Новость общества

Психолог Ивановский рассказал, зачем люди наносят татуировки и почему их могут не брать на работу

Психолог Ивановский рассказал, зачем люди наносят татуировки и почему их могут не брать на работу

Фото © «Московская газета»

12.02.2024 в 22:19:00
2403

Каждый десятый работодатель хотя бы раз отказывал в приёме на работу человека из-за наличия у него татуировок. Такие данные приводит сервис SuperJob, основываясь на результатах собственного опроса. Хотя в сравнении с прошлыми годами процент отказов постепенно снижается, цифры всё ещё остаются заметными. При этом в целом 26% россиян относятся к татуировкам положительно, 42% — отрицательно, а около трети респондентов не определились со своим отношением к этому явлению. Ранее социологи из ВЦИОМ также выяснили, что 27% жителей России не поддерживают или осуждают тех, кто сделал себе татуировку, 58% относятся к таким людям нейтрально, а ещё 15% понимают и поддерживают их решение. Порой татуировки даже влияют даже на судебные решения о том, с кем из родителей останутся жить дети после развода. И решения выносятся не в пользу носителя рисунков на теле. О том, чем обусловлена тяга некоторых людей к нанесению татуировок, почему их не останавливают даже возможные жизненные трудности и как объяснить стремление после первой делать всё новые и новые татуировки, «Московская газета» побеседовала с клиническим психологом, основателем академии «ТРИЭТТА» Валерием Ивановским

«С точки зрения психологии представляется вероятным, что желание наносить на тело татуировки и сам феномен татуирования своего тела связан с желанием обладать какими-то качествами, которые помогут удовлетворить свои потребности. Основным свойством живой материи является её химическая связь с внешней средой. То есть для того, чтобы жить мы вынуждены постоянно брать из природы необходимое вещество и энергию, тем самым продлевая цикл жизни. Чтобы это вещество потреблять, чтобы иметь возможность его достигнуть и ассимилировать организм должен обладать определенными качествами — как физиологическими в виде определенной силы, ловкости, так и психологическими в виде определенных навыков и умений. В надлежащем сочетании физических и психологических возможностей шанс на то, что мы те или иные предметы из окружающей среды добудем, значительно увеличивается. В идеале человек в случае возникновения какой-то нужды, потребности при помощи социальных навыков и умений всегда более-менее точно знает, что ему нужно и каким образом этого достичь. Но, к сожалению, в реальности уровень приобретенных компетенций зачастую бывает недостаточен для того, чтобы результативно достигать желаемого, в этом случае у человека формируется неверие в собственные силы», — рассуждает Валерий Ивановский.

«Мы можем констатировать, что достаточно часто татуировка является внешним сигнализатором того, что у человека имеется дефицит уверенности в себе, дефицит уверенности в том, что он справится надлежащим образом с возникшими неблагоприятными условиями. Это можно проследить и в более обыденных ситуациях, когда, например, девушки наносят макияж. Таким образом они пытаются приукрасить себя, сделать несколько лучше, чем есть на самом деле – то есть восполнить, по их мнению, дефицит какой-то притягательности. И если человек готов навсегда наносить на тело какие-то знаки, какие-то изображения, а ведь татуировка как рисунок всегда символична, это какая-то зашифрованная символика, которая несет в себе энергетический потенциал, которого так не хватает человеку. Это говорит о том, что этого энергетического потенциала человеку не хватает перманентно. Поэтому татуировки в определенных ситуациях могут носить характер симптома, психической нужды и одновременно определенной манифестации в том, что человеку необходимо компенсировать недостаток положительных эмоций, веры в себя», — объяснил психолог.

Валерий Ивановский добавил, что для повышения самооценки и уверенности в себе человек зачастую готов использовать любые способы, даже если понимает, что они могут приводить к определённым неудобствам и жизненным сложностям. В случае с татуировками речь может идти об отказе в приёме на какую-то работу или размолвках с близкими. Однако люди воспринимают тату, в том числе как одну из копинг-стратегий для избавления от психологического дискомфорта.

«Мы достаточно часто это видим на примере невроза, когда человек ценой одного страдания пытается избавиться от страдания, по его мнению, гораздо большего. Поэтому очень часто человек, даже понимая, что кем-то это может быть воспринято негативно, тем не менее наносит татуировки для того, чтобы избавиться от гораздо более глубокого страдания, связанного с тем, что он не может принять свой внутренний образ», — говорит Валерий Ивановский.

Тот факт, что молодёжь гораздо чаще решает сделать себе татуировку, чем люди более взрослого возраста, психолог объясняет тем, что при переходе во взрослую жизнь молодежь подвергается гораздо большему стрессу, потому что происходит очень болезненное осознание того, что их внутреннее представление о себе расходится с их внешней продуктивностью.

