Как запрет гаджетов в российских школах повлияет на уровень образования
Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что с 1 сентября использование мобильных телефонов на уроках в российских школах запрещается. Министр сослался на новые нормы СанПин, которые должны обеспечивать защиту здоровья школьников. О том, каковы цели этой инициативы, как она будет осуществляться и что об этом думают учителя и правозащитники, — в материале «Московской газеты»
Нашивки на телефонах, ящички с фамилиями и защита детей в инфопространстве
Журналист «Московской» подробно обсудил инициативу Минпросвещения с исполнительным директором Национальной родительской ассоциации Ларисой Санатовской.
— Эта тема была обсуждена 31 августа на Общероссийском родительском собрании при участии министра просвещения Сергея Кравцова, — подчеркнула Лариса Санатовская. — Министр объяснил, что ранее тема часто поднималась учителями в регионах, и чётко заявил, что он как отец и как руководитель Министерства просвещения, обеими руками за то, чтобы дети не использовали гаджеты на уроках. Я думаю, постепенно мы придём к тому, чтобы дети наши видели перед собой не только гаджеты, но и реальную жизнь, полную прекрасных и интересных вещей.
— Как именно будет осуществляться эта мера? Дети должны сдавать телефоны учителю и забирать по окончании урока или сдавать их по приходу в школу?
— Безусловно, перед уроками. Чтобы дети не отвлекались во время обучения на то, чтобы извлекать из доступных мест гаджеты. Это должно быть специально регламентированное место. На усмотрение школы, директора и преподавательского состава, определится место и человек, который должен быть распорядителем в данном вопросе. Отмечу, что преподаватели, родители и Министерство просвещения имеют одну позицию по этому поводу.
— Наверно, вопросы о деталях этой меры задавались министру просвещения на Общероссийском родительском собрании?
— Ответ министра был полным, но регламент мероприятия не позволял безграничное обсуждение вопроса на уровне конкретных решений. Министерство делало акцент на то, чтобы проблематика была решена усилиями школ, исходя из условий каждой конкретной школы.
— В чём главное обоснование запрета на смартфоны в школе: здоровье детей или есть и другие мотивы?
— В первую очередь, здоровье. Также стоит отметить, что гаджет и большой интернет не всегда доброжелательны к ребёнку. Наряду со здоровьем, защита детей в информационном пространстве — главная задача.
— Защита детей от законодательно запрещённой в России информации?
— Ну что значит «запрещённая информация»? Имеется в виду та информация, которая нравственно и морально не соответствует возрасту детей и потребностям их воспитания. Не всё, что транслируется в интернете и на том же телевидении регламентируется законом. Взрослый человек сам определяет, что ему смотреть и слушать, в чём участвовать, во что вовлекаться. А ребёнок — это тот субъект, на которого сильно воздействует внешнее влияние. Здесь детей надо защитить. И, повторюсь, что жизнь настолько многогранна и интересна, что ей тоже нужно уделять время, ходить в походы, заниматься танцами.
— Вряд ли запрет на ношение смартфона в школе обеспечит интерес ребёнка к жизни?
— Это не запрет, это корректное объяснение, почему нельзя нарушать определённые правила. Детей на время ограничивают от второстепенных задач. И это правильно с точки зрения организации учебного процесса.
— Почему Минпросвещения реализует свои идею руками школ, в рекомендательном порядке, а не в обязательном?
— У школ разные возможности по помещениям и функциональным зонам, разное видение в этом вопросе. Вводить общий шаблон неправильно и неудобно.
— Кто будет нести ответственность за сохранность смартфонов, которые школьники будут сдавать в установленное место?
— Человек, который будет контролировать этот процесс. Когда мы сдаём одежду в гардероб, ответственность несёт гардеробщик, он контролирует процесс выдачи и процесс принятия вещей.
— Как определить, что ребёнок забирает после школы свой телефон, а не чужой?
— А как отправляют детей в детский сад в самом начале их самостоятельного жизненного пути? Нашивки, наклейки на вещах. Могут быть ящички с фамилиями для хранения смартфонов.
— Нет ли во всём этом определённого ущемления прав ребёнка, учащегося, человека?
— Из года в год ребёнок переходит в новый класс, встаёт на ступень выше, принимает новые правила. Мы не говорим здесь об ущемлении прав.
— Сдать телефон учителю перед уроком и забрать на перемену— одно. А сдать его в начале учебного дня в специальное место — другое. Почему ребёнок вообще должен просить разрешения позвонить родителям, если хочет сделать это на перемене, а не на уроке?
— Крайне мало детей ходят в школу с гаджетами. Если надо позвонить в переменку, доступ ребёнка к гаджету, я уверена, не будет ограничен. Подойти к месту хранения и попросить — не так уж сложно. А если ребёнок смотрит в гаджет во время урока и не учится, а государство тратит деньги на его обучение? Я считаю, что школа — это место социализации ребёнка, место получения основных знаний, а не дополнительных, — заключила исполнительный директор Национальной ассоциации родителей Лариса Санатовская.
В целом, Лариса Анатольевна сказала журналисту «Московской» много хороших и правильных слов о жизни, школе и воспитании ребёнка. Но осталось не совсем понятным, почему школа решила ограничивать желания детей пользоваться мобильным, и насколько будет защищен сдаваемый на хранение гаджет. Смартфон — вещь недешёвая и хранящая конфиденциальную информацию. Сам школьник, вероятно, будет надёжно защищён такой мерой от различного запрещённого контента со своего смартфона, но только на время уроков.
Если детям запретят пользоваться телефонами на уроках, а учитель поведет себя некорректно по отношению к ученикам, то школьники не смогут сделать видеозапись и подтвердить, что учитель действительно нарушил профессиональную этику.
