Очередь за газовыми турбинами уплотняется
Прекращение поставок зарубежных газовых турбин может привести к энергодефициту в России, рассказали эксперты «Московской газеты». Вся надежда на отечественное производство
Модернизация энергетической инфраструктуры в России требует западного оборудования и обслуживания, в связи с чем интенсивность работы электростанций в России несколько лет может показывать снижение, рассказал «Московской газете» экономист Сергей Хестанов.
«Классическая советская теплостанция подразумевала паровой котёл, он вырабатывал пар, который поступал в паровую турбину, которая крутила электрогенератор, вырабатывающий электричество. Иногда отработанный пар использовался для отопления, горячего водоснабжения и т.д. Теоретически станции такого типа подходят для любого вида топлива, на них можно сжигать всё, что горит. На некоторых станциях топливом является мазут, некоторые проектировались под уголь, а потом переделывались под газ, и т.д. КПД таких станций ограничен эффективностью парового котла и паровой турбины. Он довольно небольшой.
В постсоветское время пошёл процесс модернизации энергетики, и вместо котла стали устанавливать газовую турбину, которая крутит свой отдельный генератор. У газовой турбины значительно большая продуктивность. Таким образом из меньшего количества топлива станция вырабатывает большее количество энергии. Но температура газа в газовой турбине радикально выше температуры пара. Поэтому технические требования ним гораздо большее жёсткие. Обслуживать газовые турбины сложно. В советские времена подходящих для электростанций газовых турбин не было. Поэтому при модернизации стали западные. Долго тесно сотрудничали с немецкой компанией Siemens. Теперь оно закончилось. Поставки турбин и запчастей приостановились.
В мире производится не так много турбин, предназначенных для длительной работы, это: США, Германия… В Китае производство большое, но лицензионное. То есть западный владелец лицензии контролирует использование оборудования. Мне известен случай, когда после введения санкций китайское судно, которое везло в Россию специализированную турбину, уже почти приплыло на Ямал, но повернуло обратно.
В Иране, на мой взгляд, нет адекватной замены западных турбин.
Самой важной характеристикой турбины является её ресурс — сколько и с какой интенсивностью она способна работать. А добиться высокого ресурса при производстве непросто. Срок службы, конечно, можно продлить административным образом, но тогда растёт вероятность аварии.
Впрочем, если возможная авария будет терпимой, а чаще всего никакой катастрофы не происходит, на это можно пойти. Вся эта ситуация, если она каким-то образом не решится, не приведёт к отключениям электроэнергии, но может возникнуть энергодефицит, подобный тому, что произошел в начале 2000-ых, когда офисные здания могли не получать достаточного количества электроэнергии, чтобы поставить кондиционеры. Также снижение подачи электричества может испытать промышленность, например, машиностроение, горнодобывающая и нефтедобывающая отрасли. Впрочем, какие-то зримые последствия могут обнаружить себя только лет через пять», — заключил Сергей Хестанов.
Санкции запрещают поставку в Россию энергооборудования, и западные страны распространяют эту широкую формулировку в том числе на электроэнергетику и стараются ничего из этого сегмента в РФ не привозить, рассказал «Московской газете» эксперт Финансового университета при правительстве РФ, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:
«В России изготавливают турбины малой и средней мощности. Самая большая проблема — турбины большой мощности. Хотя первые импортозамещённые агрегаты уже производятся и применяются, например, в Краснодарском крае. Но их явно не хватает. Поэтому основной выход из этой ситуации — перенос ввода в эксплуатацию новых электростанций, сроков модернизации и капитальных ремонтов электростанций. Но накопленный негативный эффект будет нарастать.
В то же время предполагается, что производство турбин всей возможной номенклатуры в России будет постепенно увеличиваться.
Другой вариант — закупки в других странах. Были переговоры с Ираном, но пока новостей о поставках нет. Есть определённый импорт из Китая, он производит турбины в больших количествах и по большей номенклатуре, в этом направлении идут переговоры.
