На чём будут ездить жильцы российских многоэтажек после ухода из РФ производителя лифтов Otis?
Американская компания Otis, один из крупнейших в мире производителей лифтов и эскалаторов, объявила о полном выходе из российской части своего бизнеса и продаже всех своих активов в РФ. В компании объяснили своё решение продолжающимся гуманитарным кризисом в Восточной Европе и сложностями в цепочках поставок
Впрочем, данная новость не стала очередным примером полного разрыва связей с западной компанией. Otis ещё в марте приостановила поставки и инвестиции в РФ, а затем начала переговоры о продаже своего российского бизнеса. И по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, эти переговоры закончились для российской стороны весьма успешно. Право собственности на предприятие по производству лифтов в Петербурге и сервисную сеть техобслуживания переходит к инвест-компании Ice Development, работающей в сфере недвижимости и производящей кондиционеры и холодильное оборудование. Отдельно отмечается, что российские владельцы сменят бренд, однако сохранят производственное оборудование, технологии и даже частично поставки запчастей по прежним логистическим схемам. Таким образом, завод в Санкт-Петербурге, способный выпускать до 7000 лифтов в год, скоро возобновит полноценную деятельность, а рабочие места будут сохранены.
Однако взаимоотношениями с Otis события в сфере производства лифтов не ограничиваются. В конце апреля на проблему отсутствие собственного производства подъёмного оборудования даже обратила внимание председатель Совета федерации Валентина Матвиенко. Она сообщила коллегам, что в России вообще не производятся лифты для высотных зданий, поэтому об импортозамещении в данной отрасли говорить пока не приходится. К тому же достичь такого удачного соглашения, как это произошло с Otis, удалось далеко не со всеми ушедшими из РФ западными компаниями. В частности, к началу лета строительный бизнес уже столкнулся с острым дефицитом высокоскоростных лифтов, которые устанавливаются в жилых и офисных небоскрёбах. Начала давать о себе знать та самая проблема, о которой ранее говорила Матвиенко – наиболее продвинутые категории лифтового оборудования в России не производятся вовсе. Правда, сегмент массового жилья эта проблема затрагивает в меньшей степени, однако высотные здания и элитные ЖК оказались под ударом. Коммерческий директор строительной компании Pridex Александр Алейников объясняет, что помимо Otis с российского рынка ушли финские и немецкие производители лифтов, замены продукции которых в РФ нет. В частности, с российского рынка ушла финская компания Kone. Директор по маркетингу представительства компании в России «КОНЕ Лифтс» Екатерина Руновская говорила, что российские компании будут проданы местному топ-менеджменту, а возможность заказа оригинальных запчастей у производителя сохранится лишь на 3 месяца после завершения сделки. Многие здания уже спроектированы с размером лифтовых шахт, рассчитанным под европейское оборудование. Сейчас коммерческие застройщики пытаются найти других поставщиков, рассматривая в том числе турецкие и китайские компании. А вот импортозамещения в высшей ценовой категории лифтов ждать, похоже, не стоит. Гендиректор Щербинского лифтостроительного завода Антон Артемьев рассказывает, что высокоскоростные лифты с высокими требованиями к плавности хода, инновационными конструктивными решениями и умной автоматизированной системой управления в РФ не производятся. Для запуска таких моделей требуются огромные инвестиции, а рентабельность таких проектов вызывает сомнения, поскольку один лишь российский рынок вряд ли сможет своим спросом покрыть затраты на их разработку.
Что касается стандартных многоэтажек, где используются более простые и медленные модели лифтов, там ситуация значительно проще. Уверенность в том, что с проблемой импортозамещения лифтов в большинстве случаев удастся справиться, заметна и в действиях правительства. Постановлением кабмина с 24 мая 2022 года запрещены госзакупки иностранных пассажирских лифтов, кроме произведённых в странах ЕАЭС. Таким образом, у любых организаций с госучастием или госфинансированием остаются варианты российских и белорусских предприятий. Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров отметил, что лифты российских производителей подходят зданиям высотой не более 30-35 этажей и могут развивать скорость до 2 м/с. Высокобюджетным коммерческим проектам, предполагающим строительство высотных зданий и эксплуатацию лифтов с более продвинутыми техническими характеристиками, предстоит искать замену самостоятельно или снижать требования к качеству продукции.
Однако и это ещё не всё. До конца 2024 года 103 тысячи устаревших лифтов в жилых домах выработают свой ресурс и будут нуждаться в замене. В 22 регионах России в негодность придёт свыше половины всего лифтового хозяйства. Председатель комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, депутат Сергей Пахомов отмечал, что для этих целей не хватает финансирования региональных бюджетов, а федеральные деньги на замену лифтов в жилых домах по закону не выделяются. Пахомов выразил уверенность, что производство лифтов в России наладят в достаточном количестве, а вот со средствами регионам нужно помочь. Но и в отсутствии угрозы дефицита новых лифтов, если смотреть на статистику спроса и предложения, уверенности нет. По данным комитета аналитики и статистики Национального лифтового союза, в России в предыдущие годы устанавливалось примерно 44-45 тыс. новых лифтов ежегодно. Из этого количества 75% производилось внутри страны, если учитывать мощности бывшего завода Otis в Петербурге, который переходит в собственность российской компании. Таким образом, чтобы за ближайшие два года заменить ещё 103 тысячи устаревших лифтов, производство оборудования в РФ нужно нарастить чуть ли не вдвое. Справится ли с такой масштабной задачей лифтостроительная промышленность – пока неясно.
Впрочем, определённые подвижки в сторону развития собственного производства также заметны. Накануне было объявлено о запуске в серийное производство новой модели лифта на Щербинском лифтостроительном заводе. Эти подъёмники смогут работать в домах высотой до 40 этажей и развивать скорость до 2,5 м/с. Для сравнения лифты фирмы Otis могут работать со скоростью до 12 м/с.
Очевидно, что монополия всегда ведёт к повышению цен на продукцию из-за отсутствия конкурентов, способных предложить более привлекательные цены. Поэтому региональным бюджетам в ближайшее время вряд ли станет проще закупать новые лифты для замены устаревших, ведь конкуренции на рынке с уходом зарубежных брендов стало ещё меньше.
Вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров считает, что госпрограмму по замене старых лифтов в срок до 2025 года выполнить не удастся. Проблема не только в прямой нехватке мощностей отечественных заводов и высокой цене на продукцию, но и в сохраняющейся зависимости российских лифтостроительных предприятий от зарубежных электронных компонентов. От этой зависимости тоже предстоит избавляться ускоренными темпами. Конечно, благодаря в том числе договороспособной позиции Otis, согласившейся продать весь свой бизнес вместе с оборудованием и технологиями, и наращиванию собственного производства Россия без лифтов не останется.
-
27 ноября в офисе ГК «ПИК» состоялась встреча представителей компании-застройщика с жителями одного из домов...29.11.2019 в 12:44:005590
-
Ничто так не объединяет людей, как общие проблемы. Жильцов дома 33 на Ярцевской сплотила программа реновации23.11.2019 в 12:16:0020700
-
В Москве бригаду «скорой» с пациенткой в тяжелом состоянии освобождали из лифта 40 минут ...18.11.2019 в 14:35:006713
-
Следственный комитет проверяет информацию об инциденте с лифтом, появившуюся в СМИ. Ранее стало известно, что лифт в мно...24.09.2019 в 17:21:003736
-
АО «Мослифт» исполняется в этом году 65 лет.23.05.2018 в 13:07:004217
-
В Московском международном деловом центре «Москва-Сити» в «Башне Федерация. Восток» запустили гр...20.01.2017 в 20:49:003303