Идти вперед с повернутой назад головой
Если Минпросвещения и Национальная ассоциация родителей, похоже, действительно едины в вопросе школьной дисциплины и защиты здоровья детей как физического, так и, так скажем, информационного, что думают на этот счет некоторые учителя?
Своё мнение о запрете смартфонов в школах высказал в беседе с журналистом «Московской газеты» заслуженный учитель России Евгений Ямбург.
— Считаю, что министр погорячился — сказал Евгений Александрович. — Начнем с того, что он ссылается на санитарно-эпидемиологические нормы, но в этих нормах, с которыми я знаком, я не видел ни одного слова о запрещении использования гаджетов. Во-вторых, кто будет отвечать за их хранение? В функциональных обязанностях учителя это не прописано, а гаджеты могут быть и дорогие.
— Почему Минпросвещения не реализует свою идею в обязательном порядке?
— Не будем забывать, что министерство не имеет права командовать школами в этом вопросе, тут они автономны. Существуют управляющие советы, насколько мне известно, только они вправе решать, что запрещать школе.
Как отметил Евгений Ямбург, смартфон вполне может пригодиться в той самой реальной жизни, о которой говорила Лариса Санатовская, — если не на танцах, то в горном походе точно.
— Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад, — сказал заслуженный учитель России. — Смешно отгораживаться от мира – он открыт. Да, в интернете много «пищалок», свистелок и разных гадостей, но есть и позитивные вещи. И современные учителя используют их в мирных целях. Например, с помощью мобильных приложений можно выучить таблицу умножения, правила русского языка. На уроках физкультуры ребенок может с помощью смартфона измерить собственный вес, пульс. На уроках географии узнать высоту горы перед походом. Или представьте, ученик забыл стихи Пушкина. Можно перейти по QR-коду, висящему на двери, и найти нужный. Не лишним было бы для начала посоветоваться в реализации этой идеи с квалифицированными специалистами, сидящими непосредственно за учительским столом.
Наконец, соблюдение дисциплины на уроке зависит от присутствия в классе хорошего учителя, а не отсутствия смартфонов, отметил собеседник издания.
— Если учитель умный, интересный ученикам, то никто у него на уроках злоупотреблять гаджетами не будет. А если учитель, простите, бездарный, то даже если гаджетов нет, то слушать его не будут. Все зависит от педагога. Я думаю, что вся эта затея в российских школах не приживётся, — заключил Евгений Ямбург.
Кто захочет — всё равно пронесёт
Запрет использования телефонов на уроках — правильная идея, и говорить здесь о каком-то нарушении прав школьников — «от лукавого», сказала «Московской газете» журналист и правозащитник, член СПЧ при президенте РФ Ева Меркачёва.
«Государство предоставляет услугу получения образования, и эта услуга, как и любая другая, осуществляется в определённом порядке, — отметила собеседница издания. — До сих пор ребята с мобильными телефонами эти правила нарушали: «мне мама позвонила, не могу не взять трубку» — и покидали класс во время урока. Дети в телефонах играли, переговаривались с их помощью. Поэтому государство взяло на себя миссию ограничить пользование гаджетами во время обучения. Государство имеет на это полное право, никакого нарушения Конституции здесь нет. Или ты хочешь учиться или сидеть и в телефоне играть. К тому же, дети получают огромный поток информации в интернете, не могут с ним справиться, это влияет на уровень образования».
— Миссию государство взяло, но тогда смартфоны школьников надо держать в сохранности, пресекать возможность каких-то конфликтных ситуаций. Министерство просвещения, получается, не несёт за это ответственности, потому что отдало школам реализацию этой идеи в рекомендательном порядке?
— Ну, у нас же есть раздевалки, люди приходят туда в дорогих куртках, обуви. Везде установлены видеокамеры. Я думаю, дети будут легко сдавать телефоны и получать их обратно, с этим проблем быть не должно.
— А если в школе происходит правонарушение? Школьник не может даже заснять его на телефон, а сейчас это важный способ защиты своих прав.
— Мы раньше не снимали ничего на телефон, а правонарушения как-то фиксировались, проблемы как-то решались. И ведь кто хочет пронести телефон, тот его пронесёт и зафиксирует нарушение. Ребята объяснят, что нарушили правила школы, но сделали это, чтобы защитить свои права. Поверьте, если им надо, они найдут способ. Телефоны сейчас проносят куда угодно, записывают всех.
— В чём тогда смысл этой меры, если школьники всё равно смогут проносить телефоны?
— Если школьника увидят с телефоном, это всё равно будет зафиксировано как нарушение правил. Не думаю, что ребят будут выгонять за это из школы и вообще как-то жёстко наказывать. Но будет порядок, и правила всё-таки будут соблюдаться, — заключила Ева Меркачёва.
-
Именно такую сумму тратят родители на подготовку одного ребенка к школе по данным опроса ВЦИОМ.31.08.2018 в 18:39:003651
-
В Москве на территории бывшего завода им. Лихачева (ЗИЛ) стартовало строительство самой большой школы в России на 2,5 ты...07.08.2018 в 21:01:006937
-
Школа самоопределения №734 им. Тубельского, располагающаяся в доме 58А на Сиреневом бульваре в районе Восточное Измайлов...13.01.2018 в 15:53:0017551
-
Дирекция Грамматической школы Олтрингем для девочек в английском Манчестере сделала выбор в пользу «гендерно-нейтр...10.01.2018 в 18:17:003327
-
В Москве после звонка о предполагаемом минировании из здания ГБОУ «Школа №1399» эвакуировали около 300 челов...15.11.2017 в 17:45:003385
-
Школа сможет принять 2100 учеников.23.06.2017 в 15:14:003434