Регионы столкнулись с проблемой уборки снега
В российских регионах для борьбы с гололёдом используют разные типы противогололёдных материалов (ПГМ), но наиболее распространены химические реагенты, такие как хлорид натрия (техническая соль) и хлорид кальция, рассказал «Московской газете» эксперт направления «Народный фронт. Аналитика», координатор движения «Синие ведёрки», руководитель рабочей группы НФ «Защита прав автомобилистов» Пётр Шкуматов
«Эти реагенты эффективно плавят лёд даже при низких температурах (наверняка многие видели лужи при -15 градусов), но имеют и значительные недостатки: вызывают коррозию металла, повреждают асфальт (прежде всего, битум) и загрязняют окружающую среду. Также применяются фрикционные материалы, например, песок, гравий и шлак. Эти вещества не плавят лёд, а повышают сцепление с поверхностью, однако после их применения улицы грязные, также может засоряться ливневая канализация. Дополнительно используются комбинированные реагенты, которые объединяют свойства химических и фрикционных материалов, но их применение несёт те же риски», — сказал эксперт.
Противогололёдные материалы по-разному влияют на объекты, отметил собеседник издания:
«Химические реагенты, особенно на основе солей, оставляют белые разводы и повреждают обувь, в частности, кожаную. Для автомобилей такие реагенты представляют опасность в виде коррозии открытых металлических частей и повреждения лакокрасочного покрытия. Домашние животные также страдают: контакт их лап с реагентами может вызывать раздражение кожи и даже ожоги. Фрикционные материалы значительно меньше вредят обуви и лапам животных, но загрязняют улицы и ухудшают эстетику городской среды».
По словам Петра Шкуматова, вред ПГМ для окружающей среды довольно большой.
«Соли из химических реагентов засаливают почву, нарушая её плодородие, загрязняют реки и водоёмы, что негативно влияет на экосистемы. Абразивные вещества, попадая в ливневую канализацию, засоряют её, создавая инфраструктурные проблемы. Но не использовать противогололедные материалы невозможно — это приведет к большому количеству ДТП и несчастных случаев. Поэтому к выбору типа ПГМ и, главное, к дозировке нужно подходить строго научно для минимизации ущерба имуществу и окружающей среде. Наилучший результат показывают автоматические роботизированные машины для обработки поверхностей, которые в режиме реального времени рассчитывают дозировку ПГМ и не превышают её», — заключил координатор «Синих ведёрок».
О том, как использование противогололёдных материалов в России связано с проблемами уборки дорог и улиц от снега и озеленения территории, рассказала «Московской газете» эксперт Народного фронта Светлана Калинина:
«Когда строятся дороги, регионы стараются построить прежде всего дорожное полотно, и как можно больше, чтобы отчитаться за использование федеральных средств, но при этом практически никто не планирует для увеличенных объёмов дорог строительство зелёных зон, парков, скверов, покупку снегоуборочной техники, обустройство нормальной ливневой канализации, работу механизмов по уходу за дорогами и уборке снега.
Снегоплавильни используются в основном в Москве. Обычно снег убирают на бровку дороги, либо в овраги на сельскохозяйственных полях. В ответ на мои вопросы по этой ситуации муниципалитеты каждый год отвечают, что снега выпало очень много, что снег некуда вывозить, что денег на это не запланировано, техники для уборки снега в нужном количестве нет. Поэтому все делают ставку на то, что снег просто растает. И он тает, а вода с загрязнениями течёт по асфальту, как по желобам, в подводные речушки и в большие реки. Иногда бывает хуже: топит жилые дома. Например, когда в Воронежской области талые воды стали заливать частные дома. Это было в 2018 году. С тех пор проблема уборки снега и стока вод никуда не делась. В 2021 в Воронежской области была ситуация с прорывом канализационного коллектора и затоплением домов, в которой свою роль сыграли и дожди, размывшие грунт. Тогда в регионе был объявлен режим ЧС. В 2023 в Воронежской области талые воды, перемешанные, возможно, с канализационными и промышленными стоками, затопили село Новомарковка. С тех пор проблема уборки снега и стока вод никуда не делась. А с природой шутки плохи. По моему опыту, есть только три региона, где решение этих вопросов планируют заранее. Во-первых, Тюмень, где планируют на несколько лет вперёд, где будут дороги и как с них убирать снег. В Свердловской области начали об этом думать. И сейчас о ливневых канализациях задумывается Курганская область. В этих регионах происходит конкретный диалог органов власти с надзорными органами. В других субъектах я этого диалога пока не услышала».
Что касается использования реагентов для уборки снега, это дорогие средства, обычно регионы закупают песок с солью, рассказала эксперт Народного фронта.
«Соль разъедает почву так, что гибнут корни растений, и уничтожает насаждения, а сейчас это в основном дорогие рулонные газоны. Их приходится высаживать снова и снова и выделять на это деньги. Не известно, какой вред почве при отсутствии нормальной ливневой канализации могли бы приносить реагенты для таяния снега», — заключила Светлана Калинина.
По открытым данным из Единой информационной системы (ЕИС) в рамках 44-ФЗ закупать реагенты и рассыпать их начали 55 регионов России, рассказали «Московской газете» эксперты РТС-Тендер:
«На 24 ноября в ЕИС размещено 566 процедур (заказов), начальная максимальная цена которых (НМЦ) более 3,2 млрд рублей. 50 регионов уже начали заключать контракты, 5 – еще в процессе закупки. Всего на сегодня заключено 390 контрактов почти на 2,3 млрд рублей. Лидером ожидаемо является Москва, где заключено 75 контрактов на почти на 300 млн рублей, на втором и третьем местах – Пермский край (7 контрактов на 294 млн рублей) и Нижегородская область (10 контрактов на 254,8 млн рублей). На четвертом месте Свердловская область (22 контракта на 238,6 млн рублей), замыкает пятерку Санкт-Петербург (78 контрактов на 204,3 млн рублей). Московская область в этом списке на 10 месте, на сегодня регион заключил 38 контрактов на 59,2 млн рублей. Контракты на противогололедные работы заключают и южные регионы, в т.ч. Крым, Краснодарский и Ставропольский края».
-
Администрация Москвы объявила тендер на проектирование и строительство улично-дорожной сети в Административно-деловом це...29.09.2020 в 16:28:002833
-
Большинство дорог в российских регионах не соответствует установленным требованиям. К таким выводам в ходе проверок приш...11.02.2020 в 21:46:003962
-
Темпы и объемы строительства дорожных объектов и дальше снижаться не будут, уверяют в столичном департаменте строительст...25.10.2018 в 11:56:002769
-
На сегодняшний день план по ремонту асфальта в Москве в 2018 году выполнен более, чем на половину.28.07.2018 в 20:01:003821
-
Проектом предусмотрено сужение ширины полос на всех российских дорогах.07.05.2018 в 11:39:003292
-
До 2035 года в Новой Москве построят более 700 километров дорог.02.04.2017 в 11:19:004186