Новость общества

Эксперты рассказали, как вывести электросамокаты и другие СИМ из «серой» правовой зоны

Эксперты рассказали, как вывести электросамокаты и другие СИМ из «серой» правовой зоны

Фото © «Московская газета»

27.07.2022 в 11:07:00
2213

Глава Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Валерий Фадеев обратился в правительство РФ с просьбой урегулировать на уровне нормативных актов пользование элетросамокатами и другими средствами индивидуальной мобильности (СИМ), сообщается в Telegram-канале Совета

В своем обращении Фадеев констатирует, что до сих пор необходимые изменения в Правила дорожного движения (ПДД) не внесены. Речь идет о дифференциации видов СИМ, определении статуса его пользователей как конкретного участника дорожного движения, создании механизмов проверки водителей СИМ на знание ПДД и других мерах.

Об актуальности этой проблемы говорит статистика МВД, которую ранее приводила «Московская газета». Так, в авариях с участием СИМ в прошлом году погибли 10 человек, более 400 получили травмы.

«СИМ находятся фактически в «серой» правовой зоне, то есть их пользователи вроде бы не являются пешеходами, но, по сути ими являются по действующему законодательству. Однако при этом они считают себя вправе находится и на тротуарах, и на пешеходных переходах, и на дорогах, иными словами — везде. Хотя даже самая простая модель едет со скоростью 40-50 км/ч. Это скорость мопеда, на который, напомню, нужны права и управлять им можно только, соблюдая ПДД», — сказал в беседе с журналистом «Московской газеты» главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков.

К слову, в некоторых регионах, ГИБДД, не дожидаясь внесения изменений в правила, определила, как относиться к водителям СИМ. Об этом рассказал автоюрист Вячеслав Каймин.

«В Тверской области, например, сформировали позицию, что это пешеходы. Но это позиция только одного региона, где Госавтоинспекция, понимая, что самокатчики выходят за рамки правового поля, постаралась как-то это урегулировать», — отметил правозащитник.

В то же время, требуется некий универсальный подход к вопросу о правилах пользования СИМ, считают эксперты.

«Этим вопросом давно пора заняться. Нужно систематизировать и дать четкое определение всем СИМ, подвести езду на них под существующие нормы, либо прописать отдельные. Все это нужно довести до конечных пользователей», — сказал Вячеслав Каймин.

Впрочем, с урегулированием езды на электросамокатах, моноколесах и других СИМ не все так просто.

«Есть несколько проблем. Нужно как-то классифицировать СИМ, так как они отличаются по скорости, весу, мощности. Я считаю, что маломощные устройства надо приравнять к пешеходам, а все, что мощнее 250 Вт должно расцениваться как транспортное средство, которому нечего делать на тротуарах. Но тогда у них должны быть права, например, мопедной категории. Вторая проблема, как их контролировать. Внешне они очень похожи, отличить, кому можно на дорогу, а кому – нет, будет сложно. Да и кто будет осуществлять этот контроль?» — рассуждает Максим Кадаков.

К слову, еще осенью прошлого года Минтранс и МВД предлагали внести изменения в ПДД в части использования СИМ. Согласно инцииативе, максимальная допустимая скорость СИМ не должна превышать 25 км/ч, а масса – 35 кг. Предлагалось разрешить ездить на таких устройствах: детям до 7 лет — по тротуарам, пешеходным зонам и велодорожкам. Подросткам старше 14 лет — по обочинам или по правому краю проезжей части, но только при отсутствии тротуаров и пешеходных дорожек и только на дорогах с максимальной разрешенной скоростью до 60 км/ч. Также предлагалось запретить обгон или объезд с левой стороны другого транспортного средства.

Автор: Андрей Мединский
ТеГИ
электросамокаты, сим, правовая зона
Поделиться
Похожие новости