Новость экономики

Что будет с российской экономикой: среднесрочный и долгосрочный прогноз

Что будет с российской экономикой: среднесрочный и долгосрочный прогноз

Фото © «Московская газета»

07.09.2022 в 16:15:00
3972

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков рассказал журналистам, что в этом году стоит ожидать сокращения ВВП страны чуть больше чем на 2%. Минэкономразвития ранее заявляло о падении ВВП России с января по июль 2022 года на 1,1%. Однако, по словам Пескова, есть повод и для умеренного оптимизма: «Падаем мы меньше даже, чем сами прогнозировали. У нас сократится ВВП чуть больше чем на 2% по итогам года — прогнозировали чуть большее падение»

На Западе риски для российской экономики оценивают совсем иначе. Так Bloomberg ссылаясь на некий «внутренний отчет правительства РФ» предрекает нашей стране глубокую и длительную рецессию из-за санкций. Министр экономического развития РФ Максим Решетников на полях ВЭФ уже заявил, что подобные заявления не более чем «рабочая страшилка». Более того, «Ведомости» со ссылкой на свои источники рассказали, что в ведомстве Решетникова оптимистично смотрят в будущее, даже предсказывая рост доходов населения к 2030 году на 20%.

«Московская газета» спросила экспертов-финансистов с большим опытом работы на российском рынке — что они думают об экономике нашей страны в среднесрочной и долгосрочной перспективах.

Элла Гимельберг, специалист по стратегическому консалтингу компаний и развитию рынков, управляющий партнер ГК «Прагматик» комментирует ситуацию с определенной долей пессимизма:

«Если посмотреть на структурные изменения экономики в 2022 году, то прогнозы по сокращению ВВП более чем на 2% по итогам года могут обосновываться только радикально высоким доходом нефтегазового сегмента в первом полугодии. Фактически мы говорим об «эффекте дохода», когда тот же набор товаров, работ и услуг мы продаем по более высокой цене, но в действительности, в количественном выражении наша экономика сжимается. Если обратить внимание на ряд отраслей: строительство, металлургия, автомобилестроение, то падение в этих сегментах по итогам года по разным оценкам будет достигать 20-45%. Также можно констатировать снижение в области перерабатывающей промышленности, ориентированной на экспорт. В целом, показательно то, что рост ВВП к 2030 году МЭР ожидает в размере всего 17%, что показывает «пробитие» нулевого уровня в этом и как минимум следующем году. Мы будем ощущать отложенный эффект санкций еще 2–3 года, и это явно не даст положительного толчка для российской экономики».

Управляющий директор финансового маркетплейса AM Capital Алексей Мурашев настроен более оптимистично и уверен, что в оценках следует придерживаться принципа «золотой середины», а также внимательно смотреть на источники информации:

«Начну с того, что в современных геополитических реалиях все экономические прогнозы – это не просто варианты развития событий, которые носят вероятностный характер. Политика вносит свои коррективы, поэтому важно анализировать не только сами сценарии, но и источник. Негатив со стороны западных СМИ и рейтинговых агентств, в том числе в вопросах динамики китайской и российской экономик, очевиден. Стремление отечественного Центробанка и первых лиц нашей страны избежать нагнетания обстановки – тоже. Будем делать скидку на это и искать точки соприкосновения. Первый момент, который стоит проанализировать, уровень падения ВВП. Согласно данным за второй квартал этого года он составил 4% и это объективная цифра, поэтому на неё вполне можно ссылаться. Напомню, что на этот период пришлось максимальное санкционное давление со стороны западных стран на фоне перестройки всей российской экономики в ситуации неопределённости. Благодаря оперативным мерам, принятым регулятором, уже можно сказать, что резкого шокового обвала не произошло, хотя он и прогнозировался многими западными аналитиками. С учётом геополитических обстоятельств само снижение уровня ВВП было предсказуемым и умеренным, даже большинство лояльных российских экспертов ожидали не менее 5%. Хотя, конечно, полноценное влияние санкций можно будет ощутить только на более длительной дистанции. Так что второй момент – это сроки достижения российской экономикой «дна» и начала восстановления. Все прогнозы единодушны в том, что 2022 год станет самым сложным периодом. Так как спад явно пошёл по плавной траектории, вероятно, он продолжится в 2023 году, постепенно замедляясь. В этом вопросе базовый прогноз ЦБ не противоречит оценкам западных экономистов, в частности, аналитиков Capital Economics и Moody's. Разница лишь в конкретных значениях».

Продолжится ли падение в 2024 году, будет зависеть как от способности страны адаптироваться к ситуации, так и от развития глобальной экономики, считает Алексей Мурашев.

«В первом случае речь идёт прежде всего об успехе программы импортозамещения и переориентации экспорта на новые рынки сбыта. Во втором – о вероятности наступления рецессии в мировом масштабе, что повлияет на все страны. Сложность прогнозируемости данных процессов влияет на экспертные мнения. Отсюда и разница в прогнозах на 2024, 2025 и последующие года. Я бы не стал загадывать так надолго вперёд. Это как раз тот случай, когда мнения сильно разнятся в зависимости от источника и постоянно корректируются», — подчеркнул управляющий директор финансового маркетплейса AM Capital.

Итак, прогнозы экспертов разнятся и даже похожи на диаметрально противоположные. Возможно, это нормально и говорит о том, что мы находимся в сложном периоде развития нашей большой и сложной экономики. Но как известно, большое видится на расстоянии. А значит, и какие-либо железобетонные выводы на основе сегодняшних прогнозов, наверное, всё-таки делать опрометчиво.

Автор: Иван Сергеев
ТеГИ
экономика, прогнозы, ввп
Поделиться
Похожие новости