Новость общества

Психологи прокомментировали инициативу воссоздания пионерской организации в России

Психологи прокомментировали инициативу воссоздания пионерской организации в России

26.05.2022 в 17:10:00
3585

В России могут появиться отряды пионеров и специальность «пионервожатая»

Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина в этом месяце отметила столетний юбилей. Одновременно в Госдуму внесли законопроект о российском движении детей и молодежи «Большая перемена». Целью движения объявлено предоставление возможностей для всестороннего развития и самореализации детей и молодежи. Идею создания организации поддержал президент Владимир Путин.

Как отметила автор инициативы, председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей Нина Останина, у современной молодежи есть немало претензий к власти. «Когда мы говорим, что есть возможность отучиться, получить хорошее рабочее место, молодежь удивляется. На словах все звучит гладко и красиво, но фактически возможности ограничены. В отсутствии государственной молодежной политики трудно говорить, что принимаемых мер достаточно», — сказала Останина. Она также отметила, что касающиеся молодёжи вопросы сейчас переданы на региональный уровень. При этом, по словам участницы круглого стола, в регионах практически нет молодежи — студенты едут в Москву и Санкт-Петербург. «Если мы хотим, чтобы российские территории не освобождались для иностранных граждан, мы должны сделать все, чтобы молодежь была патриотична», — заявила депутат.

Любая детская или молодежная организация, по словам Останиной, должна объединять участников идеей. К примеру, пионерия побуждала жить в своей стране, любить ее, гордиться и защищать родину. При этом, как напомнила Нина Останина, само по себе возрождение пионерии произошло не сегодня, поскольку в ряде регионов, таких как Северная Осетия, Орловская и Иркутская области, пионерские атрибуты сохранились в школах с прошлого столетия. Там же по-прежнему функционируют отряды пионеров. Всего в России 20 пионерских организаций, официально зарегистрированных в Минюсте. Новая организация, по словам парламентария, будет функционировать на всех уровнях: ее представители будут в дошкольных учреждениях, школах, колледжах и ВУЗах, а вступить в ряды организации можно будет уже с 5 лет. В университетах также предлагается ввести отдельную специальность — пионервожатый. Вожатые будут оказывать поддержку детям на всех уровнях. Кроме того, пионерия обеспечит своих членов дополнительным образованием и увлекательным досугом. Ожидается, что кружки и секции для пионеров будут функционировать на бюджетной основе. Большое внимание будет уделяться интеллектуальному и физическому развитию подрастающего поколения. Не обойдется и без патриотического воспитания. Что касается законопроекта о создании новой организации, то он в первом чтении будет рассмотрен 7 июня. Автор инициативы выразила личную уверенность в том, что предложение будет одобрено.

В беседе с «Московской газетой» психолог Нина Бериасова усомнилась в том, что пионерия приживется в современном обществе. «Я думаю, вернуть пионерию хотят только те, кто когда-то сам был пионером и теперь пребывает в ностальгическом настроении. Спросите об этом у рожденных в 90-е годы, они вряд ли поддержат заучивание речовок, движение строем или иерархию. Бесспорно, подросткам нужна идеология, как минимум для того, чтобы не возникали альтернативные движения (скинхеды, эмо и прочие), но в том, что пионерия в ее классическом виде найдет отклик у современных, более свободных по своему мышлению детей, сомневаюсь. В этом плане меня беспокоит и тот факт, что в пионеры планируется принимать только лучших, мне представляется, что это 1-2 человека из школьного класса, не более. И не исключено, что лучшими будут становиться дети высокопоставленных родителей, а вовсе не отличники или спортсмены. Такое неравенство порождает дополнительные конфликты и буллинг. Думаю, идея очень сырая и требует доработки в соответствии с потребностями и особенностями современных детей», — заключила собеседница издания.

Клинический психолог, основатель академии психологии «ТРИЭТТА» Валерий Ивановский в комментарии для «Московской газеты» пояснил, что вопрос о создании современной пионерии в принципе стал так активно обсуждаться в связи с текущими как внешними, так и внутренними социально-политическими процессами. «В нынешних условиях российскому руководству нужно, чтобы абсолютное большинство граждан консолидированно поддерживало те шаги, которые руководство предпринимает для достижения им же самим поставленных целей», — объясняет специалист. Между тем социологические исследования фиксируют огромную разницу в восприятии одних и тех же событий в зависимости от возраста, профессии и уровня образования респондентов. И наиболее тревожные для власти результаты показывает именно молодёжь. «В этой связи встал вопрос о том, что проводится недостаточно воспитательной работы, включающей в себя в том числе патриотизм, любовь к родине, приятие существующего политического режима, его целей и задач», — говорит Ивановский. Как раз эти недоработки и должна исправить неопионерская организация. Однако психолог напомнил, что современные школьники и так очень загружены учёбой, кружками и дополнительными занятиями, оставляющими мало времени для естественного развития ребёнка. Поэтому создание ещё одной структуры, призванной контролировать и директивно управлять развитием школьников, нельзя назвать определенно хорошей идеей.

