Новость общества

Кто запретил, тот и разрешит: как мошенники смогут обходить новые запреты на «Госуслугах»

Кто запретил, тот и разрешит: как мошенники смогут обходить новые запреты на «Госуслугах»

Фото © «Московская газета»

25.01.2023 в 10:39:00
2561

Собеседники «Московской газеты» в сфере цифрового права и в Экспертном совете Госдумы оценили новый законопроект по борьбе с мошенничеством

Ко внесению в нижнюю палату парламента готовится законопроект, позволяющий гражданам установить через портал «Госуслуги» запрет на оформление кредитов и займов с использованием их персональных данных, сообщил «Ъ».

Предлагаемый законопроектом «самозапрет» возымеет определённый эффект, повысив затраты и издержки мошенников, однако, непреодолимым для них он не является, сказал «Московской газете» юрист компании «Сахаров и партнёры» Никита Истомин.

«Если всё упирается в пользователя, то его либо можно скомпрометировать – кто-то представляется пользователем и снимает запрет, – либо… Знаете, как шутят сотрудники отдела безопасности? «Вы можете придумывать какие угодно системы шифрования, пароли, но если к пользователю придёт человек с утюгом, – то получит от него всё, что хочет». Здесь, к счастью, без «утюга», но принцип вот какой…», — рассказывает юрист.

По мнению Никиты Истомина, если мошенники будут прибегать к своим излюбленным, отработанным схемам, именно мошенническим, в понимании уголовного права — ко введению жертвы в заблуждение, — самозапрет можно обойти по принципу «сам слово дал – сам и забрал».

«Персональные данные являются лишь средством войти в доверие к жертве, убедить, что человеку звонят именно из той организации, где он обслуживается, из банка. Для того данные и крадутся, чтобы знать, кому осуществляется звонок, подходит ли жертва мошенникам «по профилю». Далее мошенники делают всё для того, чтобы сама жертва перевела им деньги, сообщила какие-то коды или информацию на обратной стороне карты и т.д. Заявки по кредитам – то же самое: людей убеждают взять кредит. А здесь мошенники смогут убедить жертву снять самозапрет, зайдя на «Госуслуги», воспользовавшись мобильным приложением или отправив смс», – пояснил юрист.

Скорее всего, мошенники будут пользоваться методом «социальной инженерии», предположил эксперт.

«Как убедить человека снять запрет и взять кредит? Например, вам звонят из предполагаемой «службы безопасности», потом переключают на «сотрудника полиции». Или на «сотрудника ЦБ». У нас в стране, к сожалению, мало кто знает, что ЦБ процедур с физическими лицами никогда не проводит. И вот вам говорят, что, мол, «зафиксирована подозрительная операция, и чтобы у вас не заблокировали карту, сделайте то-то и то-то». Или якобы «с вашей карты пытались украсть деньги, я полковник полиции, сотрудник Центра Э или ФСБ, мы проводим оперативную комбинацию, вы должны перевести деньги, не переживайте, деньги вам вернутся, никому ничего не говорите, будьте на связи». И всегда идёт переключение на несколько человек, одного человека никогда не используют. Второй вариант мошеннической схемы: «у вашего родственника проблемы, нужно ему помочь, перевести деньги». Так что, если человек, которого хотят ввести в заблуждение, по общению оказывается близок к психологическому портрету типичной жертвы преступника, самозапрет может и не помочь», – отметил юрист.

Единственный способ профилактики таких преступлений – обучения населения финансовой грамотности и информационной безопасности, считает Никита Истомин:

«Люди не понимают, что просто так, без уведомлений и официальных документов, им не будут звонить даже из госорганов или полиции. А из Центробанка вообще звонить не будут. В США есть похожая проблема, у людей воруют номера социального страхования. В Соединенных Штатах налоговая служба никогда не звонит гражданам, всё только по почте. Но американцам звонят от лица ведомства мошенники и говорят, что в отношении них возбуждено уголовное дело».

Утечка персональных данных возможна и без взлома «Госуслуг», отметил юрист.

«Как утекают данные? У любого ведомства есть какой-то внешний подрядчик, его данные и могут утекать. Сотрудник подрядчика, который обслуживает ведомство, может передавать персональные данные «на сторону». Такое тоже бывает, зарплаты в этих компаниях-подрядчиках достаточно низкие. Это небольшие IT-компании, например, интеграторы или разработчики ПО, которые ещё и обслуживают тех, кому его поставляют», — рассказал Никита Истомин.

Если смотреть на этот законопроект Госдумы как на очередную защиту от мошенников и недобросовестных кредитных организаций это, конечно, нужный шаг, хоть и запоздавший в борьбе с «телефонными мошенниками» на несколько лет, сказал «Московской газете» член Экспертного совета Комитета по защите конкуренции Государственной Думы РФ Дмитрий Тортев.

«Впрочем, «Госуслуги» еще недостаточно проникли в повседневное использование самым уязвимым слоями населения – нашим пожилым поколением. А усилий Центробанка в пресечении мошеннических транзакций недостаточно», – считает Дмитрий Тортев.

По его мнению, в Госдуме новый законопроект может быть тревожным сигналом, если рассматривать его как маркер повышения закредитованности населения.

«Если не хватает денег на базовые потребности, то человек, установивший самозапрет на займы, в два клика снимет его через те же «Госуслуги». И в этом случае проблему нужно искать не в самом факте займов, а в тарифах, платежах ЖКХ, стоимости проезда – то есть, тех зонах, которые должно контролировать и регулировать государство», – заключил собеседник «Московской газеты».

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
мошенники, госуслуги, запреты
Поделиться
Похожие новости