Новость экономики

Названы возможные последствия сокращения российского экспорта нефтепродуктов

Названы возможные последствия сокращения российского экспорта нефтепродуктов

фото: freepik

19.02.2023 в 12:10:00
7304

Заявленное Минэнерго сокращение добычи нефти в России будет касаться только российского нефтеперерабатывающего сектора, сообщали отечественные СМИ. Если российский экспорт сырой нефти не пострадает, то вот экспорт нефтепродуктов может столкнуться с трудностями. Почему это так, к чему это приведёт и какие направления и отрасли, может быть, подтолкнёт к развитию?

О проблемах российского экспорта нефтепродуктов рассказал «Московской газете» эксперт Института энергетики и финансов Михаил Журавлёв.

«Во-первых, у крупных стран-импортёров – Китая, Индии – есть свои мощности по переработке нефти, их больше интересует экспорт сырой нефти. Китаю, например, выгоднее покупать нашу нефть с дисконтом, перерабатывать её в нефтепродукты, продавать их по полной стоимости и класть маржу себе в карман. Правда, теоретически тут может работать другая схема: китайские компании закупают российские нефтепродукты по дисконту на свой рынок, а свои – экспортируют уже по нормальной стоимости. Но есть и другая проблема – с нефтепродуктовым флотом. Ведь раньше РФ поставляла часть нефтепродуктов в Европу по трубопроводу. Флота на настоящий день может просто оказаться недостаточно. И главное обстоятельство: необходимость продавать нефтепродукты с большой скидкой. А она обусловлена высокой стоимостью морского фрахта в Чёрном и Средиземном морях. К тому же, нефтепродукты продаются через компании-прокладки, так называемые «трейдеры», они тоже могут съедать часть маржи. В силу этих факторов российский экспорт нефтепродуктов вряд ли возможен без дисконта и поэтому проигрывает в прибыли», – рассказал Михаил Журавлёв.

Потеряв европейский рынок, Россия во многом потеряла и рынок экспорта нефтепродуктов, отметил эксперт.

«Европе было удобно покупать у нас нефтепродукты, а нам было удобно продавать. Тут много причин: и исторически сложившиеся связи, и то, что в Европе находится много российских НПЗ «Роснефти» или «Лукойла», были даже и российские заправки в Европе, и удобная транспортировка из Балтики в Роттердам по стоимости и срокам доставки. Хотите – трубопровод, хотите – танкер, хотите – по Балтийскому морю в Средиземное поставим в короткие сроки. Плюс, долгосрочные контракты, это тоже удобно», – перечислил собеседник издания.

Сейчас, по словам Михаила Журавлёва, российский экспорт нефтепродуктов сократится.

«Последствия: может снизится стоимость нефтепродуктов в России, упасть сборы в бюджет с акцизов по переработке топлива. Возможно, мы начнём перерабатывать не только мазут и дизель, а нефтехимию, полимеры, полипропирол. Но основное технологическое оборудование в химической промышленности иностранного производства», – заметил эксперт.

В чём трудности с перспективными рынками Латинской Америки и Северной Африки?

«Каждый НПЗ имеет свои настройки под свой тип нефти. В Латинской Америке – сложная вязкая нефть, с которой сложно работать. Для переработки на латиноамериканских заводах нефти Urals потребуются определённые технические действия. К тому же, экспорт в этом направлении – удлинение маршрута и рост расходов. Что касается Северной Африки, то да, там есть Нигерия. Там есть арабские страны. Но тут, опять же, понадобится хороший дисконт», – заключил Михаил Журавлёв.

«Действительно есть дефицит крупнотоннажных судов для экспорта нефтепродуктов, но сейчас активно разрабатываются различные модели привлечения контролируемого флота; речь идет о десятках единиц танкеров», – сообщил «Московской газете» владелец морского брокера «Инмарин» Кирилл Маслов.

По мнению генерального директора НААНС-МЕДИА Тамары Сафоновой, добровольное сокращение экспорта нефти из России позволит повысить востребованность на внешних рынках российской продукции нефтепереработки с добавленной стоимостью. По ее мнению, изменение объёмов нефтепереработки напрямую связано с возможностью переориентации грузопотоков нефтепродуктов в направлении «дружественных» и нейтральных стран.

«В настоящее время мы наблюдаем глобальную трансформацию мировых энергетических рынков и глубокую заинтересованность многих стран консолидировать на своей территории российские грузопотоки нефтеналивных грузов, что позволяет им стать не только распределительными хабами российских ресурсов, но и создавать новые бизнес-единицы, сопровождающие сделки – отметила эксперт. – В период нарастания глобального энергодефицита странно было бы предполагать, что российские нефтепродукты не будут востребованы на мировом рынке. Безусловно, сложно одномоментно перестроить сложившуюся десятилетиями систему торговых отношений при поставках стратегических ресурсов. Однако анализ поставок нефтепродуктов, традиционно направляемых из портов Балтики и Чёрного моря в Европу, показал, что в январе 2023 года доля поставок российских нефтепродуктов в «дружественные» страны уже составила 53%. В этой связи скорее имеет смысл Евросоюзу беспокоиться о том, что им теперь придётся закупать нефтепродукты из альтернативных источников по рыночным ценам с учётом возросшей стоимости фрахта», – считает собеседница издания.

География поставок значительно расширилась, отметила Тамара Сафонова.

«Так, заинтересованными партнёрами в приобретении российских нефтепродуктов стали Индия, Китай, Египет, Турция, Бразилия, Марокко, Малайзия, Алжир, Тунис, Саудовская Аравия, Израиль, Индонезия, Шри-Ланка. Страны Ближнего Востока и АТР, являясь крупнейшими производителями нефтепродуктов, тем не менее, оказались заинтересованы в закупке продукции нефтепереработки из России на фоне роста спроса со стороны стран Евросоюза. Среди нейтральных стран, обеспечивших закупки значительных партий российских нефтепродуктов, следует выделить Объединённые Арабские Эмираты, Сенегал — их совокупная доля составила 5%. Небольшие партии российских нефтепродуктов также были закуплены для поставок в Ливию, Гану, Гвинею, Кубу, Грузию», – заключила гендиректор НААНС-МЕДИА.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
нефть, экспорт, последствия
Поделиться
Похожие новости