Ивановский добавил, что опыт советской пионерии также был неоднозначным. К тому же эта организация строилась под чётко определённую идеологию и мировоззрение. Коммунистическая социальная концепция была тщательно разработана, и Советский Союз не только прививал её на своей территории, но и пытался распространить за свои пределы. «Сейчас, кроме привычных клише вроде патриотизма и духовных скреп, социальная концепция остаётся крайне размытой. И сейчас при создании новой пионерии причины и следствия как бы поменялись местами. От новой организации ждут какого-то перелома в социальном и идеологическом воспитании молодёжи. Но процесс должен идти поэтапно. Сперва нужно определиться, какая у нас идеология, мы Восток или Запад, будет это социалистическая или капиталистическая концепция, или одно из множества направлений между ними. И уже после того, как мы определимся с тем, кто мы, и куда мы идём, можно начинать создание идеологической надстройки в виде различных институтов», — объясняет психолог. Он добавил, что пока нет полной ясности даже с направлением нашего развития.

Ивановский также отметил, что такие понятия, как патриотизм и любовь к родине, не могут существовать без определённой социально-экономической базы. Эксперт привёл в пример пирамиду Маслоу, с помощью которой американский психолог показал иерархию человеческих потребностей и инстинктов. В базе находятся физиологические потребности, а уже по мере их удовлетворения появляется пространство для различных социальных инстинктов. «Если большая часть этой пирамиды удовлетворена, у человека появляется ощущение уверенности, безопасности, реализованности, он чувствует себя гармонично вписанным в этот мир. Это непосредственным образом отражается на восприятии социальной реальности и государства, как замыкающей структуры. Пока не обеспечены базовые физиологические и социальные условия существования человека, говорить о патриотизме и любви к родине как минимум нерационально», — констатировал Валерий Ивановский.

Эксперт подчеркнул, что сейчас Россия столкнулась с большим количеством вызовов, на которые необходимо отвечать. Наилучшим будет тот ответ, который повысит благосостояние каждого российского гражданина. А если человек удовлетворён своей жизнью и чувствует себя счастливым, то отпадает нужда в каких-то специальных институтах, которые бы напоминали ему, что он счастлив и любит свою родину. Если же удовлетворённости жизнью нет, то попытка убедить человека, что он счастлив и любит родину, натолкнутся на сопротивление реальности. В такой ситуации создание подобных структур потребует огромных материальных и человеческих затрат, а их эффект будет минимальным. «Кроме того, возникает вопрос о наполнении этой глобальной структуры профессиональными кадрами. Это также потребует огромных усилий, в том числе по подготовке таких кадров, а в текущих условиях такие затраты ресурсов выглядят нерациональными», — рассказал Ивановский, добавив, что к инициативе о создании «новой пионерии» он относится с тревогой и скепсисом.

Основатель академии «ТРИЭТТА» рассказал, что для государства и общества очень важно воспитывать личности, которые бы в дальнейшем могли поддерживать и стимулировать развитие всего социума. Однако воспитание нужной конфигурации личности возможно лишь в сенситивный период, т. е. с рождения ребёнка и до 15–16 лет. После этого уже складывается ядро личности, которое очень сложно видоизменить. «До недавнего времени эту архиважную задачу худо-бедно выполняла школа. Школа должна не только давать знания, но и выполнять сверхзадачу социального воспитания человека с определёнными доминантами и установками, определённым образом преломляющего поступающие от общества сигналы и реагирующего на них нужным для социума образом. На мой взгляд, нужно сосредоточиться именно на этой институции, на школе, а не плодить аналогичные структуры, которые только затормозят процесс», — пояснил психолог.

Валерий Ивановский напомнил, что в России и так существует достаточно общественных объединений и госорганов разного уровня, в чьи обязанности входит формирование стратегии по воспитанию молодёжи. Эксперт привёл в пример такие огромные структуры, как «Юнармия» и «Российское движение школьников», также занятые патриотическим и иным воспитанием подрастающего поколения.

«Сейчас, особенно на фоне разговоров о выходе из Болонского процесса и создании новой системы образования, самое лучшее время для реформирования школы. Но не нужно плодить лишние сущности. Как говорил Оккам, лишние сущности нужно отсекать», — заключил специалист.

ТеГИ
психологи, пионеры, инициатива, отряды
Поделиться
Похожие новости