Новость общества

В теме трудовой миграции не сходятся две вещи

В теме трудовой миграции не сходятся две вещи

Фото © «Московская газета»

12.03.2024 в 12:39:00
2363

В Совете Федерации поддержали идею введения дополнительных правовых механизмов для регулирования процесса трудовой миграции. Правозащитник Александр Брод считает, что необходимо грамотно и поэтапно вернуть в российскую практику принцип организованного набора иностранных работников. Миграционный эксперт Ольга Чудиновских отмечает, что за 2023 год трудовая миграция в России вернулась к доковидным показателям, и не видит необходимости в ужесточении мигрантской риторики. По словам политолога Константина Калачёва, противоречие между мигрантскими и антимигрантскими трендами – только кажущееся

В Совете Федерации поддержали предложение Минтруда о том, чтобы иностранные работники, нанятые по оргнабору, должны были в течение 15 суток покинуть Россию, если не собираются работать по профилю, об этом сообщает издание «Сибдепо».

Проект предусматривает создание специального документа, который подтвердит право иностранца на временную трудовую деятельность в России: в рамках оргнабора мигрант будет трудиться у конкретного работодателя, а вносить авансовые платежи по документам будет компания-наниматель. Это позволит исключить случаи, когда трудовой мигрант отказывается работать в компании, понесшей расходы на его наем, в том числе затраты на авиабилеты.

О процедуре оргнабора мигрантов эксперты говорят не первый год, сказал «Московской газете» член СПЧ при президенте РФ Александр Брод:

«Такая практика и в советские годы существовала, но многие хорошие начинания в «лихие годы» были подзабыты. И теперь начинаем с нуля. Оргнабор позволяет формировать потоки подготовленных мигрантов под конкретные нужды на рынке труда в России. Естественно, требуется серьёзный заказчик или координатор проекта. Планировалось ранее, что это будет Министерство экономики, но, видимо, теперь бразды правления переданы в Минтруд. Нужен программный документ, подробно регламентирующий процесс оргнабора. Без кадровых агентств, профильных НКО тут не обойтись. Именно они должны распространять информацию об оргнаборе за рубежом, вести приём мигрантов, проверять их навыки. Серьезная, что называется, точечная работа. Приём мигрантов в России, легализация, адаптация, контакт с работодателем, контроль за исполнением условий оргнабора мигрантом. И только потом – карательные меры за невыполнение условий. Поэтому несколько странно, что инициатива Совета Федерации затрагивает именно последнее звено».

По мнению правозащитника, пора от слов переходить к делу: на рынке труда есть зияющие пустоты, дефицит рабочей силы налицо.

«Пора родить программу оргнабора и переходить к её обсуждению и настройке», — подчеркнул Александр Брод.

Пока оргнабор – самая незаметная часть потока трудовых мигрантов, сказала «Московской газете» миграционный эксперт, заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Ольга Чудиновских:

«Около 95% мигрантов трудоустраиваются самостоятельно. У меня такое ощущение, что в Госдуме хотят распространить принцип оргнабора на весь поток трудовой миграции. Не думаю, что это рационально. Оргнабор предполагает, что есть довыездной контракт, который работник заключает с потенциальным работодателем, где уже прописаны условия найма. Сложно представить, под влиянием каких мотивов мигрант захочет поменять место работы, если он уже едет на гарантированную работу.

Если кто-то видит в мигрантах потенциальных преступников и правонарушителей, то это неправильное отношение к трудовой миграции, которая помогает российской экономике нормально функционировать в условиях демографического кризиса. Сейчас начала звучать довольно жёсткая риторика в отношении мигрантов. В прошлом году был внесён законопроект о запрете на ряд профессий для мигрантов. Это общий тренд. Но я надеюсь, что прагматические идеи возобладают».

До 2007 года как раз и действовала система оргнабора мигрантов, иностранный работник мог приехать и получить разрешение, только если работодатель его пригласил, напомнила Ольга Чудиновских.