Предполагается закрыть проблему в основном за счёт Ирана и Китая. Но турбины нужны здесь и сейчас; их не поставили, поэтому у всех идут отсрочки, о которых я сказал. Так скажем, очередь за турбинами уплотняется. В связи с этим, может нарастать энергодефицит. Потребление электроэнергии в России растёт, а удовлетворить этот рост становится сложно. Поэтому, например, запрещается майнинг криптовалюты в российских регионах, так как не хватает мощностей. Когда временно отключился один энергоблок Ростовской АЭ, ограничилась подача электроэнергии в нескольких регионах, потому что остальные электростанции не смогли полностью заменить мощности».
В январе-ноябре 2024 года в стране была произведена 61 газовая турбина, общая мощность составила 433,45 мегаватт, за аналогичный период 2023 года мощность произведенных газовых турбин составила 576,18 мегаватт, количество произведенных за этот период 2023 года неизвестно, сообщил «Московской газете» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
«Количество электроэнергии, произведенной газотурбинными электростанциями (ГТЭС) общего назначения в январе-ноябре 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, выросло и составило 49 775,23 гигаватт-час, а январе-ноябре 2023 года – 43 907,4 гигаватт-час. Перспективы у данного сегмента есть. Так, в ноябре 2024 года заместитель министра энергетики РФ Евгений Грабчак сказал, что до 2029 года в стране должно быть введено порядка 50-60 газовых турбин отечественного производства, суммарной мощностью 7 ГВт. По его словам, на оставшемся горизонте планирования Генеральной схемы и программы развития электроэнергетических систем РФ в период с 2031 по 2042 годы должно быть введено 14,3 ГВт новых ТЭС на газовом топливе. Также Грабчак отметил, что в период с 2031 по 2042 годы планируемый объем модернизации генерирующего оборудования ТЭС на газовом топливе составит 38 ГВт, из которых порядка 17,6 ГВт – газовые турбины, то есть потенциальный спрос на них, в рамках указанного периода, составит до 27 ГВт или более 2 ГВт в год.
Можно видеть, что производство газовых турбин в стране есть, и оно развивается. При необходимости вопрос нехватки электроэнергии может быть решен за счет других видов генерации. Вряд ли целесообразно приобретать иностранные газовые турбины, так как это может замедлить развитие отечественного турбиностроения, отрицательно скажется на решении задачи импортозамещения. В стране есть отечественные компании, которые могут производить газовые турбины, а часть комплектующих для них могут производить отечественные же машиностроительные предприятия. Это ускорит развитие данного сегмента.
Газовая турбина — это сложный продукт, который свидетельствует об уровне развития технологий в стране, а их экспорт может принести немалую прибыль, так что такое производство в стране нужно развивать и поддерживать», — подчеркнул Дмитрий Баранов.
-
Эксперты рассказали, пойдет ли Siemens навстречу интересам российской энергетической отрасли при уходе с рынка, и придет...28.08.2022 в 16:21:004427
-
В связи с западными санкциями увеличились сроки поставки в Россию медицинского оборудования, комплектующих и расходных м...29.05.2022 в 21:48:002275
-
Представители ассоциации «Аэропорт», куда входят, в частности, аэропорты «Домодедово» и «П...18.05.2022 в 15:31:003317
-
Неудачей закончились испытания российского аналога турбины Siemens, созданного консорциумом «Роснано», &laqu...18.04.2018 в 19:02:003963
-
МИД ФРГ предупредил о возможности ухудшения германо-российских отношений из-за незаконно поставленных в Крым газотурбинн...23.07.2017 в 14:03:002804
-
Немецкий концерн Siemens опроверг сообщение агентства Reuters о поставке в Крым в обход санкций ЕС еще двух газотурбинны...13.07.2017 в 13:32:003544