Новость общества

Доля импортных овощей на полках российских магазинов будет расти

Доля импортных овощей на полках российских магазинов будет расти

Фото © «Московская газета»

24.01.2025 в 12:44:00
781

Если рассматривать весь российский рынок фруктов, реализуемых в свежем виде, доля импортной продукции на нем в разные годы составляет 70-80%

Об этом сообщила «Московской газете» генеральный директор ИА Fruitnews Ирина Козий:

«Многие виды фруктов в России не растут (бананы, цитрусовые и т.д.) или выращиваются в незначительных объемах из-за сложных климатических условий, отсутствия соответствующих технологий и необходимых садоводам материалов и оборудования, это: груши, виноград, черешня, персики, нектарины, абрикосы и т.д., доля которых составляет менее 10-15% от объема потребления. Наиболее заметной на нашем рынке является доля отечественных производителей яблок, которые сейчас поставляют порядка 50-70% от всего объема потребления этого вида фруктов в свежем виде, а также слив, где доля местной продукции достигает 30-40%».

О соотношении импортных и отечественных фруктов и овощей на рынке изданию рассказал эксперт по ритейлу Михаил Лачугин:

«Не все фрукты у нас произрастают, мы не можем обеспечить себя по бананам, апельсинам, по тем позициям, которые у нас никогда не росли и расти не будут. Естественно, фруктами мы себя

обеспечиваем не полностью. По овощам у нас в последние годы стало гораздо больше своего — по моркови, картошке, луку, огурцам, помидорам. Но какая-то часть огурцов и томатов у нас исторически завозится из стран СНГ, картофель — из Египта. Цитрусовые — из стран Африки и Азии. Морковь и лук ввозятся в небольших объёмах. В целом по овощам мы себя обеспечиваем, но тоже не полностью. Наверно, нет ни одной позиции, которая закрывалась на 100% отечественной продукцией».

Возможно, в силу изменения климата и проблем сельского хозяйства в стране доля импорта среди овощей на полках российских магазинов будет увеличиваться.

«Климат меняется в сторону более благоприятных для сельского хозяйства условий. Технологии и генетика не стоят на месте. Хотя, конечно, есть и проблема возвратных заморозков, неблагоприятных погодных явлений, есть проблема малодоступности для фермеров сельхозтехники и т.д. Дело не столько в урожаях, сколько в семенном материале, который у нас пока неконкурентоспособен в сравнении с импортом. Жалобы фермеров на введение квот по импортным семенам понятны. Но если мы хотим что-то импортозаместить, этот момент нужно перетерпеть. На выработку сортов семян уходит 10-15 лет. Либо мы остаёмся на «импортной игле», либо пытаемся сделать что-то своё. Возможно, в краткосрочной перспективе импорт сельхозпродукции по отдельным позициям действительно будет расти, и в этом нет ничего страшного. Но постепенно наше растениеводство должно развиваться. Зависимость от импорта — вопрос, о котором не думали в 90-х-начале 2000-х, поэтому сейчас мы и находимся в такой ситуации», — заключил Михаил Лачугин.

По всем основным видам круп российский рынок давно себя обеспечивает, отметил в беседе с «Московской газетой» директор аналитического агентства «Агроан» Артём Иванов:

«Более того, Россия экспортирует существенные объемы круп, и эти объемы растут. По овощам борщевого набора мы тоже себя обеспечиваем. Однако рост цен на ГСМ, энергоносители, удорожание лизинга сельхозтехники и, главное, дефицит трудовых ресурсов привел к резкому подорожанию овощей в 2024 году. Соответственно, спрос падает, и рынок сжимается. Дорогая удельная логистика (овощи — низкомаржинальный продукт) делает нерентабельным импорт».

По словам собеседника, по более маржинальным тепличным овощам (прежде всего, томатам) импорт ранее снижал цены в зимне-весенний период (Турция, Марокко, Испания), но в силу разных причин, в т.ч. геополитического характера, импорт прекратился, цены выросли, спрос упал.

«Томаты и огурцы сейчас (зимой) – по сути, деликатес. По фруктам ситуация простая. Некоторые виды (бананы, ананасы, цитрусовые) не могут быть импортозамещены, т.к. просто не растут в России. Выращивание остальных вполне себе развивается – и РФ практически полностью себя обеспечивает, плюс, поставляются небольшие объемы из ближнего зарубежья», — заключил Артём Иванов.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Магазины, Овощи, Фрукты, импорт
Поделиться
Похожие новости