«Работодатель должен был получить разрешение на наём иностранного работника, это был очень забюрократизированный процесс. При этом набор мигрантов квотировался. Я думаю, сейчас возобновятся и разговоры о квотах. Но всё это может оказаться губительным для трудовой миграции. А при сохранении потребности экономики в иностранных работниках они всё равно будут наняты и будут работать. Поэтому результат возможен иной, чем того желают в Минтруде или в Совете Федерации инициаторы подобного рода законопроектов. В качестве работодателя у нас выступает огромное количество физических лиц, адекватного учёта в этом отношении не ведётся. Когда в 2007 году иностранным работникам разрешили самим приходить в миграционную службу и получать себе разрешение на работу, это сразу облегчило ситуацию для всех: мигранты получили документы и стали «видимыми», а работодатели получили возможность нанимать человека с легальными документами, имеющего разрешение на работу», — пояснила миграционный эксперт.

К концу прошлого года трудовая миграция в России практически вернулась к доковидным показателям, сообщила заведующая лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ.

«Сейчас МВД полностью закрыло статистику по трудовой миграции. По данным министерства на июнь 2023 года, количество вставших на миграционный учет иностранцев составило 5 132 595 человек. Из них более 3,5 млн человек приехали в страну на заработки. Это очень много. Учтите, что граждане стран ЕАЭС могут работать в России без патента, поэтому они в эту статистику не входят. С января по март 2023 года иностранцы оформили 1 407 620 патентов на работу, а количество действующих патентов составило 2 058 532 – 120,8 тысяч. Насколько мне известно, по оргнабору у нас работает максимум 10 тыс. мигрантов. Из Узбекистана, с которым действует соглашение по оргнабору, около 4,5 тыс. Эти цифры – капля в общем море трудовой миграции. С 2020 года идёт компенсаторное восстановление миграционных потоков. В 2022 году было оформлено 2 млн патентов и выдано 95 тыс. разрешений на работу», — рассказала Ольга Чудиновских.

«На теме трудовой миграции происходит некое раздвоение общественно-политического сознания, — сказал в беседе с «Московской газетой» политолог, глава Политической экспертной группы Константин Калачёв. — Тем, кто занимается экономикой ясно, что трудовые мигранты нужны. Но в ура-патриотический дискурс это плохо вписывается. В итоге кто-то стремится монетизировать тему трудовой миграции, кто-то – политизировать, кто-то – бюрократизировать. Важно, что не сходятся две вещи — целесообразность экономическая и целесообразность политическая. Во втором случае есть проблема недовольства коренного населения. На это как-то надо реагировать. К тому же большое влияние в обществе получили люди, которые не стесняются своих националистических взглядов. Приходится оглядываться на них. А иногда они и сами задают тренды. Волна национализма, казалось бы, противоречит другому тренду 2022-2024 годов — превращению бывших советских республик в основных внешнеполитических и экономических партнеров, которых просто так обижать нельзя. Но это кажущееся противоречие. На самом деле мы имеем диалектическое единство и борьбу противоположностей. На самом деле всех и всё устраивает».

Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов в интервью изданию «Business FM» уточнил, что инициатива Минтруда касается только оргнабора мигрантов, но это не значит, что мигранты не смогут работать в сфере услуг.

«Люди, которые идут по оргнабору, должны работать у этого работодателя, когда они разбегаются, это неправильно. Оргнабор — это по заказу определенных работодателей, люди приезжают, чтобы работать у определенного работодателя. Он тратит деньги на перевозку, много издержек», — сказал он.

В свою очередь генеральный директор проектно-строительной компании «Атлант» Дмитрий Минин считает, что инициатива направлена на защиту прав российских работодателей.

«Хорошая идея. Для работодателей это затратно, мы полностью оплачиваем официальное оформление, а если они уходят для нас это невыгодно. Есть несколько случаев, когда привозили специалистов под определенный вид деятельности, так как это уже обкатанная история: под стройку привозишь, есть определенный пакет документов, они их оформляют, сами трудоустраиваются, а потом переходят на более чистое рабочее место», — поделился своим мнением Дмитрий Минин.

Автор: Николай Васильев
ТеГИ
трудовые мигранты, правовые механизмы, оргнабор
Поделиться
Похожие новости