Новость политики

Какие проблемы стоят перед губернатором из «пула Собянина» в нефтегазовом регионе

Какие проблемы стоят перед губернатором из «пула Собянина» в нефтегазовом регионе

ВК/ Александр Моор

17.05.2023 в 15:04:00
3728

Позиции губернатора Тюменской области не вызывают сомнений у экспертов «Московской газеты». Однако, проблемы в богатом регионе есть, в том числе, у «Единой России»

Главная проблема губернатора Тюменской области в том, что он – губернатор именно этого региона, сообщил «Московской газете» директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв.

«Место такое, что желающих на него – очередь, — рассказал региональный эксперт. — Тюменская «матрёшка» (Тюменская область, ХМАО и ЯНАО) – это огромные деньги. На место Александра Моора, как и на место губернатора ХМАО Натальи Комаровой, как и на место главы ЯНАО Дмитрия Артюхова желающие есть. Но я бы не сказал, что при этом у Моора есть какие-то проблемы на посту. В отличие от некоторых других руководителей нефтегазового региона, мраморных школ он не строит (такой информации найти не удалось – однако, в Екатеринбурге в 2019 году предприниматель Андрей Симановский отремонтировал свою родную школу № 106, выложив пол мрамором, а стены – позолотой, – прим. авт.) Впрочем, практически у всех крупных нефтяных компаний есть свои люди, которые могли бы претендовать на пост губернатора Тюменской области – хотя Моор в хороших отношениях с нефтяниками. Но они с большей радостью видели бы своего человека во главе региона».

Что касается федеральных политиков, они перемещаются по карьерной лестнице не по своему желанию, заметил собеседник.

«Думаю, что министр энергетики РФ Николай Шульгинов с радостью стал бы губернатором Тюменской области, но у него своё начальство», — сказал Дмитрий Журавлёв.

В регионе многое складывается «от нефти», при этом «вокруг» ресурса почти ничего нет, отметил директор Института региональных проблем: «Так было и до Моора, это не его вина. Регион – это «Россия в миниатюре»: «блестящая Москва» нефти и газа – и всё остальное. Город Тюмень, конечно, шикарный: бесплатный завтрак за то, что ты ночь переночевал в отеле – такое встретишь не во многих отелях мира».

Тюменская область – «монорегион» с недиверсифицированной экономикой?

«Трудно диверсифицировать десять клопов на фоне одного сырьевого «слона», — сказал Дмитрий Журавлёв. — Вы бы на месте Моора, управляя таким богатым регионом, стали бы заниматься диверсификацией?»

Задача диверсификации для региона заключается, в первую очередь, в развитии нефте- и газопереработки, подчеркнул региональный эксперт.

«В своё время все нефтеперерабатывающие заводы строили в Белоруссии – в расчёте на экспорт в Германию, — напомнил собеседник «Московской газеты». — А сейчас нефтепереработка пригодилась бы не только региону, но и всей стране. Переработка – это увеличение числа рабочих мест и масса других плюсов. Шаги в этом направлении уже делаются. Но развитием переработки сейчас больше занимается Роснефть, чем правительство Тюменской области. Хотя у Роснефти и Тюменской области – сопоставимые доходы».

Что представляет из себя, на фоне Тюмени, область?

«На юге области – те же деревни, что в Красноярском крае. На севере – островки нефтяного благополучия среди тундры и тайги», — отметил эксперт.

У Тюменской области, как и у её губернатора, всё хорошо, рассказал «Московской газете» политтехнолог Алексей Неживой.

«У региона хороший бюджет и при этом низкая плотность населения. Это не дотационный регион, что важно, а регион-донор. Губернатор Александр Моор входит в пул федерального политика, мэра Москвы Сергея Собянина. Моор – очень обязательный, работать умеет. К тому же он системный человек. Это не губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, человек противоречивый и непростой, это абсолютно несистемный игрок. Моор не является ярким политиком, он обученный администратор. Вообще, власть в регионе – стабильная, не как в Екатеринбурге или Челябинске, менталитет населения – тоже стабильный и, так скажем, «сытый», —отметил политолог.

А как же недиверсифицированная экономика региона во время санкций и очередь желающих получить место губернатора Тюменской области?

«В Тюменской области как богатом нефтегазовом регионе развита сфера услуг. Есть деревообрабатывающая промышленность. В регионе находятся штаб-квартиры различных компаний, налоги поступают, как говорится, «по всей матрёшке». Да, сейчас действительно надо развивать нефте- и газопереработку, но бюджетные средства на это имеются. У меня есть информация, что по развитию нефтепереработки в регионе уже идут переговоры с инвесторами. Также, насколько я знаю, планируется развивать машиностроительную промышленность. Тюменская область находится далеко от границы с Западом, сейчас это важный фактор. В регионе есть небольшие проблемы с инфраструктурой отдалённых территорий, с ЖКХ – впрочем, последнее объясняется скорее личностным фактором работы конкретных чиновников, а с дорожной сетью у нас получше, чем, например, в Перми», —рассказал Алексей Неживой.

