленить из множества шумов, которые нас окружают, умение определенным образом эту гармонию сопрягать и испытывать от этого наслаждение. Ведь музыка всегда не просто музыка, это и выражение автора, и отражение каких-то событий внешнего мира. Потому что большинство произведений так или иначе относят нас к каким-то природным явлениям, например, временам года, историческим событиям, состояниям погоды и так далее. Такие драмы, как, например, «Борис Годунов», отражают целый период в развитии государства. То есть это не просто гармония, это не просто ритм, это именно преломление каких-то явлений природы или человеческой жизни через индивидуальное видение автора, в основе которого лежит мастерство или профессионализм, связанный с тем, что к передающему своё видение мира музыканту предъявляются определённые требования по умениям и навыкам», — говорит специалист.
Валерий Ивановский ответил и на вопрос о том, откуда берутся меломаны, которые способны слушать вообще почти всё, что угодно:
«Когда мы говорим о том, что мы живем в этом мире, мы живем одновременно во всех его пересекающихся реальностях и проявлениях. Мы, во-первых, живём на планете Земля, во-вторых, мы живем в определенной стране, в определенном городе и ходим на определенную работу. Я имею в виду, что жизнь включает в себя множество социальных ролей, параметров и проявлений. И поэтому, если человек может слушать всё, это не говорит о том, что он какой-то особенный, всеядный. Все люди могут слушать всё, только они, в зависимости от глубины своего понимания жизни, могут вкладывать в это слушание совершенно разные эмоции, разное понимание и разные смыслы. С другой стороны, меломаны – это люди, которые, имея на это свои причины, свои мотивы, на каком-то этапе своей жизни считают, что музыка наибольшим образом соответствует их жизни или отражает их внутренний мир, внутренние переживания. Поэтому они посвящают этому достаточно много времени и делают это своим главным хобби».
«Изначально, когда мы говорим о ритмике, она созвучна с какими-то глубинными свойствами человека. С чего начинается музыка – ритм и барабаны. Ведь самые простые аналогии – это биение сердца, биение пульса. Первое постижение музыки идет из человеческой физиологии: когда стучит сердце, когда бьется пульс. Потом на это накладываются другие ритмические отправления человеческого организма: это дыхание, вздымание и опускание грудной клетки с определенной периодичностью. Поэтому, вероятно, человек когда-то уловил это, и оно явилось отправной точкой. Именно поэтому барабан всегда является как бы основой ритма. Под барабан можно упорядочить любые внешние движения, а с другой стороны увеличить или уменьшить количество сердцебиений», — рассказал основатель академии «ТРИЭТТА».
Почему музыка? Потому что она в наиболее чистом виде отражает сердцевину жизни, которая связана с волной: и с электромагнитной волной, и со звуковой волной, — говорит клинический психолог.
Давно замечено, что звуковые волны способны влиять на физическое и психологическое состояние человека. Так, высокочастотный инфразвук может вызывать чувство беспричинного беспокойства и страха, а у некоторых людей и физическое недомогание, например, головную боль и учащённое сердцебиение. Маломощный инфразвук генерируют и некоторые музыкальные инструменты, такие как бас-гитара, барабан или орган. Поэтому у людей, восприимчивых к такому воздействию, на концертах с участием таких инструментов может ухудшаться самочувствие. Низкочастотный ультразвук, наоборот, пытаются использовать для более быстрого лечения, в частности, для уничтожения болезнетворных бактерий и ускорения сращивания сломанных костей.
«Сам звук как отражение определенного звучания и, допустим, солнечный свет, который является основой жизни, как электромагнитная волна, соприкасаются с теорией суперструн, которые выводят движение основой всей жизни. Ритмическая волна как раз и является символом этого ритмического постоянного движения, которое образует жизнь. И в том плане, что жизнь – это движение, и в том плане, что движение, например, субатомных частиц в квантовой механике, допустим, электрона вокруг ядра. И дальше движение уже на более высоком уровне, фотона света, который одновременно является переходной формой между веществом, то есть материей и энергией. И дальше уже электромагнитная волна, как электрическое явление, и звуковая волна, как способ существования, и способ явления себя во внешний мир, где звуковая волна – это передающаяся информация о том, что некое физическое тело колеблется. Это информация, во-первых, о том, что оно есть, во-вторых, о том, что оно связано с другими телами. Своими эманациями оно и проявляет себя во внешний мир и одновременно воздействует на предметы внешнего мира», — заключил Валерий Ивановский.
-
Также эксперт объяснил, почему возникает созависимость06.02.2021 в 15:13:007020
-
Эксперт объяснил, почему работа на стыке психологии и спорта дает хорошие результаты31.12.2020 в 14:40:003278
-
По мнению эксперта, это обусловлено особенностями функционирования нашего мозга29.12.2020 в 17:24:002867
-
Также эксперт рассказал, как его избежать07.10.2020 в 22:02:0013859
-
И посоветовал, как свести к минимуму извечный конфликт «отцов» и «детей»11.09.2020 в 17:57:0083247
-
Поработав над собой, можно встретить кризисы во всеоружии28.07.2020 в 16:21:004080