Новость общества

Назван город РФ, полностью перешедший на современные зимние реагенты

Назван город РФ, полностью перешедший на современные зимние реагенты

Фото © «Московская газета»

16.12.2024 в 16:38:00
559

В Народном фронте рассказали, по какому принципу идет уборка снега и льда в муниципалитетах

Для уборки снега и льда в России применяются соль, пескосоляные смеси, а также современные противогололёдные материалы, рассказала «Московской газете» исполнительный директор Ассоциации зимнего содержания объектов инфраструктуры и транспорта Юлия Антонова:

«В России около 60 лет назад стали применять пескосоляные смеси и галит. Галит — это однокомпонентная соль, которая эффективна для таяния снега и льда в температурном режиме до -12 градусов. Во многих регионах зимние температуры - 20 и -25, и там применяется соль с песком. Песок — фрикционная часть смеси, для снижения скользкости и лучшего сцепления. Пескосоляная смесь применяется после начала выпадения осадков и понижения температуры: выдержка, обработка дорог путём прометания и, возможно, повторная обработка. А вот современные многокомпонентные материалы в целях эффективности и экономии рекомендуется применять перед выпадением осадков. Учитывая, что у нас сейчас хорошо работают интеллектуальные системы, которые отслеживают не только температуру воздуха, но и температуру дорожного покрытия, влажность и т.д., и дают рекомендации комитетам благоустройства за 40-60 минут до начала выпадения осадков обработать дороги для избежания гололёда. Современных реагентов нужно меньше, чем соли и пескосоляной смеси, и они экологически чистые. А вот у некоторых производителей галита сырьём выступают продукты вторичной переработки. В населённых пунктах рекомендуется применение реагентов, имеющих государственную экологическую экспертизу, подтверждающую, что они не опасны для человека и окружающей среды. Конечно, современные материалы ощутимо дороже, чем галит и пескосоляная смесь».

Пока единственный город, который полностью перешёл на современные противогололёдные реагенты — Москва, отметила Юлия Антонова.

«В 2011 году в Москве отказались от пескосоляной смеси, потом пару лет применяли галит и увидели его коррозийную активность, а потом перешли на многокомпонентные смеси. В целом, регионы сейчас закупают часть пескосоляной смеси и часть современных реагентов. Для современных материалов нужно обновлять технику. На старой технике минимальная доза распределения смеси — 100 грамм на квадратный метр. Современных реагентов при превентивной обработке достаточно 20 грамм, при обычном расходе — 40 грамм на квадратный метр. То есть, надо обновить парк техники и сам принцип подхода к уборке снега и льда. В Санкт-Петербурге в 2024 году закупили 200 тыс. тонн песко-соляной смеси и около 200 тонн современных противогололёдных материалов.

В Новосибирске закупают определённый вид современных реагентов, но в него всё равно попадает пескосоляная смесь — её привозят на колёсах с других участков. Чем ещё она плоха? При -12 снег не плавится. Современные смеси работают до -30. И потом, чтобы подготовить город к весеннему сезону достаточно просто промыть улицы водой в течение 2-3 дней. А песок надо ещё собрать. Собирается всего 15% от всех объёмов применяемого песка. В результате засоряются ливневые канализации, песок оседает на газонах. В Новосибирске и Санкт-Петербурге очень сильные пылевые бури, во время которых содержание в городской среде тяжёлых металлов превышает норму в 18-20 раз. Прочистка ливневой канализации влетает нашим обслуживающим организациям в копеечку. Отдельная задача — утилизация дорожного песка, требующая лицензии и специальных полигонов. Что касается гранитной крошки, то от неё отказались и в Москве, и в Европе. В столице переходят на мраморную крошку, она растворяется через 2-3 года и при этом показывает хорошую динамическую и статическую твёрдость как для пешеходного, так и для автомобильного покрытия. Предприятия, занимающиеся обслуживанием федеральных трасс, сейчас почему-то закупают для этого чистую соль. Возможно, после того, как она покажет свой коррозионный эффект, дорожники изменят предпочтения», — рассказала Юлия Антонова.

Ранее председатель правления «Автодор» Вячеслав Петушенко сообщил, что для содержания дорожной сети «Автодора» этой зимой запасено 230 тыс. тонн чистых хлоридов и 296 тыс. тонн пескосоляной смеси.

