Новость общества

На чём будут ездить жильцы российских многоэтажек после ухода из РФ производителя лифтов Otis?

На чём будут ездить жильцы российских многоэтажек после ухода из РФ производителя лифтов Otis?

Фото © «Московская газета»

27.07.2022 в 20:59:00
2939

Американская компания Otis, один из крупнейших в мире производителей лифтов и эскалаторов, объявила о полном выходе из российской части своего бизнеса и продаже всех своих активов в РФ. В компании объяснили своё решение продолжающимся гуманитарным кризисом в Восточной Европе и сложностями в цепочках поставок

Впрочем, данная новость не стала очередным примером полного разрыва связей с западной компанией. Otis ещё в марте приостановила поставки и инвестиции в РФ, а затем начала переговоры о продаже своего российского бизнеса. И по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, эти переговоры закончились для российской стороны весьма успешно. Право собственности на предприятие по производству лифтов в Петербурге и сервисную сеть техобслуживания переходит к инвест-компании Ice Development, работающей в сфере недвижимости и производящей кондиционеры и холодильное оборудование. Отдельно отмечается, что российские владельцы сменят бренд, однако сохранят производственное оборудование, технологии и даже частично поставки запчастей по прежним логистическим схемам. Таким образом, завод в Санкт-Петербурге, способный выпускать до 7000 лифтов в год, скоро возобновит полноценную деятельность, а рабочие места будут сохранены.

Однако взаимоотношениями с Otis события в сфере производства лифтов не ограничиваются. В конце апреля на проблему отсутствие собственного производства подъёмного оборудования даже обратила внимание председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. Она сообщила коллегам, что в России вообще не производятся лифты для высотных зданий, поэтому об импортозамещении в данной отрасли говорить пока не приходится. К тому же достичь такого удачного соглашения, как это произошло с Otis, удалось далеко не со всеми ушедшими из РФ западными компаниями. В частности, к началу лета строительный бизнес уже столкнулся с острым дефицитом высокоскоростных лифтов, которые устанавливаются в жилых и офисных небоскрёбах. Начала давать о себе знать та самая проблема, о которой ранее говорила Матвиенко – наиболее продвинутые категории лифтового оборудования в России не производятся вовсе. Правда, сегмент массового жилья эта проблема затрагивает в меньшей степени, однако высотные здания и элитные ЖК оказались под ударом. Коммерческий директор строительной компании Pridex Александр Алейников объясняет, что помимо Otis с российского рынка ушли финские и немецкие производители лифтов, замены продукции которых в РФ нет. В частности, с российского рынка ушла финская компания Kone. Директор по маркетингу представительства компании в России «КОНЕ Лифтс» Екатерина Руновская говорила, что российские компании будут проданы местному топ-менеджменту, а возможность заказа оригинальных запчастей у производителя сохранится лишь на 3 месяца после завершения сделки. Многие здания уже спроектированы с размером лифтовых шахт, рассчитанным под европейское оборудование. Сейчас коммерческие застройщики пытаются найти других поставщиков, рассматривая в том числе турецкие и китайские компании. А вот импортозамещения в высшей ценовой категории лифтов ждать, похоже, не стоит. Гендиректор Щербинского лифтостроительного завода Антон Артемьев рассказывает, что высокоскоростные лифты с высокими требованиями к плавности хода, инновационными конструктивными решениями и умной автоматизированной системой управления в РФ не производятся. Для запуска таких моделей требуются огромные инвестиции, а рентабельность таких проектов вызывает сомнения, поскольку один лишь российский рынок вряд ли сможет своим спросом покрыть затраты на их разработку.

Что касается стандартных многоэтажек, где используются более простые и медленные модели лифтов, там ситуация значительно проще. Уверенность в том, что с проблемой импортозамещения лифтов в большинстве случаев удастся справиться, заметна и в действиях правительства. Постановлением кабмина с 24 мая 2022 года запрещены госзакупки иностранных пассажирских лифтов, кроме произведённых в странах ЕАЭС. Таким образом, у любых организаций с госучастием или госфинансированием остаются варианты российских и белорусских предприятий. Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров отметил, что лифты российских производителей подходят зданиям высотой не более 30-35 этажей и могут развивать скорость до 2 м/с. Высокобюджетным коммерческим проектам, предполагающим строительство высотных зданий и эксплуатацию лифтов с более продвинутыми техническими характеристиками, предстоит искать замену самостоятельно или снижать требования к качеству продукции.

Однако и это ещё не всё. До конца 2024 года 103 тысячи устаревших лифтов в жилых домах выработают свой ресурс и будут нуждаться в замене. В 22 регионах России в негодность придёт свыше половины всего лифтового хозяйства. Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, депутат Сергей Пахомов отмечал, что для этих целей не хватает финансирования региональных бюджетов, а федеральные деньги на замену лифтов в жилых домах по закону не выделяются. Пахомов выразил уверенность, что производство лифтов в России наладят в достаточном количестве, а вот со средствами регионам нужно помочь. Но и в отсутствии угрозы дефицита новых лифтов, если смотреть на статистику спроса и предложения, уверенности нет. По данным комитета аналитики и статистики Национального лифтового союза, в России в предыдущие годы устанавливалось примерно 44-45 тыс. новых лифтов ежегодно. Из этого количества 75% производилось внутри страны, если учитывать мощности бывшего завода Otis в Петербурге, который переходит в собственность российской компании. Таким образом, чтобы за ближайшие два года заменить ещё 103 тысячи устаревших лифтов, производство оборудования в РФ нужно нарастить чуть ли не вдвое. Справится ли с такой масштабной задачей лифтостроительная промышленность – пока неясно.

Впрочем, определённые подвижки в сторону развития собственного производства также заметны. Накануне было объявлено о запуске в серийное производство новой модели лифта на Щербинском лифтостроительном заводе. Эти подъёмники смогут работать в домах высотой до 40 этажей и развивать скорость до 2,5 м/с. Для сравнения лифты фирмы Otis могут работать со скоростью до 12 м/с.

Очевидно, что монополия всегда ведёт к повышению цен на продукцию из-за отсутствия конкурентов, способных предложить более привлекательные цены. Поэтому региональным бюджетам в ближайшее время вряд ли станет проще закупать новые лифты для замены устаревших, ведь конкуренции на рынке с уходом зарубежных брендов стало ещё меньше.

Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров считает, что госпрограмму по замене старых лифтов в срок до 2025 года выполнить не удастся. Проблема не только в прямой нехватке мощностей отечественных заводов и высокой цене на продукцию, но и в сохраняющейся зависимости российских лифтостроительных предприятий от зарубежных электронных компонентов. От этой зависимости тоже предстоит избавляться ускоренными темпами. Конечно, благодаря в том числе договороспособной позиции Otis, согласившейся продать весь свой бизнес вместе с оборудованием и технологиями, и наращиванию собственного производства Россия без лифтов не останется.

Автор: Алексей Черников
ТеГИ
жильцы, лифт, многоэтажка, Otis
Поделиться
Похожие новости