«Получается, что одного их юношеского максимализма, одного их желания мыслить в каких-то крайних категориях, доходя до дозволенных границ, их смелости очень часто бывает недостаточно, чтобы быть продуктивными в жизни и получать результат, которого ждет от них общество. Потому что общество ждет от человека не самовыражение ради самовыражения, а результата. Общество ждет от человека какой-то продуктивной деятельности. Причем, когда мы говорим о продуктивной деятельности, она должна быть направлена на то, чтобы сделать общество лучше, сильнее, более сложным, более дифференцированным, более счастливым. И когда человек вносит такой социальный вклад, это всё одновременно обогащает и самого человека. Когда же человек пытается обратить внимание на себя, заявить всему миру, что «я есть», и при этом не предлагает каких-то результатов этой манифестации, это часто сопряжено с тем, что общество начинает давить на человека для того, чтобы привести его поведение в соответствии со своими требованиями. И оказывается, что у молодых людей пока еще очень мало практических навыков, знаний и умений для того, чтобы быть продуктивными, чтобы уравновешивать себя с обществом не только манифестированием, но и продуктом, чтобы определить себя в своей социально значимой деятельности. И через какое-то время молодые люди начинают страдать от этого расхождения между представлением о себе и объективно достаточно малой продуктивностью, поэтому они ощущают неуверенность в себе. Они чувствуют недостаток опыта, знаний и умений и пытаются всё это компенсировать путем привлечения какой-то внешней энергии, например, тем, что они наносят себе татуировки, таким образом пытаясь стать сильнее, повысить энергопотенциал своей личности. Но секрет заключается в том, что для того, чтобы стать более продуктивным человек должен стать более опытным. А для того, чтобы он стал более опытным ему необходимо единство обучения и практики. То есть он постоянно должен получать новые знания об окружающем мире, о себе, о способах и подходах к той или иной деятельности, о том, каким образом сделать ее наиболее результативной и потом все эти знания применять на практике. И когда общество будет видеть, каким образом человек опредмечивает себя в труде, по этому результату оно будет так или иначе относиться к нему как к человеку уважаемому, достойному или как к человеку неуважаемому, недостойному. И человек, глядя в оценки общества, как в зеркало, будет понимать о себе: достоин он или не достоин, уважаем он или не уважаем. Общество, даже если не может это сформулировать явно, имплицитно чувствует, что татуировки — это попытка получить результат без вложения усилий. Потому что для того, чтобы быть сильным, человек должен тренироваться, неважно, о чем мы говорим: о силе физической или силе интеллектуальной, она всегда является результатом определенного рода затрат энергии. Когда человек пытается миновать эту стадию и наносит на тело какие-то татуировки, которые должны подчеркивать его силу, то общество чувствует несправедливость такого подхода. Тем самым нарушается базовый вселенский закон о том, что сила действия равна силе противодействия. Или что энергия постоянна и не берется ниоткуда, и не исчезает никуда. И отсюда, как видно из опросов, порядка половины населения негативно относятся к татуированию. А дальше к этому добавляются вопросы этики, эстетики, определенных обычаев, культурных кодов и так далее», — резюмировал психолог.

Однако основатель академии «ТРИЭТТА» добавил, что бывают и случаи, когда нанесение татуировок является оправданным и даже единственным способом скрыть какие-то явные дефекты кожи или шрамы, оставшиеся после травм или операций.

«Я могу только предположить, почему некоторые работодатели предпочитают брать или не брать на работу человека с татуировками. Но мы только что говорили, что, исходя из результатов опросов, порядка половины населения относится отрицательно к татуировкам. Среди этой половины населения вполне могут быть и работодатели. То есть им это может не нравиться субъективно. С другой стороны, работодатель может думать, что если половине населения не нравятся татуировки, то в случае, если он берет такого человека, например, менеджером по продажам, получается, что теоретически каждый второй потенциальный клиент, сталкиваясь с носителем татуировок, может негативно относиться в том числе и к той услуге, которую пытается ему оказать человек с татуировкой. То есть это попытка защитить свой бизнес и, с другой стороны, защитить эмоции клиента. Кроме того, работодатель может думать примерно в створе психологизма, понимая, что, если человек наносит татуировки, это говорит о том, что у него есть проблемы с самоидентификацией, которые он решает не путем наращивания энергии, силы и знаний, а идет наиболее легким путем, магическим, пытаясь наносить на себя какие-то визуальные заклинания, тем самым увеличить свой энергопотенциал. Это в некоторых случаях говорит о достаточно неэффективных копинг-стратегиях человека. Неэффективных, потому что в условиях, когда около половины общества к этим практикам относятся негативно, пытаться продолжать это делать — значит как минимум настраивать против себя гипотетическую половину тех, с кем он будет соприкасаться. Не стоит забывать, что человек проводит свою жизнь среди других людей, и другие люди для него являются той средой, из которой он черпает всё необходимое вещество и энергию для своей жизни, что другие люди являются для него как орудиями удовлетворения своих потребностей, так и помощниками, с которыми ему предстоит удовлетворять совместные потребности, так иногда и конкурентами, которые будут с ним конкурировать за удовлетворение той или иной потребности. И когда он наносит на себя татуировки, он дает своим конкурентам определенные преимущества. Всё это говорит о том, что человек достаточно неэффективно подходит к тому, каким образом ему проживать жизнь. И именно это может в конечном счете склонять работодателя принимать отрицательные решения в отношении таких людей», — заключил Валерий Ивановский.

На вопрос о том, принял бы психолог к себе на работу татуированного человека, Валерий Ивановский ответил: «Однозначно да».

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
психолог, Валерий Ивановский, татуировки
Поделиться
Похожие новости