На пост губернатора Тюменской области могут претендовать «кандидаты от нефтяных компаний»?

«Нефтяные компании всегда хотят для себя послаблений и всегда хотят назначить своих ставленников. Но в России давно сложилась такая система управления, в которой фактор бизнеса отодвинут от принятия решений на местах, поскольку это, во многом, «фактор беспредела». На границе 90-х-2000-х было много примеров подобного беспредела с ущербом для населения. Всё-таки Тюменская область – это не Вологодская область, которой управляет губернатор Олег Кувшинников, которого называют креатурой Алексея Мордашова, владельца «Северстали». Впрочем, Кувшинников, как и Моор, крепко держит свой регион, мониторит ситуацию в бизнес-элитах, не допуская перегибов. Я мог видеть, как работает система контроля в политическом блоке Моора: он хорошо держит элиты под контролем, умело барражируя на их интересах. Бизнес в регионе отчуждён от власти. Мы помним, как в своё время депутат Заксобрания Красноярского края Анатолий Быков бросил вызов федеральному центру (Анатолий Быков совсем недавно получил 17 лет по обвинению в ряде преступлений 90-2000-х, в том числе, убийств, сам же считает себя политическим заключённым, имя Анатолия Быкова связывают с сибирским сепаратизмом, – прим.авт.). Но это время прошло. И чем удалённее глава Тюмени от бизнеса, тем лучше для центра. Александр Моор – гарант того, что никакого сепаратизма в регионе нет. Он представитель группы корпоративного управления, замкнутой на мэре Москвы Сергее Собянине, который, в свою очередь, является гарантом позиций Моора. Проблемы у губернатора могут быть только в том случае, если он не справится с программой развития перерабатывающей промышленности в регионе, но тут, я думаю, Сергей Семёнович не даст ему не справиться», — сказал Александр Неживой.

Тюменская область – регион внешне благополучный, и Тюмень – мегаполис внешне благополучный, отметил в беседе с журналистом «Московской газеты» главный редактор аналитического издания «Акценты» Антон Чаблин.

«При этом даже на выборах гордумы партия власти в Тюмени не набрала и 40% голосов при чуть большей явке («ЕР» набрала на последних выборах в тюменскую гордуму 2018 года 39,45% голосов, — прим.авт.). Справедливости ради, губернатор Александр Моор партсписок не возглавлял», — сказал Антон Чаблин.

Этот результат, однако, демонстрирует, насколько глубоко укоренились проблемы как минимум в столице области, считает региональный эксперт: «Главная – это перенаселенность: стремительный, неконтролируемый, ничем не сдерживаемый рост Тюмени приводит к коммунальным авариям и конфликтам с застройщиками, причем конфликтуют как власти, так и сами жители».

(О перенаселённости региона и коммунальных проблемах косвенно свидетельствует резкий рост частного сектора в Тюменском районе в 2021-2022 годах, жалобы жителей к местным энергосетям и вообще пробелы в электроснабжении региона, начавшиеся с 90-х-2000-х годов, об этом писал «Ъ». Конфликты с застройщиками – февраль 2023, здесь горожане, выбравшие район для покупки жилья из-за наличия там березовой рощи, протестуют против её вырубки, а вот судебный конфликт ГУС (Главного управления строительства) Тюменской области и девелоперов в 2021 году, а вот жители недостроенного ЖК «Москва» тоже в феврале 2023 решили обратиться  в прокуратуру и в Администрацию Президента. Тюмень наращивает массив проблемного жилья. А то, что политтехнолог Алексей Неживой очертил как «небольшие проблемы ЖКХ», в 2022 выглядит несколько внушительней из уст областной прокуратуры, рассказавшей о 1800 нарушениях в сфере ЖКХ и 13 уголовных делах за 2022 год, – прим.авт.).

«С высоты падать больно, — отметил Антон Чаблин. — Это продемонстрировал кризисный 2022 год: на фоне высокой экономической базы региона оказалось особенно болезненным падение по целому ряду макроэкономических показателей: грузообороту (минус 16,3%), промышленному индексу (минус 6,4%), обороту ритейла (минус 6%).

Единственная отрасль, которая устойчиво росла в Тюменской области – это строительство, сказал аналитик.

«Фактически, она драйвером и оказалась – рост, невзирая на кризис. Теперь же охлаждение тюменского девелоперского рынка вызывает крайне негативный эффект — и экономический, и политический: лоббистский костяк гордумы Тюмени составляют девелоперы, которые в силу сокращения кормовой базы жестче конфликтуют уже на этапе праймериз», — рассказал Антон Чаблин (в этом году глава тюменского филиала застройщика «Брусника» Кирилл Корчагин претендует на место в гордуме Тюмени, глава «Брусники»– экс-депутат гордумы Тюмени Алексей Круковский, а председатель гордумы Евгений Заболотный, который может покинуть в этом году свой пост, возможно, ради топовой должности в «Тюменской домостроительной компании», – много лет курировал строительство в регионе. – прим.авт.).

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
губернатор, тюмень, моор
Поделиться
Похожие новости