«Основа всех реагентов — обычная соль, которая способствует таянию снега и льда, — рассказал «Московской газете» автоэксперт Алексей Голосов. — Есть и другие вещества, которые выполняют эту функцию, но стоят они намного дороже. В пескосоляной смеси песок выполняет функцию улучшения сцепления, а соль растапливает лёд. Но проблема в том, что песок потом надо собирать. В Москве предпочитают покрывать дороги составом, в основе которого — та самая соль. И для автомобилей она ничего хорошего не несёт. Когда соляная жижа с дороги попадает на детали кузова, вода стекает, а соль остаётся. И когда на это место опять попадает вода, соль вызывает ускоренную коррозию, поскольку является катализатором. Малейшее повреждение лакокрасочного покрытия, и кузов начинает ржаветь. В тех регионах, где соль не используют, состояние кузовов автомобилей лучше, это факт. Где-то снег вообще не убирается, а просто утрамбовывается, чтобы образовался «зимник», по которому можно проехать. Где-то снег убирают, где-то посыпают песком. В целом же, в большинстве городов РФ с уборкой снега всё гораздо хуже, чем в Москве».

В 2023 году применение противогололёдных реагентов в Мурманской области было минимальным, рассказала «Московской газете» эксперт Народного фронта Светлана Калинина:

«В основном они применялись только на некоторых улицах в центре Мурманска. В других районах города, а также в районах Мурманской области применялась пескосоляная смесь или зачастую просто песок. Где-то снег вообще не убирался. В некоторые дворы Мурманска, Кандалакши, Колы, Териберки мы просто не могли заехать из-за снежных завалов и ледяных колдобин».

Ранее губернатор Мурманской области Андрей Чибис объяснял северянам, что в столице Кольского Заполярья перешли на новый подход борьбы с гололедом: до -10 дороги посыпают только солью, а потом — смесью песка и соли.

«Это не реагент, не химия, к которой привыкли в крупных городах. Мы внимательно следим за новой технологией. Когда используется песок, каждую весну со сходом снега появляются пылевые бури. Поэтому чем меньше песка выбросим на дороги, тем чище будут города с точки зрения экологии», — сообщал губернатор.

Последние 5 лет уборка снега и льда в муниципалитетах осуществляется по остаточному принципу, сказала Светлана Калинина.

«Ближе к концу года всё решается «через колено»: кого-то заставляют, кого-то просят, обещают заложить средства на уборку в бюджет следующего года. У нас на сегодняшний день тротуарная и дорожная сеть расширяются в соответствии с новыми правилами, прописанными в проекте «Безопасные и качественные дороги». Но к концу года у муниципалитетов не хватает денег даже на пескосоляную смесь. А хватает только на горючее для большегрузов, чтобы набрать песка из ближайшего карьера и посыпать улицы. Сейчас муниципалитеты запланировали средства на уборку снега на следующий год, и это обычно та же небольшая сумма, и что и 5 лет назад. В муниципалитетах строят дополнительные парковые тротуарные дорожки, скверы — все показывают, что осваивают средства в рамках программы благоустройства. Мы спрашиваем: «Какое количество реагентов или техники для уборки снега вы в этом году закупили? Какую старую технику вы для этого отремонтировали? Может быть, вы увеличили штат рабочих для уборки снега, раз дорожная сеть расширяется?». Как следует из ответов муниципалитетов, ничего подобного. Просто берётся песок из соседнего карьера, и на остановочных комплексах дворник рассыпает его из ведёрка. Иногда местный бизнесмен даёт техническую соль, которую перемешивают с песком рядом с карьером, а потом рассыпают в городе. Естественно, своевременной уборки снеговых завалов не происходит, а ледяные «колтуны» остаются до весны. Потом всё это счищает грейдер, и песок отваливается на газоны и попадает в ливневые канализации. Специалистов по содержанию городов сейчас мало, в администрациях зачастую больше приветствуется кумовство. Всё это касается и крупных городов. Вся надежда на новое поколение губернаторов и управленцев», — заключила представитель Народного фронта.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
Народный фронт, реагенты, соль, зима
Поделиться
Похожие новости