Состояние дамб в регионах вызывает у специалистов тревогу
«Московская газета» продолжает тему угрозы наводнения в Санкт-Петербурге и в других регионах России в связи с изменением климата и состоянием гидротехнических сооружений. Как рассказали изданию в Политехническом институте им. Петра Великого, конструкции дамбы в Санкт-Петербурге работают на пределе возможностей, это также может касаться множества защитных сооружений в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах
30 ноября в Санкт-Петербурге закрывали затворы комплекса защитных сооружений от наводнений, но угроза наводнения миновала.
«Мы предвидели возможность возникновения наводненческих ситуаций к концу 2024 в Санкт-Петербурге, — рассказала «Московской газете» директор Высшей школы Гидротехнического и энергетического строительства Политехнического университета им. Петра Великого (Санкт-Петербург) Галина Козинец. —
Наводненческая ситуация — это когда приходится закрывать затворы в дамбах, в комплексах защитных сооружений. Такая ситуация периодически возникает, особенно осенью. Возникла она и в этом году. Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга рассчитан на нагонную волну (образуемую ветром — прим. авт.), которая идёт со стороны Финского залива, разгоняется на мелководье и нагнетает воду в Санкт-Петербург. Поэтому, когда затворы закрыты, эта волна преграждается затворами и дамбой. Ситуация в этом году не вышла из-под контроля, но всё равно была неприятной. Она могла разрешиться и другим, более худшим образом. Потому что затворы дамбы, особенно самый большой затвор, затвор судопропускного отверстия, работают на пределе нагрузки, рассчитанной в проекте дамбы, и даже за этим пределом. Надёжность работы основного затвора нужно обосновывать заново. Регламенты его функционирования тоже нужно пересматривать, потому что длительное влияние нагрузки водных масс на опорные шарниры пропускного отверстия может привести к тому, что их прочность будет исчерпана. Сейчас нагрузки возросли, но так и не было проведено научного обоснования изменения регламента работы затворов дамбы, чтобы снизить эти нагрузки. Потому что денег на научное исследование до сих пор не выделено. Сотрудники дамбы закрывают и открывают её на свой страх и риск, поскольку прекрасно понимают всё, о чём я вам рассказала. В этот раз нам повезло, потому что сильный ветер, нагонявший волну, дул только сутки. А что было бы, если бы он дул 2-3 суток? Кстати говоря, сейчас к нам обратились власти Оренбургской области за обоснованием причин аварии на дамбе в Орске и экспертным заключением. Следующим этапом, я думаю, будет наше проектирование работ по реконструкции дамбы в Орске. Но, к сожалению, в современной российской практике обычно принято выделять деньги на такие работы только тогда, когда что что-то случится».
Многие дамбы 3-4 класса в России потенциально опасны, отметила Галина Козинец:
«В Якутии, на Дальнем Востоке, например, в Хабаровском крае, — отметила собеседница издания. — Многие из этим дамб спроектированы и построены очень давно, а климат и водные нагрузки изменились, либо построены непонятными организациями, проводившими работы сомнительного качества. Опасность прорыва таких дамб очень велика. Класс дамбы определяется по степени опасности наводнения, от которого она защищает. Дамба в Орске должна защищать от наводнения город, но почему-то относится к 3-4 классу, а должна бы относиться ко 2-му. По-хорошему говоря, многим дамбам 3-4 класса нужно давать 2-й класс, но тогда за их состоянием нужно будет следить гораздо внимательнее».
В Санкт-Петербурге дамба несколько раз спасала город от наводнения, её роль на 100% позитивна, сказал в беседе с журналистом «Московской газете» научный руководитель Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян:
«В Питере специфические наводнения, нагонные. Такие бывают в Ростовской области, в устье Дона, в различных городах Азовско-Черноморского бассейна. На Севере и в Сибири специфика другая. На Дальнем Востоке — муссонный климат, мощные паводки, но зимой их не бывает, только летом и осень. Рекордное наводнение было в 2013 году на Амуре. Изменение климата, конечно, влияет в ряду других факторов на тяжесть наводнений. Но наводнения нагорных рек, как в Крымске в 2010 году, могут случиться всегда. На юге ливни бывают и в январе, и в декабре. При таянии снега возможно половодье почти на любой реке, где есть снегозапас. Но также влияют режим таяния снега и рельеф местности. В Крымске за одну ночь выпало очень много осадков, но там горная река Адагум впадает в Кубань, у которой верхушка — горная, а низовья — равнинные. В Новороссийске тогда выпало осадков больше, чем в Крымске, но, поскольку Новороссийск находится на равнине, всё спокойно растеклось. А у горных рек заполняется пойма. В пойме реки Адагум понастроили домов, чего делать ни в коем случае нельзя. К тому же, мосты в том районе тоже выполнили роль плотин, потому что их межопорные пространства были забиты вырванными потоком деревьями и мусором, что только усугубило ситуацию», — рассказал Виктор Данилов-Данильян.
Состояние дамб 3-4 класса в регионах России действительно вызывает тревогу, подтвердил научный руководитель Института водных проблем.
«Весеннее половодье 2024 это показало. В Орске не случилось бы ничего страшного, если бы дамба была в порядке. За состоянием дамб должна непрерывно следить специальная служба. Росгидромет предупреждал об угрозе наводнения в Орске за месяц, но никто не обратил на это внимания. Теперь наводнения будут чаще и сильнее, это одно из следствий потепления климата. Если раньше раз в 200 лет, то теперь раз в 30. К этому надо быть готовыми. Что касается состояния дамб и защитных сооружений, при обнаружении халатности, неисправности, которая должна была быть устранена и не была устранена, нужно вводить уголовную ответственность. И нужно, чтобы этот механизм действовал до того, как случится беда, а не после. Также есть технические характеристики защитных сооружений, которые должны соответствовать нормам. Нужно, чтобы конструкции выдерживали напор воды, на который они рассчитывались. А там, где наводнения могут быть более сильными, дамбы нужно капитально реконструировать, достраивать, укреплять. Теперь есть современные приборы, реагирующие на всевозможную сейсмику, они должны контролировать состояние каждого солидного сооружения, чтобы при обнаружении тревожных сигналов немедленно принимались меры», — заключил Виктор Данилов-Данильян.
-
На сегодняшний день план по ремонту асфальта в Москве в 2018 году выполнен более, чем на половину.28.07.2018 в 20:01:003828
-
Одно из знаковых мест столицы, Нагатинскую набережную Москвы-реки, ждёт капитальный ремонт, на который столичные власти ...04.09.2017 в 12:52:002852
-
С начала нынешнего года сотрудники ГУП «Мосгортранса» 50 тысяч раз ремонтировали столичные остановки наземно...24.08.2017 в 19:27:002637
-
Столичные власти планируют открыть такие салоны в каждом округе.03.08.2017 в 13:04:002898
-
Большой Каменный мост ждет капитальный ремонт, которому будут предшествовать проектно-изыскательские работы.19.07.2017 в 14:20:003216
-
С 5 июля начнутся ремонтные работы эскалаторов, расположенных в переходах станций «Таганская» – ...05.07.2017 в 10:04:003420